А. С. Хомяков отвергает идею абсолютизации каких-либо национально-религиозных форм жизни:
А. С. Хомяков резко отрицательно оценивал достижения западной культуры:
А. С. Хомяков сильно сомневался в том, что Россия способна будет освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, которое получила история под влияние Запада:
В своих социально-исторических взглядах П. Я. Чаадаев исходил из идеи самобытности русской истории:
Западники были убеждены, что европейское общество должно рассматриваться как образец для подражания:
Идеи западничества нашли положительный отклик в творчестве Н. Я. Данилевского:
Н. Я. Данилевский выделяет десять культурно-исторических типов в истории человечества:
Н. Я. Данилевский отказывается от представления об историческом процессе как о прогрессивной смене различных его ступеней:
Н. Я. Данилевский пессимистически оценивает перспективу развития Западной Европы:
Н. Я. Данилевский развивает свои социально-исторические взгляды на базе принципа европоцентризма:
Н. Я. Данилевский рассматривает эволюцию культурно-исторического типа как прохождение фаз жизненного цикла от рождения до смерти:
П. Я. Чаадаев был убежден, что православие обеспечило высокий культурный уровень развития России:
П. Я. Чаадаев истолковывает историю России как высоко культурный самобытный процесс:
П. Я. Чаадаев обосновывал европоцентризм с христианской точки зрения:
Позитивной чертой русской культуры, русского ума и характера славянофилы считали целостность:
Согласно А. С. Хомякову, этносы становятся участниками всемирной истории, развивая свои культуры под знаком либо иранства, либо кушитства:
Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского покоится на идее прогрессивного развития всего человечества:
Термин "славянофилы" был введен самими славянофилами: