Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности:
Важнейшими личностными качествами психодиагноста являются: критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность к обследуемому, терпимость к чужому мнению, умение выслушать, понять и успокоить клиента и т. д.:
К стандартизированным (формализованным) методам относятся тесты, анкеты, опросники, проективные техники и психофизиологические процедуры обследования:
Контент-анализ - целенаправленное, систематическое восприятие исследуемого объекта на основе регистрации избранных единиц (показателей, признаков), характеризующих особенности изучаемого явления:
Метод эмпатического слушания основан на способности человека понять собеседника в сопереживании ему - переживании психологом (диагностом) тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним:
Методики конструирования: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди:
Методы психодиагностики - приемы оценки индивидуальных психологических различий и определения с точки зрения нормы в конкретных жизненных ситуациях деятельности и общения состояния психологических переменных, характеризующих конкретную личность или коллектив:
Наблюдение - целенаправленное, систематическое восприятие исследуемого объекта на основе регистрации избранных единиц (показателей, признаков), характеризующих особенности изучаемого явления:
Норма теста - средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик:
Опрос - структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.
Открытые вопросы - такая форма вопросов, на которые в анкете даются заранее сформулированные варианты ответов:
Письменный опрос позволяет охватить большее количество испытуемых, требует меньше времени на его проведение:
По форме проведения тесты могут быть: индивидуальными, групповыми:
Профессионально-этические нормы - требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психодиагноста, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми:
Тест - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью:
Тесты способностей направлены на выявление определенных групп качеств, которые в качестве профессионально важных определяют успешность выполнения конкретного вида деятельности:
Эксперимент - метод обследования, предполагающий создание некоторых искусственных (экспериментальных) условий и направленный на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными: