Верны ли следующие утверждения?
А) «Иранство» у Хомякова является началом, созидающим цивилизацию свободно творящих личностей
В) «Кушитство»у Хомякова созидает цивилизацию, основанную на необходимости и порождает сильные государственные образования
Верны ли следующие утверждения?
А) «Мировой город» Шпенглера «всасывает» в себя все содержание истории, подчиняя себе совокупный ландшафт культуры
В) Обитатель «мирового города» Шпенглера – «новый кочевник», «паразит»
Верны ли следующие утверждения?
А) А. Тойнби считает, что локальные цивилизации – это «острова замкнутой в самой себе истории»
В) А. Тойнби считает, что «цивилизации рождаются и развиваются, успешно отвечая на последовательные «Вызовы» природы и истории»
Верны ли следующие утверждения?
А) Антропологизация истории нашла свое отражение в повышенном внимании к образу смерти в развитии культуры
В) Французские историки выделили следующую особенность человека: в понимании индивидом и обществом смерти проявляется их отношение к жизни
Верны ли следующие утверждения?
А) Базисом цивилизационной теории является принцип плюрализма и своеобразия цивилизаций
В) В цивилизационной теории получает полноценное раскрытие то обстоятельство, что в течение многих веков человеческая история протекала как параллельное сосуществование не только локальных государственно-национальных образований, но и крупномасштабных надгосударственных общностей
Верны ли следующие утверждения?
А) Бродель особое внимание уделяет цикличности в динамике цивилизаций
В) В концепции Броделя, основное внимание уделено иерархии различных компонентов цивилизации и сущностным связям между этими компонентами
Верны ли следующие утверждения?
А) В концепции Тойнби определяющее значение для исторического исследования имеют категории пространства-времени
В) Исключительное значение в процессе «передачи» времени Тойнби отводит памяти
Верны ли следующие утверждения?
А) В мироэкономиках, по Валлерстайну, разделение труда между обществами осуществляется в рамках единой имперской общности
В) В мировых империях, по Валлерстайну, политическая система состоит из многих государств, соперничающих друг с другом в рамках межгосударственной системы
Верны ли следующие утверждения?
А) В рамках исторической антропологии, социальные явления объяснялись психологическими условиями
В) В рамках исторической антропологии, социальные явления объяснялись «коллективным образом чувств»
Верны ли следующие утверждения?
А) В ХХ в. плюралистическая концепция истории окончательно сменяется монистической
В) В ХХ в. исследователи делают акцент на рационалистическом подходе к осмыслению истории
Верны ли следующие утверждения?
А) Для П. Сорокина, целью истории является безграничное созидание, накопление и усовершенствование Истины, Красоты и Добра, что приближает человека к Творцу
В) Согласно концепции П. Сорокина, мировая культура вечна, и на смену уходящей в прошлое культуре придет новая, более совершенная культура
Верны ли следующие утверждения?
А) Для философов-стоиков «civilis» - гражданское - противопоставляется «naturalis» - естественному
В) В эпоху Просвещения слова «цивилизовать», «цивильность» или «цивильный» используются как отражение утверждения тех норм благопристойности, воспитанности и образованности, которые были приняты в аристократических кругах
Верны ли следующие утверждения?
А) Ж. Дюби выделял три временных типа ментальности: скоротечный, средне продолжительный и долготекущий
В) Типы ментальности, выделенные Ж. Дюби, подтверждают тезис об изменении мышления во времени
Верны ли следующие утверждения?
А) История, по Тойнби, – дело рук Творца, осуществленное через существование человека и человечества
В) Для Тойнби признание божественного творения истории уничтожает роль историка как со-творца прошлого
Верны ли следующие утверждения?
А) Культуру бытия Сорокин рассматривает как Абсолют в состоянии покоя, в котором преобладают духовные отношения к природе – смиренное, уважительное осмысление самого себя как органической части бесконечного бытия
В) В духовной культуре П.А. Сорокин особо выделяет этику христианского милосердия
Верны ли следующие утверждения?
А) Между поведением человека, детерминированным культурным архетипом и конкретным поступком всегда имеется тонкая прослойка, допускающая свободный выбор человека
В) Внутренних свободных возможностей человека достаточно для того, чтобы преодолеть архетипическую детерминированность поведения
Верны ли следующие утверждения?
А) Методологическая основа парадигмы Сорокина в качестве внутренних компонентов включает в себя интуитивный метод
В) Методологическая основа парадигмы Сорокина в качестве внутренних компонентов включает в себя эмпирический и рационалистический методы
Верны ли следующие утверждения?
А) На втором этапе осмысления цивилизации в теориях исторического процесса продолжают господствовать представления о целостности и связности истории
В) На втором этапе осмысления цивилизации начинают развиваться представления о множественности локальных цивилизаций
Верны ли следующие утверждения?
А) Непрерывность истории, как и непрерывность пространства времени, есть для Тойнби «перетекание» дискретности существования человечества
В) В концепции Тойнби, понятие непрерывности имеет значение только как символический умозрительный образ
Верны ли следующие утверждения?
А) Основа сущностного в истории, по Тойнби - вселенский разум, божественный закон - Логос
В) Истина, по Тойнби, выявляется в Ответе человечества на Вызов Логоса
Верны ли следующие утверждения?
А) Отдельные цивилизации выявляются в миросистемах только как временный результат объединения тех или иных системных факторов
В) И. Валлерстайн считал, что Россия вошла в капиталистический мир-экономику в XVIII в. и заняла в ней очень своеобразное положение
Верны ли следующие утверждения?
А) По Валлерстайну, основные функции культуры сводятся к обеспечению неравноправного международного разделения труда через идейно-символическое прикрытие реальных отношений
В) По Валлерстайну, расизм предстает как принижение периферийного населения, не допускаемого в систему престижного распределения
Верны ли следующие утверждения?
А) По мнению историков школы «Анналов» история должна раскрывать различные стороны жизни стран и народов
В) Школа «Анналов» способствовала преодолению «событийной» истории, повествующей о чередовании исторических событий, и созданию «синтетической» истории
Верны ли следующие утверждения?
А) По Сорокину, рано или поздно каждой форме культуры суждено исчерпать свой созидательный потенциал
В) По Сорокину, все типы культуры проявляют себя в истории духовной культуры каждого народа, причем замена одной формы культуры на другую ведет к гибели общества
Верны ли следующие утверждения?
А) По Тойнби, внутренние факторы являются системообразующими для всякой цивилизации
В) По Тойнби, внешние факторы являются системообразующими для всякой цивилизации
Верны ли следующие утверждения?
А) По Тойнби, каждая цивилизация проходит в своем развитии три стадии: генезис, рост и надлом
В) Главная причина происхождения и развития цивилизации, по Тойнби, заключается в благоприятных природных условиях
Верны ли следующие утверждения?
А) По Тойнби, независимые цивилизации появились через отделение от предшествующих цивилизаций
В) По Тойнби, родственно связанные цивилизации появились благодаря мутации примитивных обществ
Верны ли следующие утверждения?
А) По Шоню, институт частной собственности антропологически обусловлен и, как правило, совпадает с процессами национально-этнического обособления в рамках суверенных государств и с рождением экономических и правовых признаков этого социального феномена
В) По Шоню, для того чтобы появилась частная собственность, человек должен выделиться из коллектива и «материализовать» свою индивидуальность в этой форме
Верны ли следующие утверждения?
А) По Шпенглеру, «чтобы понять культуру Индии, нужно иметь душу брамина»
В) По Шпенглеру, Душа культуры раскрывается через душу человека, причастного к этой культуре
Верны ли следующие утверждения?
А) По Шпенглеру, в истории все изменчиво, случайно, однократно, неповторимо, необратимо, напряженно, преходяще
В) Настоящая история, утверждает Шпенглер, «отягощена судьбой, но лишена законов»
Верны ли следующие утверждения?
А) По Шпенглеру, истина не является целью и смыслом исторического
В) По Шпенглеру, история не утверждается (соответственно, отвергается) как доказуемое положение, а переживается сообразно творческой силе и образному мышлению каждым индивидуально
Верны ли следующие утверждения?
А) По Шпенглеру, каждая из мировых культур проходит стадии зарождения, расцвета и упадка в определенные сроки
В) По Шпенглеру, весь цикл развития каждой из мировых культур составляет 1500 лет
Верны ли следующие утверждения?
А) По Шпенглеру, любое историческое событие не случайно
В) По Шпенглеру, связь исторического события с судьбой предопределена
Верны ли следующие утверждения?
А) По Шпенглеру, свой неповторимый стиль душа культуры приобретает благодаря раскрытию присущего ей от рождения прасимвола
В) Шпенглер утверждает, что поскольку история, которую делают и созерцают, есть осуществление некой души, над ней не может господствовать один и тот же стиль
Верны ли следующие утверждения?
А) Под цивилизацией Ф. Бродель понимает социокультурную общность
В) В концепции Ф. Броделя цивилизации следует определять, «исходя из географии, культурных (т.е. лингвистических и религиозных) зон, городского устроения, социальных и экономических структур, которые их поддерживают, а также и образа мыслей или менталитета, возникающего в контексте, обусловленном этими факторами»
Верны ли следующие утверждения?
А) Понятие «морфология» введено впервые Гете для обозначения учения о форме, образовании и преобразовании органических тел, растений и животных
В) После Гете понятием «морфология» стали обозначать духовные и культурные образования
Верны ли следующие утверждения?
А) Славянские народы, по Данилевскому, еще не стали культурно-историческим типом в полном смысле этого слова
В) Славянская цивилизация, по Данилевскому, является «этнографическим материалом» для других цивилизаций
Верны ли следующие утверждения?
А) Совокупная культура каждого индивида, по Сорокину, из множества культурных систем, частично нейтральных, а частично противоречащих друг другу
В) Совокупная культура каждой социальной группы состоит из одной культурной системы, объединяющей в единое целое множество смыслов
Верны ли следующие утверждения?
А) Современная эпоха кризиса, по Сорокину, закончится созданием новой идеалистической культуры
В) Центр культурного лидерства на рубеже XX-XXI вв., по Сорокину, переместится в Восточную Азию
Верны ли следующие утверждения?
А) Согласно взглядам Сорокина, американские философы далеко ушли от основоположников марксизма в вопросе интерпретации человека и общества
В) Согласно взглядам Сорокина, в СССР философия и идеология ортодоксального материализма проникли в общественную и частную жизнь
Верны ли следующие утверждения?
А) Согласно концепции Сорокина, существует тип культуры, где ценности чувственного и идеалистического типов сосуществуют, не образуя органической связи
В) Согласно концепции Сорокина, для эпохи упадка существует свой собственный тип культуры
Верны ли следующие утверждения?
А) Сорокин полагает, что в цивилизациях можно выделить основную организованную общность с присущей ей центральной культурной системой
В) Сорокин считает, что в каждом сложном обществе имеется одна или несколько инородных групп с собственной культурой, отличной от культуры основной общности
Верны ли следующие утверждения?
А) Сорокин считает, что существует качественное различие между культурными и социальными системами
В) Сорокин допускает частичное совпадение культурных и социальных систем
Верны ли следующие утверждения?
А) Тойнби полагал, что Вызов и Ответ могут быть явлены в различных формах, но все Ответы, по существу, сливаются в один
В) Для Тойнби, постижение истории есть постижение человечеством самого себя и в себе самом божественного Закона и высшего предназначения
Верны ли следующие утверждения?
А) Тойнби свойственен исторический оптимизм, основанный на вере в существование Бога как источника творчества людей, как залога бесконечного совершенствования мира
В) Идее исторического циклизма у Тойнби противостоит ритмичность фаз истории: «рост-спад-надлом-преображение-рост»
Верны ли следующие утверждения?
А) Тойнби сторонник интерпретации истории как процесса движения в его классическом варианте
В) Тойнби отвергает непрерывность истории, построенную по аналогии с представлениями классической физики
Верны ли следующие утверждения?
А) Тойнби считает, что ответственность за надломы цивилизаций лежит на совести их лидеров
В) По Тойнби, власть – это сила, а силу трудно удержать в определенных рамках
Верны ли следующие утверждения?
А) Только те народы, которые определяются как культурно-исторические типы, по Данилевскому, были положительными деятелями в истории человечества
В) Каждый из культурно-исторических типов, по Данилевскому, развивал самостоятельным путем то начало, которое заключалось как в особенностях его духовной природы, так и в особенных внешних условиях жизни
Верны ли следующие утверждения?
А) Философия истории Тойнби - это теория линейной истории, проходящей на своем пути несколько критических отрезков, каждый из которых определяет всю последующую эпоху
В) Концепция А. Тойнби является вариантом теории культурных циклов, опирающейся на идею о том, что история слагается из множества самостоятельных, слабо связанных друг с другом цивилизаций, каждая из которых проходит, подобно живому организму, путь от рождения до смерти.
Верны ли следующие утверждения?
А) философия истории Шпенглера – это философия итогов, подводящая черту не только под тысячелетним развитием уникальной и неповторимой «фаустовской культуры», но и всех культур, существовавших ранее
В) Шпенглер не оставляет никаких надежд на грядущее возрождение Европы
Верны ли следующие утверждения?
А) Хантингтон убежден в неизбежности противостояния Запада другим цивилизациям
В) Хантингтон считает, что центральной осью мировой политики, скорее всего, будет конфликт между Западом и остальными
Верны ли следующие утверждения?
А) Шпенглер настаивает на том, что Душа каждой культуры есть Имя Собственное
В) Вся история, по Шпенглеру, - это мир собственных имен, мир уникальности
Верны ли следующие утверждения?
А) Шпенглер разбивает мировую историю на три стадии: Древний мир – Средние века – Новое время
В) Шпенглер постулирует идею «общецивилизационной судьбы», стягивающей все культуры к Европе
Верны ли следующие утверждения?
А) Шпенглер развивал основные постулаты западной исторической науки XIX в.
В) В творчестве Шпенглера можно выделить влияние некоторых идей А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, а также эстетического учения В. Воррингера
Верны ли следующие утверждения?
А) По Тойнби, Вызов, остающийся без Ответа, повторяется вновь и вновь; нeспocoбность того или иного общества на Вызов лишает его жизнеспособности и, в конце концов, предопределяет его исчезновение с исторической арены
В) Тойнби полагал, что выхода из тупиков истории не существует
Верны ли следующие утверждения?
А) Сорокин отрицал гипотезу о ненаправленном цикле истории
В) Сорокин отрицал идею о поступательном прогрессивном развитии общества
Полное отрицание всякого мимесиса, попытка «разорвать путы настоящего» и уйти в «лучезарные дали новых исканий», в концепции Тойнби, - это
Тойнби определяет «путь _________» как преображение общества, основанное на вере в необходимость «коренной перемены духовного климата»
Тойнби определяет понятие «__________» как «наименьший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пытается изучить историю собственной страны»
Уход от подражания современникам к мимесису предков, попытка примирить прошлое и настоящее путем возрождения прошлого в настоящем, в концепции Тойнби, - это
Учение, согласно которому для изучения индивида необходимо принимать во внимание только те факты поведения, которые можно точно установить и описать, абстрагируясь от скрывающимися за ними внутренними психическими процессами, называется
«Магический» человек, по Шпенглеру
«Мир-как-история», по Шпенглеру, оперирует следующими понятиями
«Чистую», «созревшую» цивилизацию, недалекую будущность западного мира, с наступлением которой окончательно завершится история западноевропейского человека, Шпенглер называет
«Ядро» в концепции Валлерстайна предстает как зона, получающая прибыль, а __________ – как зона, теряющая прибыль
А. Тойнби _________
А. Тойнби различает следующие группы «Вызовов»
А. Тойнби считает, что
А.С. Хомяков выделяет два противоположных духовных начала в качестве внутренних причин развития исторического процесса: «иранство» и «____________»
Автор концепции «истории чувств и образа мышления эпохи»
Автор труда «Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв.» – это
Автор труда «Постижение истории» – это
В аналитической психологии Юнга под ___________ понимаются изначальные врожденные психические структуры, содержащиеся в коллективном бессознательном и формирующие активность воображения
В идеальном плане, по Данилевскому, культура структурируется на 4 основы: религия; культура в узком смысле слова (наука, искусство и промышленность);___________; общественно-экономическая деятельность
В книге «Система социологии» Сорокин формулирует следующие принципы построения социологии
В концепции __________ движение истории, ее логика рассматриваются как развитие и закономерные превращения (юность, расцвет, упадок) предельно обобщенных культурно-исторических форм
В концепции ___________, цивилизация – это взаимосвязь ряда факторов, создающая крупномасштабное взаимодействие различных элементов и групп
В концепции Тойнби цивилизации, которые родились, но были остановлены в своем развитии после рождения, носят название «____________ цивилизации»
В концепции Тойнби, за стадией «роста» цивилизации следуют стадии надлома и
В концепции Тойнби, под ___________ понимается общецивилизационный процесс развеществления
В концепции Тойнби, под «__________ действия» понимается опредмечивание личностных духовных достижений в сфере внешних социокультурных отношений
В настоящее время под _____________ понимается объединенная общими идеями и целями развития исторически сложившаяся общность людей, созидающая единую духовную и материальную культуру в свойственной ей среде обитания
В работах Л. Февра история обрела __________ измерение
В рамках __________ подхода, история представляется как всемирный исторический процесс на основе восходящего движения, возникающего в ходе диалектического взаимодействия материальных производительных сил и производственных отношений
В рамках исторической антропологии приоритетными областями исследования являются
В рамках мировой системы Валлерстайн выделяет два подтипа: мировые империи и
В рамках цивилизационного подхода, глобальная система предстает как
В русле марксизма, цивилизация - это, прежде всего
В фундаментальном сочинении Ф. Броделя __________ история предстает как важнейшая и наиболее достойная внимания
В ходе социального раскола, согласно концепции Тойнби, образуются три основных типа социальных групп: «правящее меньшинство», «внутренний пролетариат» и «________»
В ХХ в. _________ предстает как сложно устроенное, развитое общество, в котором важное значение имеют экономические факторы, социальная система, моральные принципы регуляции отношений, политическое устройство, практические знания, эстетические идеалы
В ХХ в. под _____________ стали понимать социокультурные системы, порожденные конкретными условиями деятельности, особенностями людей, населяющих данный регион и определенным образом взаимодействующие между собой в масштабах мировой истории
В центре внимания новой французской философия истории находились следующие вопросы
Валлерстайн определяет __________ _________ как образование с единым разделением труда и множеством культур
Валлерстайн рассматривает __________ не столько как ксенофобию, сколько как механизм, удерживающий «посторонние» группы на периферии системы, их положение в социальной иерархии определяется этническими качествами
Всеобщий закон истории, с точки зрения антропологической философии истории: «исторический процесс и социальные условия жизни обусловлены _________»
Вся система социологии, по Сорокину, состоит из __________ социологии и практической социологии
Высокие культуры, выделенные Шпенглером, – это
Главный закон мировой истории, по Сорокину, - это перманентная ___________ (колебание от средних параметров) от одного типа культуры к другому с коротким идеальным балансом и далее циклическим повторением смены суперкультур
Данилевский считает, что в историческом процессе народу может быть предложена только одна из трех ролей: «положительная», «разрушительная» и «___________материал» для других цивилизаций
Два базовых критерия классификации цивилизаций в концепции Тойнби – это
Движение истории, по Тойнби, определяется
Дихотомия «гражданского» и «естественного» впервые была обозначена в «Никомаховой этике»
Для взглядов Гердера характерно (ен):
Для полного понимания концепции Тойнби необходимо понимание _________ философии истории
Для сторонников миросистемного подхода, К. Маркс является основателем _________ понимания общественных процессов
Для философии Тойнби характерны
Доминирующую роль в культурологических исследованиях XIX-XX вв. играло(а)
Древние называли историка «__________ времени» (translator temporis), т.к. он был не только хранителем, но и организатором времени как условного исторического пространства
И. Валлерстайн рассматривает культуру как ____________, т.е. как надстройку над системой реальных глобальных связей
Идея _________, в концепции Шпенглера, выполняет ту же функцию, что и прафеномен в морфологии растений Гете
Изучение ментальности свидетельствовало об интересе к временным образам человека, своего рода «историческом ___________», стремящемся «остановить мгновение», чтобы восстановить исторически определенный способ «быть человеком»
Исследованиям Э. Леруа-Ладюри свойственны
Исторические начала «кушитства» Хомякова – это
История – это «_________», т.е. подвижный, становящийся, преходящий образ мира, из которого фантазия человека стремится (по Шпенглеру) «постичь живое бытие мира по отношению к собственной жизни и тем самым интенсифицировать ее действительность»
Исходные положения культурно-исторической теории Шпенглера следующие
К «отрицательным деятелям человечества» Данилевский относит
К группе «задержанных цивилизаций», согласно теории Тойнби, относятся
К ряду цивилизаций, которых «ничто не объединяет», Тойнби относит
Количество независимых цивилизаций, по Тойнби, – _____ (впоследствии это число было сокращено им до 13)
Коммунистическую идеологию и экономическую систему П. Сорокин рассматривает как одну из разновидностей
Концепция А. Тойнби содержит следующие положения
Концепция Сорокина содержит следующие утверждения
Концепция, согласно которой независимое развитие подлинных ценностей общественной жизни происходит только в Европе, обладающей эталонным статусом в мировой истории, – это
Критерии роста цивилизации, по Тойнби, – это
Культура и ___________, по Шпенглеру, различаются как греческая душа и римский интеллект
Л. Февр понимает под ____________ равнодействующую сил материальных и духовных, интеллектуальных и религиозных, воздействующих в данный отрезок времени в данной стране на сознание людей
Людям цивилизации, по мнению Шпенглера, свойственно
Ментальная предопределенность, в рамках антропологической философии истории, понимается как
Мировая история, по Шпенглеру, насчитывает _________ высоких культур
Мировоззренческие установки Шпенглера следующие
Миросистемный подход от цивилизационного подхода отличают
Н.Я. Данилевский развивает идеи немецкого историка __________о множественности цивилизаций
На первом этапе осмысления понятия «цивилизация» доминируют
На создание концепции социокультурной динамики Сорокина оказали влияние идеи Н.Я. ___________ и К.Леонтьева
Направление в философии и науке, которое исходит из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование, а «метафизические» объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, называется
Направление в философии истории, представители которого особое внимание обращают на «образ человека» в истории и психологическую характеристику социальных и культурных институтов в жизни той или иной страны, называют исторической
направления макросоциологического анализа Сорокина – это
Неизбежная судьба любой культуры, ее самое крайнее и искусственное состояние, по Шпенглеру, – это
Немецкий философ и историк, один из основоположников цивилизационной теории и современной философии культуры, представитель «философии жизни», автор произведения «Закат Европы» – это
Необратимая направленность во времени, которая определяет продолжительность жизни, определенный темп развития культуры, – это, по Шпенглеру, - «_________ культуры»
О египетской культуре Шпенглер говорит следующее
О своем раннем мировоззрении Сорокин замечает
Общий для представителей школы «Анналов» вектор исследования – это
Одно из основных понятий, анализируемых Сорокиным, – социальная ___________, под которой понимается «дифференциация некой совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге …»
Основа каждой социокультуры, по Сорокину, – это
Основной предмет исторического исследования, по Шоню, - это
Основные положения концептуальной схемы Сорокина следующие
Основные положения концепции Тойнби следующие
Основные постулаты западной исторической науки XIX в. – это
Основные посылки, образующие «ядро» цивилизационных теорий, следующие
Основные сферы интересов Тойнби – это
Основные черты цивилизации, по Шпенглеру, – это
Основополагающие идеи христианской философии истории следующие
Основоположники школы Анналов видели «суть истории», позволяющей осуществить «всеобщий исторический синтез» в истории, в
Особенности третьего этапа осмысления понятия «цивилизация» следующие
Отдельные поступки, или система поступков, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам, составляют __________ поведение
Отличительные черты античной культуры (по Шпенглеру) – это
Отцы церкви называют меру времени «__________» (столетие) и отождествляют ее с понятием мира, мирского существования
Очаги «вторичных» цивилизаций (по Тойнби) – это
П. Шоню считает
П. Шоню считает, что главным фактором исторического процесса является _____ фактор
П.А. Сорокин предложил рассматривать историю как последовательную смену социокультур или больших культурных
По Данилевскому, культурно-исторические типы могут быть _______ и преемственными
По мнению ___________, история человечества - это совокупность историй отдельных локальных цивилизаций, которые проходят через стадию возникновения, роста, надлома, разложения и гибели
По мнению сторонников миросистемного подхода, миросистема имеет свою сущностную структуру, подразделяясь на ____________, полупериферию и периферию
По мысли В.Р.Мирабо, «____________ является, без сомнения, основной и наиболее действенной уздой человечества. Это первая пружина цивилизации»
По определению В.Р.Мирабо, ___________ «есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития»
По своему происхождению понятие «___________» связано с понятием «гражданский» (civilis) в его противопоставлении понятию «естественный» (naturalis)
По Тойнби, для распадающейся цивилизации характерны
По Шпенглеру, «__________ культуры» - это чувственное проявление в картине культуры как достигнутое осуществление
По Шпенглеру, «__________ культуры» – это идея культуры, идея существования, формообразующая сила, совокупность ее внутренних возможностей
По Шпенглеру, «новая философия», «философия будущего» ________
По Шпенглеру, всемирная история есть «общая _________» культур как культурных организмов
По Шпенглеру, для человечества важны
По Шпенглеру, к истории может быть применен только «____________» метод
По Шпенглеру, каждая культура проходит следующие фазы: юность, восхождение, ___________, упадок
По Шпенглеру,___________ – это отличающее эпоху и создающее ее как целостность определенное внутреннее единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни
Под __________ понимается учение, согласно которому действительность едина и в основном качественно единообразна (от греч. monos – единственность)
Под ___________ мобильностью П. Сорокин подразумевает «те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой»
Под ____________ мобильностью П. Сорокин понимает переход индивида из одной социальной группы в другую, находящейся на одном и том же уровне
Под социальной __________, по Сорокину, - понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую
Позицию Тойнби можно охарактеризовать как культурологический __________ - убеждение, что человеческая история представляет собой совокупность дискретных единиц социальной организации («цивилизаций»)
Положения концепции Сорокина, подвергшиеся критике, – это
Полупериферия, согласно И. Валлерстайну
Понимание цивилизации как нормы воспитанности и образованности было зафиксировано во «Всеобщем словаре» А.Фуретьера, изданном в _________ в.
Понятие, обозначающее ряд социальных режимов, в которых структура власти базируется на однопартийной системе и всеобъемлющем проникновении государственной идеологии в экономику, культуру, общественную и личную жизнь, – это
Понятие, являющееся центральным в концепции Тойнби, – это
Появление идеи о многообразии и равноправии культур различных народов в сочетании с принципом эволюции, связано с именем
Прасимволы «фаустовской» культуры (по Шпенглеру) – это
Представители первого этапа осмысления понятия «цивилизация» – это
Представители школы Анналов уделяют большое внимание следующим проблемам
Преемственными типами цивилизаций у Данилевского были
Признак роста культуры, по Тойнби, – это
Признаками «пролетариата», по Тойнби, являются
Принято считать, что впервые слово «цивилизация» употребил французский экономист
Путь Насилия, по Тойнби, может быть реализован в архаизме и
Расположите в хронологическом порядке культурно-исторические типы, выделенные Данилевским
Расположите направления научных интересов Сорокина в порядке их относительной хронологии
Расположите основные идеи А. Тойнби в порядке хронологии
Расположите основные работы А. Тойнби в порядке их написания
Расположите основные работы Сорокина в порядке их написания
Расположите работы представителей цивилизационной теории в порядке их публикации
Расположите смысловые значения понятия «цивилизация» в порядке их появления и утверждения в гуманитарном знании
Расположите типы культур в порядке их возникновения (по Сорокину)
Расположите типы цивилизаций в последовательности, установленной Тойнби в работе «Постижение истории»
Расположите этапы процесса флуктуации социокультурной системы в порядке их последовательного прохождения (по Сорокину)
Родственные цивилизации, по мысли Тойнби
Русский философ, социолог и культуролог, один из основателей американской социологии, создатель философии интегрализма – это
Русской душе, по Шпенглеру, свойственны
С анархизмом Тойнби связывает следующие исторические реалии
Сверхчувственный, постигаемый только при помощи интеллекта или интуиции, определяется термином «___________» (от лат. intelligibilis – умозрительный, мыслимый)
Символом цивилизации у Шпенглера является «________город»
Совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом, называется __________ (от лат. mens – ум, образ мыслей, душевный склад)
Современное состояние западной культуры Сорокин определял как
Согласно взглядам Данилевского
Согласно концепции П. Сорокина, кризис, как этап флуктуации социокультурной системы, характеризуется
Согласно концепции социальной стратификации П. Сорокина
Согласно концепции Тойнби, «вторичные» цивилизации
Согласно концепции Тойнби, движение цивилизации к распаду проявляется в
Согласно фундаментальному для системы Сорокина принципу __________, «если невозможно точно предсказать куда идет общество и каким оно будет через определенный отрезок времени, то все же можно сравнительно точно установить, каким оно не может быть и куда оно никогда не придет»
Сорокин выделяет два типа вертикальной мобильности: _________ и нисходящую
Сорокин выделяет два типа социальной мобильности: горизонтальную и
Сорокин выделяет три основных типа мировосприятия в истории человечества: идеациональный (ideatiional), ____________ (idealistic) и чувственный (sensate)
Сорокин противопоставил социальному смыслу понятия «класс» учение об __________ и кумулятивных социальных группах
Социально-философская и политологическая концепция П. Сорокина, согласно которой интернационализация экономической, политической, культурной деятельности и наличие ряда общих структурных и функциональных аспектов у индустриально развитых обществ ведут к сближению капитализма и социализма с возможностью их слияния в будущем в смешанное общество, синтезирующее в себе положительные стороны каждого из них, – теория
Социокультурная динамика рассматривается Сорокиным через
Специфические особенности западной культуры (по Шпенглеру) следующие
Специфические черты второго этапа осмысления понятия «цивилизация» – это
Среди исследователей, обративших особое внимание на труды Моргана, были _________ и __________
Суперорганический мир, новая Вселенная, которая создана человеком, по Сорокину, - это
Схема исторического процесса по типу «Вызов-Ответ» имеет ___________ характер, и это означает, что возобновление повторяющегося действия ни напрасно, ни бессмысленно, но является необходимым условием творения, нового, спонтанного и уникального
Теоретическая социология, по Сорокину, изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего, а практическая социология - с точки зрения
Теоретическая социология, по Сорокину, подразделяется на: социальную ___, социальную механику и социальную генетику
Теоретические положения, характерные для концепции Шпенглера, следующие
Термин древнегреческой философии и эстетики, обозначающий взгляд на видимый мир как на отражение, подобие высшего мира идей, а также принцип устроения общества, основанный на воспроизведении индивидами и социальными группами поведения других индивидов и групп – это_________ (от гр. mimetis – подражание)
Типологию локальных цивилизаций, в соответствии с которой всемирная история – это история особых социальных организмов, которые обладают замкнутым характером и механизмом функционирования, разработал в XIX веке
Тойнби моделирует исторический процесс как цивилизационное развитие социальных организмов, осуществляющееся по схеме: «вызов» исторической ситуации - цивилизационный «__________»
Тойнби понимает под «___________ цивилизациями» примитивные, бесписьменные общества, основанные на кровном родстве и всеобщем подчинении обычаям
Тойнби развивает концепцию «___________ поля» исторического познания
Тойнби считает, что в условиях распада цивилизации есть два сценария для действия элиты: путь _________ и путь Добра
Укажите соответствие между представителями социально-философской мысли и их пониманием цивилизации
Укажите соответствие между представителями цивилизационного подхода и их основными работами
Уникальность каждой культуры Шпенглер объясняет только ей присущей __________, которая охватывает всю совокупность жизненных выражений (коммуникацию, административную систему, способы общения, поведенческие нормы)
Употребление термина «цивилизация» в смысле «ступени развития» восходит к работам американского этнографа
Учение о разумности, логической природе Вселенной носит название «___________»
Учение о форме, наука о динамически-целостных формах, особенно формах живых существ и их развитии – это ________ (от греч. morphe – форма и logos – учение)
Ф. Бродель вводит понятие «большая _________» как протяженное историческое время, в котором живет та или иная цивилизация и которое она сохраняет через накопленный опыт своей жизнедеятельности
Ф. Бродель рассматривает материальную историю через:
Фазы культуры, по Шпенглеру, - это
Философия истории, по Шпенглеру, – это
Философский смысл антропологического измерения истории состоял в том, чтобы
Фундамент конвергенции, по Сорокину, заключен в(о)
Фундаментальный труд Л. Моргана – это
Целостную систему общественной регуляции, согласно «школе Анналов», образуют четыре блоковые подсистемы: социальная, _________, политическая и духовная
Центр исторического синтеза был основан
Центральное понятие концепции Данилевского – это _______________ тип
Цивилизация предстает у Броделя как
Четыре блоковые подсистемы, совокупность которых образует целостную систему общественной регуляции (согласно представителям школы «Анналов»): __________; социальные отношения; политика; культурно-психологические процессы
Школа «Анналов» способствовала созданию _________, т.е. многомерной и разносторонней, истории основных процессов и форм человеческой деятельности, в которую вовлечены многие страны и народы и которая стала бы средоточием всех наук, изучающих общество
Шпенглер считает, что ___________ (от гр. homologia – согласие – основанный на выявлении соответствия, сходства) подход позволяет прийти к выводу о том, что современная европейская культура вступила в заключительную фазу своего существования – цивилизацию
Эссе Сорокина «Взаимное сближение Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» раскрывает положения теории