В древности пользовались тростниковым пером, с VI века в употребление входит гусиное перо:
В рисунке цветовые отношения всегда подчинены отношениям света:
В течение всего XV века происходит борьба между системами рисования: готической, линейной, орнаментально-плоскостной и ренеcсансной:
Во второй половине XIX века происходит распад содружества пера и кисти, и рисовальщики разделяются на две противоположные группы:
Достоинство тростникового пера состоит в том, что линия ведется им очень эластично и легко и может быть очень широкой:
Настоящий расцвет техники рисования графитным карандашом начинается с конца XVI века:
Начало рисунка восходит к древнейшим периодам в истории человечества:
Одновременно с углем в Италии развивался еще один мягкий инструмент - итальянский, или серый мел:
Пастель допускает съемные тонкие слои и втирание краски пальцами или особым инструментом:
Первое знакомство с графитом относится ко второй половине XV века, и графитный карандаш быстро приобретает популярность:
Рисунок в Венеции или в Северной Италии почти всегда имеет самостоятельное значение, обладает специфической выразительностью:
Рисунок сангиной характеризует красочная линия:
Серебряный грифель требует от художника чрезвычайной точности, так как его штрихи почти не допускают поправок:
Серебряным грифелем рисовали только на грунтовой и тонированной бумаге:
Углем пользовались греческие вазописцы для предварительных набросков композиций на вазах:
Художники стали использовать бумагу для рисования в XVIII веке:
Штрих на гладких сортах бумаги может быть доведен до тончайших начертаний, приближая рисунок к технике гравюры: