VII ________________________ Собор, проходивший в Никее в 787 г., практически целиком был посвящен вопросам иконопочетания
_____________ – город в Италии, культурный центр Средневековья
_____________ – эллинистический центр, где процветал стиль «античного импрессионизма»
______________ линии, которыми отмечены черты лица Христа на мозаике в мавзолее Галлы Плацидии, вплетаются в цветовую гамму мозаики как звучные красочные акценты
______________ – древнейшее искусство миниатюрной резьбы по твердым драгоценным и полудрагоценным камням
______________ – константинопольский патриарх, покровитель искусства
________________ – восточная римская империя, наследница Греко-римского мира и эллинистического Востока
__________________________________ – богослов, один из отцов восточной церкви. Был настоятелем монастыря Хризополис около Константинополя. Как мистик и неоплатоник вёл борьбу с монофизитами
___________________________________ утверждал, что лицо Христа даже в период его земной жизни имело такую «необычную красоту и блеск», что живописец не смог изобразить его, и Христу пришлось самому запечатлеть свой образ на плате, приложив его к лицу
______________________________________ – базилика в Северной Сирии, типичная для архитектуры Ближнего Востока
«Античный импрессионизм» – это
«Ареопагитики» – это труд
«При воскресении субстанция наших тел, как бы они ни разложились, будет целиком воссоединена» – утверждал _______________, один из ранних философов христианства
Автором трактата «Refutatio et eversio» был
Арка Константина – это архитектурное сооружение ______ века, известное своими рельефами
Архитектурное сооружение с местом для погребения называется
Базилика Коджа Калесси – это
Базилика –
Баптистерий православных (Неонианский баптистерий, середина V в.) в Равенне – ____________________ здание
Ближе к западу на стенах крестово-купольных храмов полагалось изображать
Более чем столетний период иконоборчества привел к приостановлению ______________________ изобразительного искусства
В Византии верующий человек всегда ожидал второго пришествия Иисуса Христа, чтобы судить людей. Это пришествие должно произойти с
В Египте, наряду с такими видами искусства, как рельеф, резьба по кости, широкого развития достигло искусство художественного
В качестве важных аргументов в защиту икон на VII Вселенском Соборе были выкинуты еще две функции религиозных изображений
В константинопольском квартале Аргиропратий сосредоточивались мастерские ювелиров –
В огромной перестроенной из римского здания ротонде Св. Георгия (IV-V) были созданы мозаики с поразительными по декоративному богатству изображениями _______________ зданий
В орбите византийского культурного круга первые образцы перегородчатой эмали известны с ___________ вв.
В Х в. искусные эмальеры усложняют технику, разнообразят хроматическую гамму
В художественных образах, созданных в IV и V вв. в Риме, заметно преобладает ____________________________________________ начало
Важную знаковую роль в ходе литургического действа как синтеза искусств играли
Величавые «ангелы небесных сил» ________________ обозначают начало расцвета византийской живописи
Вид декорировки изделия или здания (фасад, интерьер) узорами и изображениями из кусочков дерева, камня, металла и т. п., которые врезаны в поверхности и отличаются от неё по цвету или материалу, называется
Вид монументальной живописи; изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц: камень, смальта, галька и т.д. – это
Византийские мастера мозаики всегда применяли ______________ фон
Византийские мозаичисты умели извлекать великолепные живописные эффекты из особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая поверхность мозаики
Византийский стиль живописи характеризовался
Византийский стиль живописи – это стиль, характеризующийся
Внешний облик здания – это
Вытянутая в плане часть храма, расчлененная продольными рядами колонн, называется
Галерея, идущая по периметру или окружности здания, называется
Глава Византийской империи носил титул
Главное место в византийской культуре и эстетической теории VIII — IX вв. занимали
Главным принципом искусства и в VIII — IX вв. считалось «_______________»
Главным теоретиком второго направления символического восприятия литургии и всех ее элементов был
Греческим городом, оказавшим влияние на византийское искусство, был
Динамическим содержанием храмового действа является, по словам Никифора,
Для новой планировки городов Византии в V-VI вв. характерно расположение в центре городов
Запад стремительно погружался в упадок и варварство в _______ вв. в результате варварских завоеваний и непрекращающихся войн
Из больших циклов монументальной живописи лучше всего сохранились мозаичные и фресковые композиции в
Из больших циклов монументальной живописи лучше всего сохранились мозаичные и фресковые композиции в
Изображение Христа в образе царя небес носит название Христос
Изображения персонажей христианской истории представлялись блюстителям христианской ортодоксии чересчур
Иконоборчество – это
Иконопочитание – это
Иоанн Дамаскин (ок. 675–ок. 749) – византийский
Исидор из Милета – это
Искусство Ближнего Востока формировалось в сложной __________________________ обстановке
Истинно радуются, по мнению Феодора Студита, только __________, так как они лишены каких-либо житейских забот
Исходно-основное помещение в античном римском доме, где располагался очаг, – это
К монументальной храмовой живописи относятся
Каноническое живописное изображение Бога, Девы Марии, святых – это
Капитель представляет собой
Книжная миниатюра – это
Константинопольский храм Св. Софии относится в типу
Крупнейший город Египта – ______ – был хранителем традиций эллинистического искусства
Крупнейшим художественным центром Греции в IV-V вв. был город _____,сохранивший своё значение и впоследствии
Крупнейшим центром текстильного производства и мировым рынком восточноевропейской торговли шелком являлся
Культурной истории западной и восточной традиций в искусстве, которая произросла на почве взаимодействия наследия античного мира, положило начало ____________ Средневековье
Купольная архитектура Египта представлена, главным образом, мавзолеями в
Лучшая мозаика мавзолея Галлы Плацидии – «Христос - Добрый Пастырь» – находится
Мавзолей Галлы Плацидии относится к ________________________ архитектурной форме
Максимальная одухотворенность художественного произведения, характеризующаяся уменьшением значения реалистических подробностей, называется
Миметическое изображение – это изображение
Мозаика – это вид
На понятии «внутренний эйдос» строил свою теорию
Наиболее известными христианскими катакомбами являются катакомбы
Накидка, покрывающей спину, плечи и голову Богоматери, называется
Находясь в упадке, и Запад, и Восток, набирались сил, переосмысливали свое прошлое и настоящее, чтобы
Наша жизнь, – пишет Феодор Студит, – есть не что иное, как подготовка к
Нашивное полотнище в виде миндалевидного щита с шестиконечным крестом -
Небольшая базилика в Киликии называется
Никейский собор 787 г. – это Вселенский Собор
Никейский Собор состоялся в ______ г.
Никифор Константинопольский утверждал, что __________ – лишь общая схема распятого тела
Никифор улавливает важную тенденцию творчества художника
Однако византийских религиозных мыслителей периода иконоборчества совершенно не волнует
Одно из течений в христианстве IV-VI вв., названное по имени священника, отрицавшего божественную природу Христа и считавшего его «превосходнейшим творением» бога-отца, – это
Одно из течений христианства, возникшее в Византии в V веке, основанное константинопольским архимандритом Евтихием. Утверждало одну божественную природу Христа, а не две – божественную и человеческую, – это
Описание Фотия церкви Богоматери Фаросской по существу является анализом процесса
Основное внимание византийских мыслителей VIII — IX вв. было привлечено к вопросам
Основой для композиции «Константин и Елена» стал праздник
Основы средневекового сознания и искусства закладываются в культуре ________________ в(вв.)
Период иконоборчества продолжался _____________ лет
Период иконоборчества соответствует ___________ гг.
Период иконоборчества соответствует ____________ гг.
По словам ________________________ духовно-этическая сфера освящена духовной «красотой Христа»
По словам константинопольского патриарха Никифора, «__________________ прямо и непосредственно при первом взгляде на нее представляет нам облик изображаемого и вызывает его в памяти, ибо изображение на ней подобно изображению в зеркале»
По случаю парадного приема сарацинских послов из Новой церкви Василия Македонянина были взяты _____ больших серебряных подсвечника
Подземные помещения искусственного или естественного происхождения, использовавшиеся для погребения христиан и иудеев, – это
Поперечный неф, расположенный в восточной части храма и выступающий с обоих сторон, называется
Правление Палеологов, последней династии византийских императоров, приходится на время _______________________________________________ Византии
При Юстиниане I на первый план выступало искусство
Проблема изобразимости – это одна из проблем
Проблема описуемости – это одна из проблем
Произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приёмов, – это
Против изображения Бога и святых в человеческом облике восстала влиятельная при константинопольском дворе партия
Расположение сюжетов на стенах культового здания зависело не только от иконографического канона, но и от ______________________________ здания
Римская империя распалась на две самостоятельные части – Западную и Восточную в ______ веке
Роспись храма была подчинена задаче создания ___________________ пространства
С ____ в. теория образа вошла в самую суть православного богословия
С победой иконопочитания в IX в. практически завершилось активное формирование основного ______________________ направления византийской эстетики
Своеобразным памятником, сочетающим центрическую систему плана с базиликальным, в IV-V вв. является
Святым, которым был посвящен храм, и патронам заказчиков отводилось наиболее почетное место
Символическое восприятие литургии – это
Смальта – это
Согласно легенде, царица Елена, мать Константина Великого, во время путешествия в Иерусалим в _____ г. обнаружила крест, на котором распяли Христа
Соответствие геометрических форм построек Равенны – века их названиям
Соответствие названия церквей их формам
Соответствие храмов и церквей их месторасположению
Сочинение Константина VII Багрянородный называлось «О _____________ византийского двора»
Сплав стекла с минеральными красками, из которых выкладывается изображение на стене, называется
Старания византийских подвижников были направлены на обретение
Степень сходства или подобия в искусстве во многом зависит, по мнению константинопольского патриарха Никифора, от
Творческий метод византийских мастеров, передававшийся из поколения в поколение, сложился на основе теории
Теория образа – это
Техника живописи красками на чистой или известковой воде по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку, называется
Традиционная эстетическая категория «_______________» занимает скромное место в трактатах иконопочитателей
Традиция христианской аскезы, основанная на молчании, – это
Труд Максима Исповедника, в котором он разработал иной аспект литургической символики, называется «______»
Удлинённое крытое помещение, в котором одна из продольных стен заменена колоннами, столбами или сплошным рядом больших окон, называется
Храм Св. Софии в Константинополе построен в 532 - 537 гг. малоазийскими зодчими
Христос на мозаике «Христос - Добрый Пастырь» изображен ________________________ среди стада овец
Цель человеческой жизни, по мнению Феодора
Центральное помещение в древних греческих храмах, святилище, где стояли статуи богов, называется
Церковное строительство стало широко развиваться на Ближнем Востоке с(со) ________________ в.
Церковь Сан-Витале, возведенная в VI в., имеющая ___________________ форму
Церковь Санта Констанца – это храм
Церковь Санта Костанца (IV в.) украшенна кольцеобразно расположенной колоннадой, состоящей из _____ сдвоенных колонн
Чеканный бордюр из ризницы кафедрального собора в Эстергоме (Венгрия) со сложной вязью плетенки, исполненный в конце ХШ в., – это
Юстиниан – это
Ярким образцом официального направления, связанного с традициями позднего императорского искусства Древнего Рима, является колоссальная бронзовая статуя императора из
Яркое проявление византийского художественного гения – перегородчатые эмали на
Наряду с официальным императорским искусством, а также с холодным классицизирующим направлением, широкое распространение в искусстве Древнего Рима получила скульптура, создававшая ___________ образы людей
Пластинки из слоновой кости, украшенные рельефными изображениями и текстами называются консульские
На заре Средневековья Византия оставалась единственной хранительницей ______________________ культурных традиций
Для рельефов, исполненных на диптихах, характерны, в частности, мотивы
Ко времени арабского завоевания художественная культура коптского Египта приобрела ___________________________ характер