Верны ли утверждения?
А) В науке готовый результат зависит от личности ученого
В) Подлинные научные достижения в известной мере не отражают индивидуальность ученого и его личностные особенности
Верны ли утверждения?
А) В нормах научной этики находят свое воплощение общечеловеческие моральные требования и запреты
В) Этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей
Верны ли утверждения?
А) В ходе эксперимента невозможно изучение того или иного явления в «чистом» виде
В) В процессе эксперимента необходимые наблюдения, сравнения и измерения могут быть проведены столько раз, сколько нужно для получения достоверных данных
Верны ли утверждения?
А) Виды творчества определяются характером созидательной деятельности человека
В) Все виды творчества имеют между собой глубокую взаимосвязь
Верны ли утверждения?
А) Всякий элемент - часть, но не всякая часть - элемент
В) В иерархических системах элемент не может быть рассмотрен как система
Верны ли утверждения?
А) Выбор и применение методов и различных методик исследовательской работы не вытекают из природы изучаемого явления
В) Метод сам по себе предопределяет полностью успеха в исследовании действительности
Верны ли утверждения?
А) Гипотеза как высказывание, истинность или ложность которого заранее неизвестна, но может быть установлена опытным путем, направляет исследование
В) Гипотеза как логически обоснованное предположение должна быть суждением, сформулированным на основе анализа полученных ранее результатов решения теоретических или прикладных проблем, а также проведенных фундаментальных или прикладных исследований
Верны ли утверждения?
А) Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, неподвижны
В) Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы»
Верны ли утверждения?
А) Для адекватного логико-методологического исследования интегративной сущности математизации необходимо обратиться к конкретно-всеобщему, объективному основанию самого процесса интеграции научного знания
В) Современный уровень развития математики и ее методов дает ей возможность лучше, чем другим наукам, выступать подтверждением материального единства мира
Верны ли утверждения?
А) Добывание истины возможно без участия в этом труде субъекта
В) Среди мотивов научной деятельности решающая роль признается не столько за «чистой», отрешенной от личных интересов любознательностью, сколько за «мотивом достижения» - стремлением к успеху, к достижению цели
Верны ли утверждения?
А) Измерение исторически развивалось из операции сравнения, являющейся его основой
В) При прямом измерении результат получается непосредственно из самого процесса измерения
Верны ли утверждения?
А) Информационная технология обработки предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные, известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки
В) Информационная технология хранения данных, информации и знаний не могут выступать как разновидность технологии обработки данных
Верны ли утверждения?
А) Информационная технология обработки предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные, известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки
В) Информационная технология хранения данных, информации и знаний не могут выступать как разновидность технологии обработки данных
Верны ли утверждения?
А) К функциональным информационным технологиям можно отнести технологии, обеспечивающие выполнение определенных видов деятельности, функций, процессов и т.п.
В) К обеспечивающим информационным технологиям можно отнести технологии, связанные с конкретными информационными процессами
Верны ли утверждения?
А) Каждый из общенаучных подходов, взятый сам по себе, должен абсолютизироваться
В) Общенаучные подходы - эффективные и адекватные пути исследования реальности при условии их совместного применения с другими подходами, а также с традиционными средствами
Верны ли утверждения?
А) Конечным пунктом системного исследования является формирование целостной, интегративной модели изучаемого объекта
В) Системные исследования представляют собой особый вид познавательной деятельности, изучающей объект как целостность, располагающую собственным арсеналом познавательных средств, имеющих междисциплинарный характер
Верны ли утверждения?
А) Логический анализ предназначен для определения круга тех понятий, с помощью которых описывается предмет исследования, поиск внешне хорошо различимых признаков
В) Контент-анализ включает такие процедуры, как интерпретация основных понятий (трактовка скрытого в них содержания) и их операциональные определения (расчленение понятий на элементы, для которых можно подобрать эмпирические индикаторы)
Верны ли утверждения?
А) Математизация - двусторонний процесс, предполагающий высокий теоретический уровень развития взаимодействующих наук
В) Наиболее явно иитегративная функция математики проявляется в математизации физического знания, имеющей более чем трехвековую историю
Верны ли утверждения?
А) Методы абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному носят универсальный характер и являются обязательным для любого процесса научного исследования в туризме
В) Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину
Верны ли утверждения?
А) Мотивационные факторы (подчинение интеллекта внешним по отношению к познавательным интересам личности задачам, стремление избежать риска) оказывают губительное влияние на работу умственного механизма
В) Лучшая мотивация создается, когда ученый является внутренне детерминированным
Верны ли утверждения?
А) Научная проблема формируется в терминах определенной научной отрасли
В) Проблемная ситуация возникает как противоречие между существующими теориями и новыми фактами, нуждающимися в ином теоретическом истолковании
Верны ли утверждения?
А) Общенаучными или общелогическими методами являются мысленный эксперимент, моделирование, гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматический метод
В) Анализ и синтез являются методами определения оптимального соотношения сил и средств
Верны ли утверждения?
А) Под "внешним" понимается мотивация, исходящая от предметно-исторического контекста научной деятельности
В) Перед логикой и методологией интеллектуальная работа и ее продукты выступают в обобщенном виде, очищенном от всего, что несет на себе печать индивидуальности
Верны ли утверждения?
А) Под научной проблемой ученые понимают такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом знании
В) Признаком, по которому отличается научный вопрос от научной проблемы, является различный характер предположения, содержащегося в вопросе
Верны ли утверждения?
А) Практика не является основой возникновения проблемной ситуации
В) Признаком, по которому отличается научный вопрос от научной проблемы, является различный характер предположения, содержащегося в вопросе
Верны ли утверждения?
А) Проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия
В) Задачи исследования вытекают из гипотезы и предмета
Верны ли утверждения?
А) Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения
В) Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно приступать к постановке задачи по её решению
Верны ли утверждения?
А) Продуктом научного исследования являются научные знания
В) В современной науке принято выделять два направления исследований: фундаментальные и прикладные научные исследования
Верны ли утверждения?
А) Процесс научного познания регулируется познавательными и методологическими нормами
В) Социальная ответственность ученых реализуется во взаимоотношениях науки и общества
Верны ли утверждения?
А) Развитие современных научных теорий показывает, что их основные принципы являются очевидными в декартовском смысле
В) Никакой логики открытия, никакого алгоритма открытий в принципе не существует
Верны ли утверждения?
А) Различие между научным и художественным творчеством в том, что ученый ограничен жесткими рамками логики и фактов, а художник "абсолютно свободен"
В) Поэт менее других творцов ограничен законами языка и традициями, в рамках которых он может создать нечто новое
Верны ли утверждения?
А) Разум по своей природе стремится к наиболее правдоподобным объяснениям, чтобы затем исходить из них
В) Новая идея может родиться только после осознания того, что старые идеи и старые подходы оказались явно неэффективными и не могут привести к решению проблемы
Верны ли утверждения?
А) Результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы
В) Эмпирические и теоретические уровни познания не взаимосвязаны между собой
Верны ли утверждения?
А) Роль теории в развитии научного знания ярко проявляется в том, что фундаментальные теоретические результаты не могут быть получены без непосредственного обращения к эмпирии
В) Новые явления могут быть открыты в науке и путем эмпирических, и путем теоретических исследований
Верны ли утверждения?
А) Сложной формой обобщения, позволяющей отличать важные факты от второстепенных, является типизация, заключающаяся в отборе характерных (типичных) фактов, выражающих наиболее важную сторону изучаемого явления или группы явлений
В) Историческое представляет развитие в его последовательном проявлении, а логическое выражает развитие в его сущности
Верны ли утверждения?
А) Социальные ценности в науки укореняются через убеждения ученых
В) Наука является социально организованным институтом
Верны ли утверждения?
А) Сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность
В) Различные интересующие исследователя объекты могут сравниваться непосредственно или опосредовано - через сравнение их с каким-либо третьим объектом
Верны ли утверждения?
А) Творческая компетентность - условие проявления креативной способности
В) Творческая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение, неясную или более определенную тревогу, обнаруживая в реальной действительности (внешней и внутренней) отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии
Верны ли утверждения?
А) Творческая проблема не отличается от простого вопроса, затруднения
В) Сознательный поиск возможных путей решения проблемы является продолжением подготовительной фазы творчества
Верны ли утверждения?
А) Творчество - это высшее проявление интеллекта
В) Нахождение нового научного метода - результат творческой деятельности, для которой не существует никакой заранее известной методики
Верны ли утверждения?
А) Творчество возможно свести к чисто логической процедуре
В) Творческое мышление есть положение, изучив которое можно приобрести возможность творить чудеса
Верны ли утверждения?
А) Творчество обычно определяют как процесс создания чего-то нового, никогда раньше не бывшего
В) Творчество касается только научно-исследовательской работы, технических изобретений или решения школьной задачи нешаблонным методом
Верны ли утверждения?
А) Творчество, как правило, начинается с фактов
В) Кульминационным этапом творчества является открытие новой, основной, главной мысли или идеи, определяющей, каким образом может быть решена проблема
Верны ли утверждения?
А) Теоретический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов
В) Эмпирический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания
Верны ли утверждения?
А) Термин «открытые системы» понимается как возможность любых двух систем взаимодействовать между собой с помощью соответствующих рекомендаций
В) Современные сетевые объектно-ориентированные информационные технологии являются компонентами технологий управления в различных предметных областях
Верны ли утверждения?
А) Универсальность и значимость эвристических форм и методов познания привели к тому, что эвристику отнесли к отдельной науке
В) Термины «эвристика» или «эвристичный» нельзя применять к любому методологическому элементу деятельности
Верны ли утверждения?
А) Формализация не является основой для алгоритмизации и программирования
В) При формализации оперируют с рассуждениями об объектах исследования
Верны ли утверждения?
А) Функциональный подход - необходимое условие исследования феномена управления и связанных с ним информационных процессов
В) Системные исследования опираются не на одну научную дисциплину, а используют знания из различных областей, необходимые для целостного познания объектов
Верны ли утверждения?
А) Функциональный подход ориентирует на изучение внутреннего строения системы, выявление закономерностей процесса упорядочения элементов в системе, анализ характера и специфики связей между элементами
В) Структурный подход отвлекается от содержания, структуры системы, сосредотачиваясь на задаче обнаружения функциональных зависимостей между входными и выходными параметрами системы
Верны ли утверждения?
А) Функция анализа состоит в установлении связей между фактами и объединение их в группы по выделенным основаниям
В) Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными
Верны ли утверждения?
А) Эвристику противопоставляют алгоритмизации
В) С помощью эвристических процедур многие психологи пытались построить компьютерную модель человеческого знания
Верны ли утверждения?
А) Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки
В) Наиболее важным в сфере этики ученого мира является проблема авторства научных открытий
__________ - взаимосвязанные действия, выполняемые в строго определённой последовательности с момента возникновения информации до получения заданных результатов
__________ - внутренняя исходная единица, функциональная часть системы, собственное строение которой не рассматривается, а учитываются лишь ее свойства, необходимые для построения и функционирования системы
__________ - выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой
__________ - высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами
__________ - деятельность по созданию культурных ценностей и их интерпретации
__________ - исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении
__________ - исследования, направленные на применение результатов фундаментальных научных исследований, достижение практических целей и решение конкретных задач
__________ - комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав системы или сети
__________ - конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы
__________ - конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск
__________ - логический вывод положений теории из исходных базовых конструктов
__________ - метод исследования путём разложения предмета на составные части
__________ - метод обучения, способствующий развитию находчивости и активности
__________ - мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них
__________ - обобщение фактов, экспериментальных данных
__________ - объект, функционирование которого, необходимое и достаточное для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом
__________ - один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых научных знаний
__________ - определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию
__________ - особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символом
__________ - осознание, формулирование концепции о незнании
__________ - отношения между элементами в системе, необходимые и достаточные для того, чтобы система достигла цели
__________ - переработка определённого типа информации (текстовой, звуковой, графической и др.) и преобразование её в информацию другого типа
__________ - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость
__________ - показатель того, что знание, зафиксированное в общепринятых положениях, чересчур общо, неконкретно, односторонне
__________ - полная (необходимая и достаточная) совокупность элементов системы, взятая вне ее структуры, то есть набор элементов
__________ - простейший вид научного познания, опирающийся на данные органов чувств
__________ - процесс выполнения последовательности операций над данными
__________ - процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов
__________ - процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему
__________ - процесс применения понятий и методов математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа исследуемых ими явлений
__________ - процесс регистрации, фиксации, записи информации (данных, знаний) о событиях, объектах (реальных и абстрактных), связях, признаках и соответствующих действиях
__________ - процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения
__________ - ракурс, в котором рассматривается проблема
__________ - реферативное, подробное изложение вопросов, по которым систематизируется весь собранный фактический материал
__________ - совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения
__________ - совокупность информации, знаний, опыта, материальных средств при разработке, создании и производстве новой продукции и процессов в любой отрасли экономики, имеющих характеристики высшего мирового уровня
__________ - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации
__________ - совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого
__________ - совокупность наук о законах и формах правильного мышления
__________ - совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем
__________ - совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки
__________ - соединение полученных при анализе частей в нечто целое
__________ - специфическое направление общей теории систем, которое представляет конкретные процессы и явления в качестве систем, обосновывает наличие определенных системообразующих признаков у конкретных объектов, классифицирует и описывает их
__________ - специфичные явления, которые сопровождаются человеческим гением, интеллектом и образованностью
__________ - способ исследования с использованием научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета
__________ - способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания
__________ - способность непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательств
__________ - сфера науки и практики, в которой находится объект исследования
__________ - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, одна из форм общественного сознания
__________ - творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения
__________ - теоретические и (или) экспериментальные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, человека, общества и искусственно созданных объектов
__________ - технологическая основа создания географических информационных систем, позволяющая реализовать их функциональные возможности
__________ - формализованный метод изучения текстовой и графической информации
__________ - это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях