«Инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности, - это
В результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления, возникает
В случаях, когда столкновение ценностей, вырабатываемых самим подростком, и ценностей его социального окружения приводит к появлению у подростка позиции человека, отвечающего за свою судьбу, - возникает эмоциональная стадия
Важное явление, определяющее формирование самосознания подростка, выделенное Эткиндом, - это
Вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности, - это
Выбор подростком для самореализации область деятельности, представляющую наибольшую трудность, - это форма
Выработка личных нравственных принципов, которые могут совпадать, а могут и в чем-то отличаться от норм референтной группы, это уровень развития моральных суждений
Высокая степень эмоционально положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов, - это
Для подростковой группы-коллектива характерно
Для подростковой группы-кооперации характерны
Единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли, - это половая
Если в подростковом возрасте детей тянет друг к другу и их общение очень интенсивно, - это называют
Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это
За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон
За пробуждение сексуальных потребностей и половое влечение подростков отвечает гормон
Идеальное "Я" слишком сильно отличается от реального в случае
Из перечисленного: 1) комбинаторика, 2) программирование, 3) пропозициональные операции, 4) логика - гипотетико-дедуктивное мышление основывается на развитии
Из перечисленных воздействий: 1) сильнее всего стимулирует рост скелета; 2) регулирует прирост мышечной ткани; 3) воздействует на развитие внутренних органов; 4) воздействует на жировой и углеводный обмен; 5) регулирует сексуальную активность; 6) воздействует на белковый обмен и электролитный баланс - к гормону роста относятся
Из перечисленных критериев: 1) единство целей, 2) организационное единство, 3) групповая подготовленность в определенной сфере деятельности, 4) психологическое единство - для диффузной группы характерны
Из перечисленных профессиональных типов: 1) предпринимательский, 2) исследовательский, 3) социальный, 4) артистический и 5) реалистический - среди юношей преобладают
Из перечисленных профессиональных типов: 1) социальный, 2) артистический 3) предпринимательский, 4) исследовательский и 5) конвенциональный - среди девушек преобладают
Из перечисленных типов эмоционального реагирования: 1) эмоциональная неустойчивость, 2) автономия эмоций, 3) нападение или отступление, 4) идеализм, 5) рефлексивность эмоций - Х.Ремшмидт в подростковом возрасте отмечает
Из перечисленных факторов: 1) единство целей, 2) групповая подготовленность в определенной сфере деятельности, 3) психологическое единство - для группы-кооперации характерны
Из перечисленных факторов: 1) общая цель, 2) общая структура, 3) психологическое единство, 4) групповая подготовленность в определенной сфере деятельности - для ассоциации характерны
Из перечисленных: 1) реальное Я, 2) идеальное Я, 3) физическое Я, 4) динамическое Я, 5) иллюзорное Я, 6) фантастическое Я - к составляющим «Я-концепции» относятся
Исследование Л.А. Головей о готовности к профессиональному выбору показало, что четкий профессиональный план отсутствует у юношей в
К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости, выражают готовность обсудить его проблемы в семье
К подростку относятся так же, как в детстве (им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии), в семье
Какие три точки созревания подростка: 1) органическое,2) половое, 3)личностное, 4) социальное, 5) биохимическое - выделил Л.С. Выготский
Когда ребенок принимает оценки своей референтной группы (семьи, класса, религиозной общины), тогда достигается уровень развития моральных суждений
Кризис, наступающий в подростковом возрасте и подразумевающий биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций, - это кризис
Л.И.Божович связывает кризис подросткового возраста с возникновением в этот период нового уровня
Л.С.Выготский рассматривал как "ключ ко всей проблеме психологического развития подростка" проблему
На основе результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе у юноши формируется
Наиболее благоприятное положение в системе личных взаимоотношений со сверстниками занимают юноши и девушки, имеющие уровень самооценки
Направленность полового влечения и форм его реализации - это
Недовольство своей наружностью, представление о своем физическом недостатке, как правило, не соответствующие действительности, сопровождающиеся непреодолимым желанием исправить свою внешность, - это синдром
Некритичное принятие ценностей семьи, общества, религиозной группы - это идентичность
Новообразованием критической фазы подросткового возраста, ярким свидетельством того, что отрочество началось, является
Основным внутренним рычагом саморегуляции является
Осознание юноши себя в качестве члена общества и конкретизация в новой общественно значимой позиции - это
Острая борьба мотивов (делать ли, что надо или, что хочется), после чего происходит создание намерения и, наконец, его исполнение - это
Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе, - это
Первый признак наступления пубертатного периода - это
Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа
Период онтогенеза от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности, образует
По данным Д.Б.Эльконина, ведущей деятельностью подростков становится
По мнению Л.И.Божович, свое выражение более широкий жизненный опыт юноши, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, находит в
По отношению к подростку господствует принцип вседозволенности, родители позволяют манипулировать собой в семье
Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности
Подросток не усваивает позитивных форм общения, опирается на такие способы воздействия на других, как агрессия и нигилизм, в семье
Подросток обнаруживает неспособность (упорное нежелание) строить планы на будущее и избегает взросления при
Подросток становится носителем диктаторского стиля во взаимодействии с людьми или демонстрирует униженную неадектатную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенной в себе личности, в семье
Подросток, который инфантилен по своим социальным реакциям и которому сверстники дают прозвища"маменькин сынок" и "детский сад", вырос в семье
Подросток, который является достаточно прогнозируемым и способен соответствовать общественным ожиданиям в сфере общения, вырос в семье с
Познание своего Я не только в настоящем, но и в будущем и определение своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов в юношеском возрасте называется
Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано
Представление о себе в настоящем времени - это
Презрительное, враждебное неприятие ролей, ценимых в семье и ближайшем окружении подростка, попытки найти идентичность, прямо противоположную той, которую предпочитают для своего ребенка ближние, наблюдается у подростка с
При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, при уменьшении внимания со стороны взрослых возникает реакция
Психологическое совладание с собственным телесным и сексуальным созреванием - это важная задача для
Резкое развитие одних органов может быть не согласовано с изменениями других и говорит о развитии организма подростка как
Совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, которое возможно только на основе относительно стабильного образа «Я», называется подлинной
Социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин, называются социальными
Страх потери собственной идентичности подростка обусловливает
Стремление высвободиться из-под опеки взрослых можно определить как
Ступень развития субъекта человеческих общностей подростка В.И.Слободчиков назвал ступенью
Субъективное чувство непрерывной самотождественности - это
То, каким субъект желал бы стать, если бы оказалось возможным, - это
То, каким субъект намерен стать, - это
То, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы, - это
То, что индивид осознает свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление и преемственность, называется потребностью в
У девушек жизненное и профессиональное самоопределение между собой
У первобытных народов переход от детства к взрослому состоянию осуществляется довольно резко, часто через ритуалы
У подростка превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения в семье
У подростков, избегающих вовлеченности, отмечается
У юношей выявлена взаимосвязь между самооценкой и оценкой сверстников своего пола - чем выше самооценка, тем в большинстве случаев оценка сверстников
У юношей жизненное и профессиональное самоопределение между собой
Удлинение тела стимулируется в основном гормоном роста, который называется
Умственные действия, осуществляемые, в отличие от конкретных операций, не с предметными представлениями, а с отвлеченными понятиями, - это
Уход от близких взаимоотношений, размывание времени, размывание способности к продуктивной работе, негативная идентичность - это четыре основных типа развития неадекватной
Форма осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимание внутреннего мира других людей - это
Фундаментальная переориентация мышления с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей, лежащих за непосредственной данностью, именуется переходом к мышлению
Хронологические границы юности наиболее часто определяются в психологии годами (возрастом)
Целенаправленное ограничение себя в еде, доходящее до степени голодания, обусловленное стремлением к похуданию, - это нервная
Ценностные ориентации подростка направлены на проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности предметного мира (образно-знаковых систем, природы, социального пространства) в семье
Центральное место в половом созревании подростка занимает регуляция
Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к
Э.Эриксон, создавший возрастную периодизацию жизненного цикла человека, в качестве основного новообразования подросткового возраста определил
Эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам являются характерными чертами поведения личности