Верны ли следующие утверждения?
А) В первобытную эпоху границы этноса и религиозной общности совпадают.
Б) На современной карте мира расселение людей различных вероисповеданий совпадает с границами языков, этносов и государств.
Верны ли следующие утверждения?
А) Литературный язык имеет тенденцию к распространению, стремлению играть роль койне
Б) литературный язык имеет тенденцию быть отличительной чертой господствующего класса
Верны ли следующие утверждения?
А) Люди обычно проявляют более узкую языковую компетенцию в качестве отправителей речевых сообщений
Б) Люди обычно проявляют более узкую языковую компетенцию в качестве получателей речевых сообщений
Верны ли следующие утверждения?
А) При вымирании языка дольше всех его сохраняет младшая возрастная группа.
Б) Мертвые языки часто сохраняются в живом употреблении в качестве языка культа.
Верны ли следующие утверждения?
А) Сегрегация игнорирует национальные различия и решение национальных проблем видит во всеобщей взаимной ассимиляции
Б) Унитаризм видит решение национально-расовых проблем в исключении или максимальном уменьшении соприкосновения расово-этнических групп населения
Верны ли следующие утверждения?
А) Согласно воззрениям Ф. Ницше, мышление человека является аполлоновским
Б) Согласно воззрениям Ф. Ницше, реальность является дионисийской
Верны ли следующие утверждения?
А) Успех коммуникации зависит от общности коммуникативных средств
Б) Успех коммуникации зависит от общности знаний о потенциальных предметах сообщения
______________ картина мира – это реконструируемая на основе анализа лексико-фразеологической и семантико-категориальной систем языка картина как способ отражения мира в сознании коллективного носителя языка.
______________ способность – это результат процесса развития навыков речевого общения, т.е. навыков использования языка для решения когнитивных и коммуникативных задач.
_______________ билингвизм возникает в результате сознательного изучения языка, овладения его лексикой и грамматикой.
_______________ билингвизм – это ситуация, в которой языковая личность владеет двумя языками в результате формирования языковой способности на двух языках с раннего детства либо в результате сознательного изучения второго языка.
_______________ билингвизм – это языковая ситуация государств, в которых в качестве государственных используется два языка.
_______________ дифференциация единиц – это внутрисистемное противопоставление единиц языка в зависимости от способности к употреблению их представителями различных социальных групп в различных сферах общения.
_______________ игнорирует национальные различия и решение национальных проблем видит во всеобщей взаимной ассимиляции.
_______________ лингвистика – это наука, которая в качестве основного постулата использует положение о функциях языка в современном обществе.
_______________ лингвистика – это раздел языкознания, исследующий с помощью методов лингвистической географии распространение языковых явлений в пространственной протяженности и межъязыковом взаимодействии.
_______________ общение – это общение людей с помощью языка как в устной, так и в письменной речи.
_______________ общение – это способ коммуникации с применением каких-либо знаковых систем без использования языка.
_______________ средства – это совокупность невербальных средств (фонационных, кинетических и графических), участвующих в речевой коммуникации.
_______________ франка – это функциональный тип языка, используемый в качестве средства общения между носителями разных языков в ограниченных сферах социальных контактов.
_______________ функция – это важнейшая функция языка, заключающаяся в назначении служить основным средством человеческого общения.
_______________ функция – это важнейшая функция языка, заключающаяся в назначении служить средством познания окружающего мира, выражать деятельность сознания, – это
_______________ языка – это общее представление о роли языка в человеческом обществе.
_______________ – это «белые пятна на семантической карте языка», отсутствие в лексике одного языка слов для значений, выраженных в других языках.
_______________ – это наиболее крупная единица диалектного членения национального языка.
_______________ – это научная дисциплина, изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую язык играет в жизни общества.
_______________ – это процесс вербального и невербального общения, постоянно протекающий между людьми в ходе их деятельности (профессиональной, социальной, научной, игровой и др.).
_______________ – это процесс превращения пиджинов в родной язык одного или нескольких этносов.
_______________ – это разновидность какого-либо языка, используемая в качестве средства общения группой лиц, объединяющихся в социальную группу по признаку возраста, пола, профессии, хобби.
_______________ – это разновидность какого-либо языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, проживающими на одной территории.
_______________ – это разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении представителями относительно устойчивой социальной группы, объединяемой по признаку профессиональной, возрастной, социальной общности.
_______________ – это ситуация употребления более чем двух языков в пределах одной социальной общности.
_______________ – это ситуация употребления двух языков в пределах одной социальной общности – государства, административной области, семьи.
_______________ – это ситуация употребления двух языков в пределах одной социальной общности, когда за каждым из языков закреплена определенная функция, или сфера использования.
_______________ – это специфическая сфера обиходного, устно-разговорного, по преимуществу экспрессивного и часто вульгарного общения.
_______________ – это форма преимущественно знакового воздействия коммуникантов, в структуре которого развертывается их речь, подчиненная определенным целям и мотивированная, как и все общение в целом, мотивами деятельности.
_______________ – это функциональный тип языка, используемый в качестве основного средства повседневного общения с широким диапазоном коммуникативных сфер в условиях регулярных социальных контактов между носителями разных языков или диалектов.
_______________ – это человеческое общество во всех его взаимосвязях и отношениях.
________________ самосознание народа – это тип обыденного сознания людей, при наличии которого народ считает себя общностью людей, отличающейся от других народов и иных человеческих общностей, сословий, партий, союзов и т.п.
________________ ситуация – это ситуация в обществе, при которой регламентируется функционирование различных форм языка (литературного, просторечия, диалектов) в различных сферах общения.
________________ язык – это язык, на котором осуществляется официальное общение в государственно-правовых сферах.
________________ язык – это язык, являющийся средством общения представителей одной национальности и выступающий в двух формах (устной и письменной).
________________ – это единица информации о каком-либо объекте окружающего мира, представленном в сознании людей в виде инвариантной единицы.
________________ – это направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка.
________________ – это совокупность черт языковой системы, не выводимых из внутренних законов развития данного языка и восходящих к языку, распространенному ранее на данной лингвогеографической территории.
________________ – это совокупность черт языковой системы, не выводимых из внутренних законов развития данного языка и объясняемых как результат растворения в данном языке языка пришлых этнических групп, ассимилированных исконным населением.
________________ – это структурно-функциональный тип языков, не имеющих коллектива исконных носителей и развившихся путем существенного упрощения структуры языка-источника.
В тезисах Пражского лингвистического кружка к VI Международному конгрессу лингвистов (1948) связь между эволюцией языка и эволюцией культуры охарактеризована как
Важнейшая функция языка, заключающаяся в назначении служить основным средством человеческого общения, – это
Важнейшая функция языка, заключающаяся в назначении служить средством познания окружающего мира, выражать деятельность сознания, – это
Вера в определяющее воздействие языка на духовное развитие народа лежала в основе философии языка
Взаимодействие двух или более языков, в результате которого изменяется структура и словарь контактирующих языков, – это
Возникновение у нескольких языков как родственных, так и неродственных, общих структурных свойств вследствие достаточно длительных языковых контактов, – это
Восстановите иерархию текстов (по убыванию значимости) в культурах, исповедующих религии Писания
Восстановите последовательность этапов методики дескриптивного анализа
Впервые на взаимозависимость многих явлений языка и социума указал
Выделите особенности первобытного общения
Выделите элементы речевого акта
Главной функцией языка считается ________________ функция.
Глоттогоническая _______________ – это возникновение у нескольких языков, как родственных, так и неродственных, общих структурных свойств вследствие достаточно длительных языковых контактов.
Доля безэквивалентной лексики в каждом языке составляет около ___ %
Единица анализа социолингвистических исследований, представляющая варианты любого ранга – начиная от конкурирующих языков до вариантов нормативного произношения, - которые понимаются как социально обусловленное варьирование языка, – это
Единицей изучения социологической лингвистики является
Если в высказывании прямо выражено субъективное отношение человека к тому, о чем он говорит, то реализуется
Закрытая лексическая подсистема специальных терминов, обслуживающих узкие социально-групповые интересы, чаще всего профессиональные, – это
Изучение особенностей языка разных социальных и возрастных групп говорящих – это предмет
Историко-культурный _______________ – это культурное взаимодействие, объединяющее народы и их языки на основе общности культурно-исторических традиций, характера письменности, культурного пласта лексики, состава личных имен и т.п.
Исторический процесс, приводящий к уменьшению разнообразных форм в системе языка, – это
Как самостоятельное направление, этнолингвистика зарождается в недрах этнографии на рубеже _________ веков
Концептуальный _____________ – это отраженная в сознании человека система знаний и представлений об окружающем мире; часть этой информации хранится в виде образов и представлений, а другая, большая часть, облечена в языковую форму.
Культурно-языковая _____________ – это процесс сближения элементов культуры и языка народов, проживающих в одном историко-культурном ареале.
Культурное взаимодействие, объединяющее народы и их языки на основе общности культурно-исторических традиций, характера письменности, культурного пласта лексики, состава личных имен и т.п., – это
Лингвистическая _______________ – это раздел языкознания, изучающий территориальное распространение языковых явлений.
Наиболее крупная единица диалектного членения национального языка – это
Наиболее распространенной формой заимствования является
Направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка, – это
Наука, которая в качестве основного постулата использует положение о функциях языка в современном обществе, – это
Научная дисциплина, изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую язык играет в жизни общества, – это
Национально-культурная _____________ мира – это совокупность концептов, представляющих языковые особенности, культуру и традиции данного народа, которые так или иначе закреплены в системе единиц языка.
Национальный язык, с точки зрения внутренней структуры, является наследником
Новый русский литературный язык начинает складываться в XVIII веке на основе синтеза
Общее представление о роли языка в человеческом обществе – это
Одно из направлений национальной политики, цель которого – воздействие общества в многонациональном или многоязычном социуме на функциональные взаимоотношения между отдельными языками, – это
Одной из наиболее частных языковой ситуаций принято считать
Особый тип ареально-исторической общности языков, характеризующийся определенным количеством сходных структур и материальных признаков, приобретенных в результате длительного интенсивного контактного и конвергентного развития в пределах единого географического пространства, – это
Отраженная в сознании человека система знаний и представлений об окружающем мире; часть этой информации хранится в виде образов и представлений, а другая, большая часть, облечена в языковую форму – это
Первая попытка разработки лингвистической схемы общения была сделана
По В.М. Гаспарову, для культур восточного типа характерны
По В.М. Гаспарову, для культур западного типа характерны
Понятие, с помощью которого выражается обязательное наличие общих знаний и общего опыта у общающихся, необходимых для того, чтобы коммуникация была эффективной, – это
Практически открытая подсистема ненормативных лексико-фразеологических единиц разговорно-просторечного языка, его стилистическая разновидность, или особый регистр, предназначенный для выражения усиленной экспрессии и особой оценочной окраски, – это
Процесс вербального и невербального общения, постоянно протекающий между людьми в ходе их деятельности (профессиональной, социальной, научной, игровой и др.), – это
Процесс сближения элементов культуры и языка народов, проживающих в одном историко-культурном ареале, – это
Раздел языкознания, изучающий диалекты национальных языков, – это
Раздел языкознания, изучающий территориальное распространение языковых явлений, – это
Раздел языкознания, исследующий с помощью методов лингвистической географии распространение языковых явлений в пространственной протяженности и межъязыковом взаимодействии, – это
Различия между языками, обусловленные различием культур, заметнее всего в
Разновидность какого-либо языка, используемая в качестве средства общения группой лиц, объединяющихся в социальную группу по признаку возраста, пола, профессии, хобби, – это
Разновидность какого-либо языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, проживающими на одной территории, – это
Разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении представителями относительно устойчивой социальной группы, объединяемой по признаку профессиональной, возрастной, социальной общности, – это
Результат процесса развития навыков речевого общения, т.е. навыков использования языка для решения когнитивных и коммуникативных задач, – это
Реконструируемая на основе анализа лексико-фразеологической и семантико-категориальной систем языка картина как способ отражения мира в сознании коллективного носителя языка является
Речевой _______________ – это целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с правилами и принципами речевого поведения, принятыми в данном обществе; единица нормативного социоречевого поведения, рассматриваемая в рамках прагматической ситуации.
Речевой акт в совокупности с такими прагматическими параметрами, как замысел и коммуникативные намерения участников общения, условия общения, сфера общения, социальный статус коммуникантов, наличие у них общей пресуппозиции, – это
Речевой акт в совокупности с такими речевыми параметрами, как замысел и коммуникативные намерения участников, условия общения, сфера общения, социальные статус коммуникантов и др., характеризует
Святые Кирилл и Мефодий перевели христианские тексты на старославянский в ______ веке
Семантические (содержательные) категории, присущие всем языкам или большинству из них, называются
Ситуация _______________ – это речевой акт в совокупности с такими прагматическими параметрами, как замысел и коммуникативные намерения участников общения, условия общения, сфера общения, социальный статус коммуникантов, наличие у них общей пресуппозиции.
Ситуация в обществе, при которой регламентируется функционирование различных форм языка (литературного, просторечия, диалектов) в различных сферах общения, – это
Ситуация употребления двух языков в пределах одной социальной общности – государства, административной области, семьи, получила название «_________»
Ситуация употребления двух языков в пределах одной социальной общности, когда за каждым из языков закреплена определенная функция, или сфера использования, – это
Ситуация, в которой языковая личность владеет двумя языками в результате формирования языковой способности на двух языках с раннего детства либо в результате сознательного изучения второго языка, – это
Совокупность концептов, представляющих языковые особенности, культуру и традиции данного народа, которые так или иначе закреплены в системе единиц языка, – это
Совокупность черт языковой системы, не выводимых из внутренних законов развития данного языка и восходящих к языку, распространенному ранее на данной лингвогеографической территории, – это
Совокупность черт языковой системы, не выводимых из внутренних законов развития данного языка и объясняемых как результат растворения в данном языке языка пришлых этнических групп, ассимилированных исконным населением, – это
Согласно современному российскому законодательству
Сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества в целом на развитие и функционирование языка – это
Социальная _______________ единиц – это внутрисистемное противопоставление единиц языка в зависимости от способности к употреблению их представителями различных социальных групп в различных сферах общения.
Социолингвистическая _______________ – это единица анализа социолингвистических исследований, представляющая варианты любого ранга – начиная от конкурирующих языков до вариантов нормативного произношения, - которые понимаются как социально обусловленное варьирование языка.
Специфическая сфера обиходного, устно-разговорного, по преимуществу экспрессивного и часто вульгарного общения, – это
Способ исследования в лингвистике, позволяющий изучать факты языка в условиях, управляемых и контролируемых исследователем, – это
Сторонники _______________ видят решение национально-расовых проблем в исключении или максимальном уменьшении соприкосновения расово-этнических групп населения.
Структурно-диахроническая _____________ – это исторический процесс, приводящий к уменьшению разнообразных форм в системе языка.
Структурно-функциональный тип языков, не имеющих коллектива исконных носителей и развившихся путем существенного упрощения структуры языка-источника, – это
Сфера деятельности, в которой осуществляется коммуникация партнеров и которая определяет как тему общения, так и речевое поведение участников, – это
Тип обыденного сознания людей, при наличии которого народ считает себя общностью людей, отличающейся от других народов и иных человеческих общностей, сословий, партий, союзов и т.п., – это
Укажите вид диглоссии, существовавший в русском дворянском обществе XIX века
Укажите вид диглоссии, существовавший в средневековой Европе
Укажите вид диглоссии, существовавший в эпоху Киевской Руси
Укажите вклад Копенгагенского лингвистического кружка в структурализм
Укажите вклад Пражского лингвистического кружка в структурализм
Укажите государства, где национальный полилингвизм является распространенным явлением
Укажите государства, для которых характерен национальный билингвизм
Укажите коммуникативные цели, которые могут быть достигнуты как вербальными, так и невербальными средствами
Укажите коммуникативные цели, которые могут быть достигнуты только вербальными средствами
Укажите методы полевого исследования
Укажите методы социолингвистического анализа языкового материала
Укажите однонациональные религии
Укажите основные достижения американского структурализма
Укажите основные мировые религии
Укажите основные факторы коммуникации, наиболее значимые для социолингвистики
Укажите особенности, определяющие своеобразие языка как общественного явления
Укажите проблемы, определяемые взаимодействием языка и государства
Укажите проблемы, определяемые взаимодействием языка и общества
Укажите проявления магической функции речи
Укажите социальные роли, которые обладают высокой стандартностю
Укажите термины, которые в социолингвистике соответствуют социуму, носящему название «племя»
Укажите условия успешной коммуникации
Укажите функции, которые наиболее тесно связаны с когнитивной функцией языка
Укажите функции, которые наиболее тесно связаны с коммуникативной функцией языка
Укажите характерные признаки любого литературного языка
Укажите характерные черты арготизма
Укажите характерные черты жаргонизма
Укажите характерные черты северовеликорусского наречия
Укажите характерные черты южновеликорусского наречия
Укажите характерные черты языков восточноевропейского стандарта, согласно теории В.М.Гаспарова
Укажите характерные черты языков западноевропейского стандарта, согласно теории В.М.Гаспарова
Укажите характерные черты языковых ситуаций в средние века
Форма преимущественно знакового воздействия коммуникантов, в структуре которого развертывается их речь, подчиненная определенным целям и мотивированная, как и все общение в целом, мотивами деятельности, – это
Функциональная _______________ – это наука, которая в качестве основного постулата использует положение о функциях языка в современном обществе.
Функциональный тип языка, используемый в качестве основного средства повседневного общения с широким диапазоном коммуникативных сфер в условиях регулярных социальных контактов между носителями разных языков или диалектов, – это
Функциональный тип языка, используемый в качестве средства общения между носителями разных языков в ограниченных сферах социальных контактов, – это
Целенаправленное воздействие государства и общества в целом на изменение языковой ситуации – это
Целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с правилами и принципами речевого поведения, принятыми в данном обществе; единица нормативного социоречевого поведения, рассматриваемая в рамках прагматической ситуации, – это
Человеческое общество во всех его взаимосвязях и отношениях – это
Язык эсперанто является языком
Язык, на котором осуществляется официальное общение в государственно-правовых сферах, – это
Язык, являющийся средством общения представителей одной национальности и выступающий в двух формах (устной и письменной), – это
Языки, вышедшие из употребления и известнее на основании письменных памятников или записей, дошедших до нашего времени, являются
Языковая ______________ – это результат процесса развития навыков речевого общения, т.е. навыков использования языка для решения когнитивных и коммуникативных задач.
Языковая ______________ – это сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества в целом на развитие и функционирование языка.
Языковая ситуация государств, в которых в качестве государственных используется два языка, – это
Языковое _____________ – это целенаправленное воздействие государства и общества в целом на изменение языковой ситуации.
Языковое ________________ – это процесс проникновения в язык элемента другого языка, чаще всего слова или морфемы.
Языковый ______________ – это особый тип ареально-исторической общности языков, характеризующийся определенным количеством сходных структур и материальных признаков, приобретенных в результате длительного интенсивного контактного и конвергентного развития в пределах единого географического пространства.