(По определению Д.Б.Эльконина) новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность, - это чувство ____________
Автором ортогенетической концепции является
Биогенетический закон гласит, что онтогенез живого существа есть краткое и быстрое повторение
Биогенетический закон сформулировал
В качестве критерия периодизации психического развития учениками АНЛеонтьева была выбрана _______________ деятельность
Возрастная психология изучает законы, закономерности и тенденции развития психики и личности человека
Возрастная психология тесно связана с
Возрастное развитие человека как переход от недифференцированного функционирования к дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному рассматривается в ________________ концепции
Генетическая предопределенность стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней, называется _____________ принципом
Геронтология - это наука о _____________ человека
Гипотезу о том, что в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем – операционально-технической, высказал
Деятельность, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития, называется ________________ деятельностью
Кризисы возрастного развития свидетельствуют о
Л.С.Выготский определил область своего исследования как _____________ психология
Личность начинается с процесса
Метод близнецов позволяет изучать вопрос соотношения влияния на психическое развитие человека следующих факторов
Метод лонгитюдного (лонгитюдинального) исследования ввел в возрастную психологию
Наступление зрелости человека как индивида, личности и как субъекта познания и деятельности во времени
Необходимым внутренним условием становления человека как личности является высокий уровень ______________ развития
Обучение и воспитание, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов, называется
Обучение и воспитание, которое целенаправленно осуществляется специальной частной и государственной системами образования, начиная с семьи и заканчивая вузами, называется
Одной из существенных характеристик возрастного развития различных систем организма человека является ____________ их развития
Основателем Женевской школы генетической психологии является
Отличительными признаками высших психических функций являются
Отношения между людьми, сложившиеся в группе, позволяет определить ____ метод
По Д.Б.Эльконину, система отношений "ребенок - взрослый" превращается в систему отношений "ребенок - _____________ взрослый"
Под единицей анализа детского развития Л.С.Выготский понимал
Понятие "возраст" в психологии ассоциируется с
Понятие "коэффициент интеллектуальности" ввел в возрастную психологию
Процесс формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения – это _______ путь человека
Психическое развитие человека на научном уровне объясняют
Психологи Женевской школы связывают развитие ребенка с развитием _______________
Развитие человека от рождения до юности рассматривал как период формирования зрелой психосоциальной идентичности
Роль организации ориентировочной деятельности для формирования физических, перцептивных и умственных действий рассматривалась
Сведение Э.Торндайком сложного в поведении человека к простым действиям называется
Согласно концепции рекапитуляции, ребенок в своем развитии повторяет развитие
Согласно теории А.Валлона, в генезисе психической жизни раньше всего появляются _____________
Социальное формирование человека как личности сопровождается его формированием как _____________ познания и деятельности
Сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения в психике и поведении человека называют
Теорию трех ступеней развития человека предложил
Теория трех ступеней развития человека включает
Уровень научения отождествляется с уровнем развития в
Учение о несводимости высших форм поведения к низшим называется
Факторы, которые определяют собой поступательное движение развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития, называют
Формирующий эксперимент направлен на изучение динамики развития определенной
Х.Вернер выделяет следующие стадии умственного развития человека
Э.Эриксон выделял в развитии человека _____ кризисов (ответ напишите цифрами)
____________ формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию
______________ взрослый – человек, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в учителе, мастере, наставнике, вместе с которым растущий человек осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах общественного сознания
______________ обучение предполагает совместное «открытие» и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач
«Инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности, - это ______________ интеллект
«Комплекс оживления"сопровождается следующими реакциями ребенка:
«Старик-негативист» в типологии Ф.Гизе - это тип личности: 1) отрицающий у себя проявления старости; 2) человек, впадающий в депрессию при появлении первых признаков старения; 3) признающий признаки старения
А.И.Захаров выделяет три типа самооценки подростков при невротическом состоянии:
Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт, – это метод
Аристотель предполагал, что причиной старения является:
Безусловные рефлексы, полученные в наследство от животных предков, бесполезные для ребенка и исчезающие в первые месяцы жизни, называют
Безусловный рефлекс, проявляющийся в повышенной цепкости новорожденного к палочкам или пальцам, вложенным в его ладони, называют
Бурная эмоциональная реакция младенца, возникающая на лицо матери и проявляющаяся фиксацией взгляда на ее лице, произнесением звуков, движением рук и ног, а также улыбкой, называется «____________ оживления»
В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием ________ усваиваются понятия
В исследованиях Л.Кольберга выделяются три основных уровня развития моральных суждений:
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему
В основе наглядно-действенного мышления младенца лежат
В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к
В подростковом возрасте развитие __________ идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка
В результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления, возникает
В эмоциональной сфере личности зрелого человека происходят следующие изменения:
Важной характеристикой восприятия ребенка раннего возраста является его
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является
Ведущей деятельностью для младшего школьного возраста является
Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является _______ деятельность
Взрослость, выделенная Т.В.Драгуновой, возникающая в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого, - это
Взрослость, выделенная Т.В.Драгуновой, которая выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему, - это
Вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности, – это
Виды взрослости, которые были изучены и выделены Т.В.Драгуновой, следующие:
Внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты, называются _____________ развития
Возраст можно представить себе как
Впервые мотив сотрудничества появляется у ребенка в
Выработка личных нравственных принципов, которые могут совпадать, а могут и в чем-то отличаться от норм референтной группы, – это уровень развития моральных суждений
Высокая степень эмоционально положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов, – это
Высокий уровень речевого развития и памяти ребенка на фоне недостаточного развития восприятия и мышления называется
Выявление определенных психологических особенностей и уровней развития соответствующего психического качества или свойства – это
Гипотетико-дедуктивное мышление основывается на развитии:
Главная социальная задача ____________ - выбор профессии
Главным приобретением переходного периода между младенчеством и ранним возрастом является
Гормон роста
Грусть или острый испуг, возникающий у младенца при относительно продолжительном отсутствии матери, называется страхом
Действия младенца по вкладыванию одного предмета в другой называют
Действия ребенка раннего возраста, которые он начинает воспринимать как свои и сопровождает своим именем или местоимением "я", Д.Б.Эльконин назвал
Действия ребенка, при которых одни предметы используются вместо других, называются
Деятельность ребенка, проявляющаяся в том, что он не играет, а ____________ предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними, называется предметно-манипулятивной деятельностью
Для ассоциации характерны следующие критерии:
Для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями характерна _____________ мотивация
Для дошкольного детства характерна в целом эмоциональная
Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ____________ развития, т е определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования личности
Для подростковой группы-коллектива характерны
Для подростковой группы-корпорации характерны:
Для человека средних лет наиболее характерными чертами личности являются:
Долгожители - это лица, календарный возраст которых, _______ и более лет (ответ дайте цифрами)
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится
Единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли, – это половая
Желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат – это ____________ достижения успеха
Жизненным путем в широком смысле называют промежуток времени от
За половое развитие в подростковом возрасте, прежде всего, отвечают гормоны
За пробуждение сексуальных потребностей и половое влечение подростков отвечает гормон
Закон чередования, периодичности разных типов деятельности, который гласит: «За деятельностью одного типа ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в котором происходит ориентация в способах употребления предметов», – был открыт
Законы, закономерности, тенденции изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека в процессе его жизни – это _____________ возрастной психологии
Замещающие действия у ребенка появляются в
Замирание ребенка и недолгая задержка взгляда на ярком предмете называется ____________ сосредоточением
Игра дошкольника, в которой игра в роли взрослых дополняется сюжетом деятельности, отражающейся в игре, называется
Игра дошкольника, в которой роль отходит на второй план и главным становится честное выполнение правил игры, называется игрой
Игра ребенка, в которой используемые ребенком предметы наделяются не свойственным им игровым смыслом, называется
Игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и их отношения, называют _____________
Игровая деятельность ребенка формируется на основе
Из перечисленных факторов для группы-кооперации характерны:
Из-за широкой изменчивости процессов роста и стремления подростков сравнивать себя со сверстниками у многих из них наблюдается значительное снижение ____________ и чувства собственной значимости
Изменения в психике и поведении человека, которые, являясь более глубокими, происходят быстро и за короткий срок, называются
Изучение развития одного и того же испытуемого длительное время – это
Интересная для подростков деятельность вдохновляет их на поддержание ______________ внимания, которое направляется и поддерживается сознательно поставленной целью
Источником появления демонстративности в поведении ребенка является
К концу ____________ возраста завершаются процессы физического созревания человека
К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости, выражают готовность обсудить его проблемы в семье
К подростку относятся так же, как в детстве (им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии), в семье
К трем годам активный словарь достигает _________ слов
Комплекс изменений в организме, происходящий в течение времени и наиболее заметный в преклонном возрасте, - это
Компонентами учебной деятельности являются:
Конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей, – это
Концепция, показывающая, как ребенок приспосабливается, как он усваивает привычки и нормы современного общества, - это концепция _______________ научения
Кризис 7-ми лет, по Л.И.Божович, – это период рождения
Кризис, наступающий в подростковом возрасте и подразумевающий биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций, - это ___________ кризис
Критериями ценности жизненного пути считают:
Л.И.Уманский выделил следующие критерии развития малой группы: 1) ___________ целей; 2) организационное единство; 3) групповая подготовленность в определенной сфере деятельности; 4) психологическое единство
Л.С.Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал
Лепет появляется у ребенка в(о) __________ полугодии
Личность, отвечающая за себя, за содержание своей жизни, прежде всего перед собой и другими людьми – это психологически ______________ лицо
Между ранним и дошкольным возрастом возникает _____________ 3-х лет
Метод, ставящий в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации, - это метод
Мышление ребенка в раннем возрасте называют
На основе результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе у юноши формируется
Наиболее благоприятное положение в системе личных взаимоотношений со сверстниками занимают юноши и девушки, имеющие уровень самооценки
Направленность полового влечения и форм его реализации – это
Наряду с физическим временем индивида, выделяют _____ время
Наука, изучающая процесс старения с биологической, физиологической, психологической точек зрения, называется
Наука, изучающая способы сохранения и возвращения молодости, называется
Некритичное принятие ценностей семьи, общества, религиозной группы – это ____________ идентичность
Новообразованием критической фазы подросткового возраста, ярким свидетельством того, что отрочество началось, является чувство _____________
Новообразованием юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и
Образно-ролевая игра дошкольника сменяется игрой
Общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые, можно этим развитием управлять, - это______________ психического развития
Объект возрастной психологии – возрастные изменения ____________, поведения, жизнедеятельности и личности человека в процессе его жизни
Один из видов ______________, связанный с представлением ситуаций и изменений в них, называется наглядно-образным
Один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов, называется ______________________ мышлением
Один из компонентов учебной деятельности, включающий систему заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия, называется
Один из компонентов учебной деятельности, входящий в состав способа действий и составляющий его основное звено, - это
Одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познается сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки, называется _____________ понятием
Одним из первых механизмов памяти младенца является
Описательная характеристика социально-психологических особенностей человека в контексте социальных условий его жизни - это портрет
Определенным результатом “кризиса средних лет“ является выработка:
Основными компонентами самосознания дошкольника являются:
Основой физиологических изменений в старости является: 1) изношенность органов; 2) замедленный обмен веществ; 3) снижение адаптации к окружающей среде; 4) появление специфических возрастных признаков; 5) уменьшение числа социальных контактов
Основоположником теории конвергенции двух факторов является
Особенность личности ребенка, проявляющаяся в повышенной потребности в успехе и внимании к себе окружающих, называется
Особенность обучения в старческом возрасте заключается в том, что заучивается быстрее материал
Особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, называются возрастными
Осознание безусловной ценности жизни перед лицом смерти, в концепции Э.Эриксона, называется
Острая борьба мотивов (делать ли, что надо или, что хочется), после чего происходит создание намерения и, наконец, его исполнение, - это ____________ акт
Относительно постоянные, наследственно закрепленные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые с помощью нервной системы, называются _____________ рефлексами
Отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека, - это ______________ психология
Отрицательные типы, по И.Кону, возрастного развития в старости включают следующие моменты: 1) агрессия и недовольство; 2) избежание контактов; 3) ощущение неудачи; 4) одиночество
Первичная самооценка ребенка появляется в _____________ возрасте
Первые функциональные действия у ребенка появляются после
Первый признак наступления пубертатного периода – это
Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа
Первым признаком зарождающегося самосознания у ребенка является
Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют _________ первого года
Период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни, называется
Период онтогенеза от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности, образует ____________ возраст
По данным Д.Б.Эльконина, ведущей деятельностью подростков становится
По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития -
По определению Л.И.Божович, новообразование, возникающее в конце переходного периода, которое заключается в осознании себя, с субъективной точки зрения, в качестве члена общества и в новой общественно значимой позиции, – это
По отношению к подростку господствует принцип вседозволенности, родители позволяют манипулировать собой в семье
Побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области, называются мотивацией
Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в гипертрофированном стремлении к самостоятельности действий и решений, называется
Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в негативной реакции не на само действие, которое он отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого, называют
Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в систематических конфликтах со взрослыми в течение длительного времени, называют
Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в том, что он настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам сказал об этом взрослым и требует, чтобы с его мнением считались, называется
Поведение 3-летнего ребенка, направленное не против конкретного взрослого, а против всей системы, сложившейся в раннем детстве, принятых в семье норм воспитания, называется
Поведение ребенка, ориентированное на непосредственно воспринимаемую ситуацию, называется
Поведение, реализующее нормативные ожидания мужчин и женщин или ориентированное на них, называется
Под ___________ обычно понимают интервал времени между средним возрастом родителей и их детей
Под ______________ возрастом понимается число, получаемое в итоге метематической обработки результатов выполнения индивидом тестовых заданий, показывающее, на каком эмпирически установленном среднестатистическом возрастном уровне интеллектуального развития находятся эти результаты
Подросток находится в положении ________ личности, личности, принадлежащей двум культурам
Подросток обнаруживает неспособность (упорное нежелание) строить планы на будущее и избегает взросления при
Подросток, который инфантилен по своим социальным реакциям и которому сверстники дают прозвища"маменькин сынок" и "детский сад", вырос в семье
Познание своего Я не только в настоящем, но и в будущем и определение своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов в юношеском возрасте называется
Положительное качество, связанное с нормальным выходом личности из кризиса интимность – изоляция, называется
Положительным решением возрастного кризиса на стадии ранней зрелости, по Э.Эриксону, является
Положительным решением возрастного кризиса на стадии средней зрелости, по Э.Эриксону, является
Положительным решением основной проблемы возрастного кризиса стадии ___________ зрелости, по Э.Эриксону, является эго-интеграция
Потеря определенного количества людей, входящих в ближайший круг общения, называется ___________ изоляцией
Потребность в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, - это потребность в ____________ жизни
Появление сосательных движений при прикосновении к углам губ или языку и торможение при этом всех остальных движений – это реакция, названная «____________ сосредоточением»
Презрительное, враждебное отношение к занятиям и ценностям, которыми дорожат в семье и ближайшем окружении подростка, попытки найти идентичность, прямо противоположную той, которую предпочитают для своего ребенка ближние, наблюдается у подростка с
При оценке роста подростка и его скорости большую роль играет ____________ возраст
Принцип созревания личности, по Э.Эриксону, обозначающий постепенное развитие личности, переход от предыдущей стадии развития к последующей, называется
Проективные методы основаны на принципе _____________ - особом феномене психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду
Проистекание аномального процесса старения и появление разрушительных изменений называется ___________ старостью
Процент людей данного календарного возраста по отношению к остальному населению данного региона отражает ________________ возраст
Процесс поэтапного присвоения человеком общественных связей и отношений, ведущий к его развитию или деградации, к действительной самореализации или невозможности реализовать себя в какой-либо деятельности – это ____________ путь человека
Проявлением интеллектуальной неготовности к школе является
Проявлением личностной неготовности ребенка к школе является
Проявлением личностной неготовности ребенка к школе является
Проявлением личностной неготовности ребенка к школе является
Проявлением личностной неготовности ребенка к школе является:
Психологическая готовность детей к школе включает готовность
Психологически ответственное лицо - это человек, отвечающий:
Психологическим содержанием кризиса 3-х лет является
Развитие самосознания у ребенка раннего возраста характеризуется:
Разделами возрастной психологии являются
Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это ______________ ближайшего развития
Расстройство психики стареющего человека, связанное с переживанием неблагоприятного баланса успехов и поражений, называется неврозом
Расстройство психики стареющего человека, связанное с потерей ближайшего окружения, называется неврозом
Ребенок начинает узнавать себя в зеркале после _________ жизни
Режиссерская игра появляется у ребенка в ___________ возрасте
Резкое развитие одних органов может быть не согласовано с изменениями других и говорит о _____________ развитии организма
Рефлексы, появляющиеся к концу первого месяца жизни и возникающие при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс, называются ______________ рефлексами новорожденного
Речевая активность ребенка обычно возрастает между __________ годами
Речевой слух и гуление появляются у ребенка в(о) ________ полугодии
Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка, называется
С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост
С точки зрения Х.Ремшмидта, в подростковом возрасте встречается три типа эмоционального реагирования:
Самосознание обычно считается _____________ новообразованием дошкольного детства
Самым важным личностным механизмом, формирующемся в дошкольном возрасте, считается _______________ мотивов
Семья ______________ по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве
Система внутренних органов в пубертатном периоде развиваются
Сложное психологическое образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной, произвольной сфер ребенка и обеспечивающее эффективность его обучения в школе, называют _______________ готовностью к школе
Смысловая ориентировочная основа поступка ребенка возникает в
Совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, которое возможно только на основе относительно стабильного образа «Я», называется подлинной
Совокупность понимаемых ребенком слов называется _______________ словарем
Совокупность произносимых ребенком слов называется _____________ словарем
Сопоставление жизненного пути двух или нескольких когорт называется когортным
Составляющими «Я-концепции» являются:
Составными компонентами личностной готовности к школьному обучению являются:
Состояние, при котором внутренняя эмоциональная жизнь приобретает большее значение в старости, чем ранее, называется
Среди безусловных рефлексов выделяются:
Среди девушек преобладают следующие профессиональные типы:
Среди юношей преобладают следующие профессиональные типы:
Стадия развития личности в концепции Э.Эриксона, охватывающая возраст от 20 лет до 25 лет, называется зрелостью
Стадия развития личности, по Э.Эриксону, охватывающая возраст от 65 лет до смерти, называется зрелостью
Становление личности, формирование и развитие личностных, социально значимых качеств - это характеристика
Старческий возраст – это _____-- лет (года)
Страх потери собственной идентичности подростка обусловливает
Страх расставания появляется у ребенка между ___ жизни
Стремление ребенка получить не только эмоциональную поддержку от взрослого, но и "втянуть" его в свои игры, в совместные действия называется _______________ сотрудничества
Существуют три точки созревания подростка, которые выделил ЛС Выготский:
Сюжетно-ролевая игра дошкольника сменяется игрой с
Такая функция памяти, как воспроизведение, появляется у ребенка после ____ жизни
Теория развития живой природы, утверждающая, что эволюция живых организмов происходит в строго определенном направлении, признает идею изначальной целесообразности в природе, - это
Теория развития, согласно которой психическое развитие является результатом конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни, – это теория
Теория, утверждающая, что инстинкт, дрессура и интеллект возникают не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и развитием эффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием, - это
Тип старости, по И.Кону, когда моральное удовлетворение и заполнение жизни дает забота о здоровье, – это
Тип старости, по И.Кону, когда приложение сил старика находится в семье, в домашней работе, – это
Тип старости, по И.Кону, когда человек продолжает участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и тд, – это
Тип старости, по И.Кону, когда энергия стареющего человека направлена на устройство собственной жизни, – это
Трудовая деятельность - это вид деятельности, в котором происходит _____________ самореализация личности
У подростков, избегающих вовлеченности, отмечается
Удлинение тела стимулируется в основном гормоном роста - __________, который выделяется передней долей гипофиза
Умственные действия, осуществляемые, в отличие от конкретных операций, не с предметными представлениями, а с отвлеченными понятиями, - это
Уровень развития моральных суждений, который достигается, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы (семьи, класса, религиозной общины), называется
Установите правильную последовательность этапов пубертатного ускорения роста: 1) рост кистей и стоп; 2) рост груди и плеч; 3) рост бедер; 4) туловище Правильным ответом является
Ученый древности, первый предположивший, что старение - процесс, протекающий в течение всей жизни, - это
Формирование психосексуальной зрелости в юношеском возрасте включает биологический процесс ее становления и психосоциальный процесс усвоения индивидом _____________ роли и признания ее обществом
Фундаментальная переориентация мышления с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей, лежащих за непосредственной данностью, именуется переходом к мышлению
Характеристика речи ребенка раннего возраста, заключающаяся в его способности обозначать одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними, называется
Характерными чертами поведения маргинальной личности являются:
Хронологические границы юности наиболее часто определяются в психологии ___________ годами (возрастом)
Целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки определенных качеств, умений – это
Центральное место в половом созревании подростка занимает ____________ регуляция
Цепь одинаковых, повторяющихся действий младенца Жан Пиаже назвал
Э.Эриксон выделил четыре основных типа развития неадекватной идентификации:
Э.Эриксон, создавший возрастную периодизацию жизненного цикла человека, в качестве основного новообразования подросткового возраста определил
Этапы жизненного пути личности совпадают с
Явление, названное Л.С.Выготским обобщением переживаний, возникает в
Яркие эмоциональные реакции, возникающие у ребенка раннего возраста при фрустрации и сопровождаемые криком, плачем, битьем ногами или руками называют
“Кризис идентичности“ заключается в:
“Старик интровертированный“ в типологии Ф.Гизе - это тип личности: 1) отрицающий признаки старения у себя, но обнаруживающий их у других; 2) остро переживающий появление признаков старения; 3) признающий признаки старения у себя через наблюдения за сверстниками
“Старик экстравертированный“, в типологии Ф.Гизе, - это человек: 1) отрицающий признаки старения у себя; 2) признающий признаки старения через наблюдения за другими; 3) лично адаптирующийся к возрастным изменениям