1820-е гг.: декабристы и близкая им журналистика сплетались с мыслями о народности искусства
«Журнал изящных искусств» Григоровича об отечественном искусстве
«Поденщина» содержала немало бытовых наблюдений и черточек, ценных для изучения русской провинции
В 1802г. Карамзин основал журнал «Вестник Европы»; в России это была пора общественной активности
В 1807 г. в Москве увидел свет первый искусствоведческий журнал «Журнал изящных искусств»
В 1812 г. Н. Гречем основан журнал «Сын Отечества»; его темы: патриотическое воодушевление Отечеством
В журнале встречаются страницы с оценкой современных художественных явлений
В мае 1820 г. П.Свиньин начал издавать собственный журнал «Отечественные записки»
В Москве была традиция издания просветительской литературы: освещались также темы об изящных искусствах
В художественной критике не было течений в русле единой романтической критики; она формировалась
Впервые в русской истории художественный критик, объединил две составные: историю и критику
Все интересы П.Свиньина, столь разные, вращались вокруг одной темы: Россия, её люди, её история, природа
Главная идея издателя: показать талантливость русского народа, его самоотверженность, величие в истории
Главную задачу П.Свиньина составляла пропаганда отечественной культуры: материальной и духовной
Григорович как бы реализовывал просветительскую миссию, взятую им на себя в журналистике
Григорович не придерживался положения классицизма: античность есть образец творчества художественного
Григорович принял девиз: «Религия и Отечество – вот единственные источники для изящных творений»
Григорович считает, что иконы принадлежат к лучшим временам древнейшим, но не к XVII в.
Григорович считал, что его задача – не сам спор, а рассказать читателям о неизвестном для них
Две основные мысли составляют пафос «Письма» в «Смеси»
Журнал «Отечественные записки» П. Свиньина
Журнал «Смесь» стоял на позициях «поощряющей критики» изобразительного искусства
Журнал В. Тузова «Поденщина» – первый в России, непосредственно связанный с искусством
Журнал подробно информировал о художественных выставках, изданиях альбомов и т.п.
Журнал стал одним из центров художественной критики в ее применении к литературе, и к искусству
Здесь выражена гордость за Отечество, уверенность, что современное искусство должно быть национальным
Здесь и личное мнение православного человека, и отражение обостренного чувства любви к Отечеству
Иконы святых русских мастеров, вызывали споры о датировках: или время Владимира Святого, или XVII в.
Интересна статья, посвященная полотну Жироде «Оссиан, встречающий тени французских воинов»
Литературная критика: элементы перспективной программы сатирического или реализма просветительского
Ломоносов выдвинул «правила», согласно которым критика должна исходить из пафоса Просвещения
Ломоносов писал об архитектуре, прикладных искусствах, живописи; критика тогда не была дифференцирована
Ломоносов – преимущественно великодушный доброжелатель, щедро восхваляющий современника
Ломоносова привлекали массовые искусства: архитектура и фейерверки
М.В. Ломоносов и истоки русской художественной критики
Муравьев развивал идеи Просвещения: прогресс человечества неотделим от образованности общества
Н. Новиков ставил следующую цель: бороться с пороками современников, прямо указывая на них
О чем бы ни писали журналы, они активизировали общество, пробуждали критическое отношение
Обе стороны его деятельности тесно переплетены, и это придает особую специфику той и другой
Определение Ломоносовым понятия «критика» и позиции критика
Осуждение тех, кто не ценит отечественного, одобряя одно чужестранное
Отношение Ломоносова в живописи
Отношение Ломоносова к поэзии
Подъём журналистики с конца 1760-х гг. сыграл определенную роль в становлении критики художественной
Предметом исключительного интереса Карамзина были изобразительные искусства
Пристрастие к изучению и пропаганде отечественной культуры стало сутью всей жизни П.Свиньина
Редактор-издатель П.Свиньин планировал включить в «Отечественные записки» многие направления
Роль журналов конца 1760 – 1770-х гг. в развитии художественной критики
Самый передовой журнал «Трутень»: защита интеллигенции (включая художников)
Самым значительным сатирическим журналом, вышедшим после 1769 г., стал «Живописец» Н.Новикова
Современное русское искусство вошло в журнал Свиньина; он взял на себя художественную критику
Статьи о русском искусстве Григоровича
Формируется новое направление в искусстве – романизм и романтическая эстетика
Художественная критика 1800-х – 1820-х гг.
Это архитектура и изобразительное искусство, живопись, скульптура, графика