"Комплекс оживления" возникает к концу
"Комплекс оживления" знаменует собой появление у младенца потребности в
"Расстояние" между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития называется зоной
«Жизненный путь человека - это история формирования, развития личности в определенном обществе» - это определение принадлежит
«Инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности, - это
«Старик-негативист» в типологии Ф. Гизе - это тип личности: 1) отрицающий у себя проявления старости; 2) человек, впадающий в депрессию при появлении первых признаков старения; 3) признающий признаки старения
А.Валлон выявил закономерности детского развития с помощью сравнительного
А.Фрейд считала, что отправной точкой исследования скрытых переживаний ребенка является
Автором ортогенетической концепции является
Аристотель, предполагал, что причиной старения является: 1) потеря природного человеческого тепла; 2) высыхание организма; 3) изношенность организма
Безусловные рефлексы, полученные в наследство от животных предков, бесполезные для ребенка и исчезающие в первые месяцы жизни, называют
Безусловный рефлекс, проявляющийся в повышенной цепкости новорожденного к палочкам или пальцам, вложенным в его ладони, называют
Биогенетический закон гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение
Биогенетический закон сформулировал
Биограф - это специалист: 1) описывающий жизненный путь человека; 2) интерпретирующий жизненный путь; 3) анализирующий жизненный путь; 4) исследующий жизненный путь
В дошкольном возрасте в центре сознания находится
В игре дошкольника взрослый и его действия становятся для ребенка образцом в
В каком году был написан самый древний трактат, в котором описывались способы обретения молодости?
В качестве заместителя метода свободных ассоциаций при изучении поведения маленьких детей М.Клейн использовала
В качестве критерия периодизации психического развития учениками А.Н.Леонтьева была выбрана
В основе наглядно-действенного мышления младенца лежит
В основе сенсомоторного единства поведения ребенка лежит такая характеристика восприятия как
В основе способности ребенка к обобщению лежит
В раннем возрасте в центре сознания находится
В результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления, возникает
В случаях, когда столкновение ценностей, вырабатываемых самим подростком, и ценностей его социального окружения приводит к появлению у подростка позиции человека, отвечающего за свою судьбу, - возникает эмоциональная стадия
В современных теориях возрастного развития решающее значение придается отношениям в системе
В теории социального научения центральное место отводится
В школьном возрасте в центре сознания находится
В эмоциональной сфере личности зрелого человека происходят следующие изменения: 1) выработка новых моделей переживания сложных жизненных ситуаций; 2) появление черствости и эмоциональной холодности; 3) появление эмоциональной стабильности
Важная задача для подростка
Важное явление, определяющее формирование самосознания подростка, выделенное Эткиндом, - это
Важной характеристикой восприятия ребенка раннего возраста является его
Ведушей деятельностью для младшего школьного возраста является
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является
Ведущей деятельностью для дошкольника является
Ведущей деятельностью для младшего школьника является
Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является
Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является
Ведущую роль в возрастном развитии играет
Вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности, - это
Возраст можно представить себе как
Возраст от рождения до настоящего момента называется
Возрастная психология изучает законы, закономерности и тенденции развития психики и личности человека
Возрастная психология тесно связана с
Возрастное развитие человека как переход от недифференцированного функционирования к дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному рассматривается в
Возрастные границы подросткового возраста так же, как и границы любого другого возрастного периода, являются
Вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие человека - созревание организма или влияние внешней среды
Восприятие глубины у ребенка возникает после
Впервые мотив сотрудничества появляется у ребенка в
Вторым этапом развития самосознания у ребенка является
Выбор подростком для самореализации область деятельности, представляющую наибольшую трудность, - это форма
Выработка личных нравственных принципов, которые могут совпадать, а могут и в чем-то отличаться от норм референтной группы, это уровень развития моральных суждений
Высказывание: “Умение продлить жизнь - это прежде всего умение ее не сокращать“, принадлежит геронтологу
Высокая степень эмоционально положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов, - это
Высокий уровень речевого развития и памяти ребенка на фоне недостаточного развития восприятия и мышления называется
Высшие психические функции возникают первоначально как форма
Генетическая предопределенность стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней, называется
Геронтология - это наука о
Гетерохронность психофизиологических изменений является отличительной чертой
Гетерохронность психофизиологического развития человека означает
Гипотезу о том, что в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционально-технической, высказал
Главным приобретением переходного периода между младенчеством и ранним возрастом является
Грусть или острый испуг, возникающий у младенца при относительно продолжительном отсутствии матери (или человека ее замещающего), называется
Данное определение: «Творческий процесс поэтапного включения человека в систему общественных отношений, последовательной смены способов жизнедеятельности, связанных с самореализацией и утверждением индивидов жизненного пути» принадлежит
Действия младенца по вкладыванию одного предмета в другой называют
Действия ребенка раннего возраста, которые он начинает воспринимать как свои и сопровождает своим именем или местоимением "я" ("Вова идет гулять", "Я играю"), Д.Б.Эльконин назвал
Действия ребенка, при которых одни предметы используются вместо других (например, брусок вместо кровати), называются
Деятельность ребенка, проявляющаяся в том, что он не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними, называется
Деятельность, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития, называется
Диадический принцип анализа личности предложил
Динамика умственных возможностей обусловлена возрастом
Для личности человека в период перехода к стадии старения характерно явление, связанное с оценкой жизненного пути, называемое
Для человека средних лет наиболее характерными чертами личности являются: 1) реалистичность устремлений; 2) активная самореализация; 3) эмоциональность; 4) повышенное внимание к своему здоровью
Для человека, переходящего от стадии зрелости к стадии старения, характерно в результате осмысления жизненного пути подведение итогов
Долгожители - это лица, календарный возраст которых, лет
Древнегреческий врач Гиппократ для сохранения молодости рекомендовал: 1) питаться умеренно; 2) принимать горячие ванны; 3) физические упражнения
Единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли, - это половая
Если у ребенка нет задержек психического развития, но он не в состоянии самостоятельно решить тестовые задачи, то в этом случае говорят о
Если успехов в саморегуляции человек достигает в деятельности, не связанной с основной, то можно говорить о саморегуляции в деятельности
Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это
Желательная, наиболее совершенная модель индивидуального будущего, складывающаяся в процессе жизнедеятельности, - это будущего
Жизненным путем в широком смысле называют промежуток времени от
З.Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал
За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах
За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон
За пробуждение сексуальных потребностей и половое влечение подростков отвечает гормон
Задачи самоактуализации личности взрослого человека по А. Маслоу - это: 1) быть хорошим родителем; 2) профессиональный рост; 3) преданная дружба; 4) полнота общественной жизни; 5) найти свое место в жизни
Замещающие действия у ребенка появляются в
Замирание ребенка и недолгая задержка взгляда на ярком предмете называется
Зрительное сосредоточение возникает
Игра дошкольника, в которой игра в роли взрослых дополняется сюжетом деятельности, отражающейся в игре, называется
Игра дошкольника, в которой роль отходит на второй план и главным становится честное выполнение правил игры, называется игрой
Игра ребенка, в которой используемые ребенком предметы наделяются не свойственным им игровым смыслом (например, кубик превращается в машину), называется
Игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и их отношения, называют
Игровая деятельность ребенка формируется на основе
Идеальное "Я" слишком сильно отличается от реального в случае
Из перечисленного: 1) комбинаторика, 2) программирование, 3) пропозициональные операции, 4) логика - гипотетико-дедуктивное мышление основывается на развитии
Из перечисленных профессиональных типов: 1) предпринимательский, 2) исследовательский, 3) социальный, 4) артистический и 5) реалистический - среди юношей преобладают
Из перечисленных профессиональных типов: 1) социальный, 2) артистический 3) предпринимательский, 4) исследовательский и 5) конвенциональный - среди девушек преобладают
Из перечисленных типов эмоционального реагирования: 1) эмоциональная неустойчивость, 2) автономия эмоций, 3) нападение или отступление, 4) идеализм, 5) рефлексивность эмоций - Х.Ремшмидт в подростковом возрасте отмечает
Из перечисленных: 1) реальное Я, 2) идеальное Я, 3) физическое Я, 4) динамическое Я, 5) иллюзорное Я, 6) фантастическое Я - к составляющим «Я-концепции» относятся
Из-за широкой изменчивости процессов роста и стремления подростков сравнивать себя со сверстниками у многих из них наблюдается значительное
Известный древнегреческий философ, полагавший, что люди, которые умеют приспосабливаться к различным жизненным ситуациям, активнее борются со старением и старостью, это
Известный ученый-философ, первый описавший “кризис идентичности“ у лиц среднего возраста
Изучая возрастную динамику, Гегель “кризисом идентичности“ называет состояние, сходное по форме и проявлению с
Индивид начинается с перехода филогении в
Индивидуальный процесс прохождения жизненного пути - это его
Интеллектуальное развитие человека
Интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют тогда, когда их участие в тестировании
Интервал времени между средним возрастом родителей и детей определяют как
История формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения называется
Источником появления демонстративности в поведении ребенка является
Итогом развития человека на определенной возрастной ступени являются
К концу первого года ребенок может вспомнить где спрятана его игрушка по прошествии
К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости, выражают готовность обсудить его проблемы в семье
К подростку относятся так же, как в детстве (им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии), в семье
К подростку предъявляются те же жесткие требования, что и в детстве, применяют физические наказания в семье
К трем месяцам продолжительность зрительного сосредоточения младенца достигает
К функциям “кризиса средних лет“ можно отнести следующую: 1) адаптационная; 2) стимулирующая; 3) развивающая; 4) эмпатическая; 5) формирующая
Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития - это закон
Какие реакции младенца сопровождают "комплекс оживления": 1) фиксация взгляда на лице матери; 2) слуховое сосредоточение; 3) движения рук и ног; 4) улыбка
Какие три точки созревания подростка: 1) органическое,2) половое, 3)личностное, 4) социальное, 5) биохимическое - выделил Л.С. Выготский
Категория настоящего в жизненном пути - это
Категория “прошлого“ в жизненном пути человека: 1) субъективное ощущение прошлого; 2) субъективное ощущение свершенного; 3) основа для построения настоящего и будущего
Книга трудов Цицерона, в которой он рекомендовал физические упражнения, умеренное питание и интеллектуальную активность, чтобы замедлить процесс старения, называется
Когда психический процесс формируется в совместной деятельности ребенка со взрослым, он находится в зоне
Когда ребенок принимает оценки своей референтной группы (семьи, класса, религиозной общины), тогда достигается уровень развития моральных суждений
Количество тестостерона в крови у юношей
Комплекс изменений в организме, происходящий в течение времени и наиболее заметный в преклонном возрасте, - это
Комплекс методов, направленных на максимальную адаптацию лица старческого возраста к социальным условиям, называется преодоления старости
Коэффициент интеллектуальности получают на основе сравнения индивидуальных показателей умственного развития ребенка с(о)
Кризис 3-х лет возникает
Кризис 7-ми лет, по Л.И.Божович, это период рождения
Кризис, в концепции Э. Эриксона, выражающийся в безнадежности и бессмысленности жизни, называют кризисом
Кризис, наступающий в подростковом возрасте и подразумевающий биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций, - это кризис
Кризисы возрастного развития свидетельствуют о
Критериями ценности жизненного пути считают 1) психологические изменения, происходящие при переходе в последующую возрастную группу; 2) появление новых интересов; 3) появление новых потребностей; 4) переориентация ценностных установок
Л.И.Божович связывает кризис подросткового возраста с возникновением в этот период нового уровня
Л.С.Выготский определил область своего исследования как
Л.С.Выготский рассматривал как "ключ ко всей проблеме психологического развития подростка" проблему
Лепет появляется у ребенка в(о)
Личность начинается с процесса
Логическое завершение деятельности человека в определенном направлении называют смертью
Метод близнецов позволяет изучать вопрос соотношения влияния на психическое развитие человека следующих факторов:
Метод лонгитюдного (лонгитюдинального) исследования ввел в возрастную психологию
Метод, при котором развитие определенного психического процесса у ребенка осуществляется в лабораторных условиях, называется
Механизм осуществления взаимосвязи между индивидуальностью времени развития личности и социальным контекстом этого развития называют поколений
Младший школьный возраст охватывает период
Модель индивидуального будущего, складывающаяся у человека в процессе жизнедеятельности, - это будущего
Мышление ребенка в раннем возрасте называют
Н.Миллер и Д.Доллард были сторонниками теории
На основе результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе у юноши формируется
Наиболее благоприятное положение в системе личных взаимоотношений со сверстниками занимают юноши и девушки, имеющие уровень самооценки
Наибольшей индивидуальной изменчивостью в процессе жизни человека обладают
Направленность личности - это склонность к реализации себя в
Направленность полового влечения и форм его реализации - это
Наступление зрелости человека как личности и как субъекта деятельности
Наука, изучающая особенности протекания заболеваний в старческом возрасте, называется
Наука, изучающая процесс старения с биологической, физиологической, психологической точек зрения, называется
Наука, изучающая способы сохранения и возвращения молодости, называется
Началом жизненного пути считают
Недовольство своей наружностью, представление о своем физическом недостатке, как правило, не соответствующие действительности, сопровождающиеся непреодолимым желанием исправить свою внешность, - это синдром
Некритичное принятие ценностей семьи, общества, религиозной группы - это идентичность
Необходимым внутренним условием становления человека как личности является высокий уровень
Неподготовленность личности к предстоящим физиологическим, психологическим и социальным изменениям в связи с процессом старения вызывает у человека следующие типы реакций: 1) депрессивные; 2) астенические; 3) фобические; 4) эйфорические; 5) маниакальные
Никакое воздействие взрослого на процесс психического развития ребенка не может быть осуществлено без его (ребенка)
Новообразованием критической фазы подросткового возраста, ярким свидетельством того, что отрочество началось, является
Нравственное чувство, возникающее тогда, когда человек осознает ценность продолжительной дружбы и социальных обязательств, в концепции Э. Эриксона, называется
Обобщенная модель будущего жизненного пути индивида называется жизненными
Образно-ролевая игра дошкольника сменяется игрой
Обучение и воспитание, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов, называется
Общение ребенка раннего возраста в основном ориентировано на общение с(о)
Одним из первых механизмов памяти младенца является
Одной из существенных характеристик возрастного развития различных систем организма человека является
Описательная характеристика социально-психологических особенностей человека в контексте социальных условий его жизни - это портрет
Определение актуального и потенциального уровня развития человека называется
Определение жизненного плана «Стремление личности через постановку и достижение целей построить свою жизнь определенным образом» принадлежит
Определенным результатом “кризиса средних лет“ является выработка: 1) нового образа “я“; 2) переосмысление жизненных целей; 3) внесение корректив в образ жизни; 4) увеличение числа социальных контактов
Ортогенетическая теория признает идею изначальной
Основателем Женевской школы генетической психологии является
Основные тенденции развития будущего заложены в: 1) выборе социальной деятельности; 2) качествах человека; 3) установках и стереотипах; 4) позитивном решении возрастных кризисов
Основным внутренним рычагом саморегуляции является
Основой физиологических изменений в старости является: 1) изношенность органов; 2) замедленный обмен веществ; 3) снижение адаптации к окружающей среде; 4) появление специфических возрастных признаков; 5) уменьшение числа социальных контактов
Основоположником теории конвергенции является
Особенность личности ребенка, проявляющаяся в повышенной потребности в успехе и внимании к себе окружающих, называется
Особенность обучения в старческом возрасте заключается в том, что заучивается быстрее материал
Осознание безусловной ценности жизни перед лицом смерти, в концепции Э. Эриксона, называется
Осознание человеком ответственности и стремление к ней, называют зрелости
Осознание юноши себя в качестве члена общества и конкретизация в новой общественно значимой позиции - это
Острая борьба мотивов (делать ли, что надо или, что хочется) при решении задач произвольного поведения, в результате которого происходит создание намерения и, наконец, его исполнение - это
Отличительными признаками высших психических функций являются
Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе, - это
Отношения между людьми, сложившиеся в группе, позволяет определить
Отрицательные типы, по И. Кону, возрастного развития в старости включают следующие моменты: 1) агрессия и недовольство; 2) избежание контактов; 3) ощущение неудачи; 4) одиночество
Ощущение недостаточности времени для выбора другого пути к целостности и гармоничности личности, в концепции Э. Эриксона, называется
Первичная самооценка ребенка имеет характер
Первичная самооценка ребенка появляется в
Первые функциональные действия у ребенка появляются
Первый признак наступления пубертатного периода - это
Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа
Первым признаком зарождающегося самосознания у ребенка является
Переживание “кризиса средних лет“ зависит в многом от следующих факторов: 1) личности; 2) условий протекания; 3) социального контакта; 4) интеллектуальных возможностей; 5) способностей
Переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию способности к
Период онтогенеза от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности, образует
Пищевое сосредоточение возникает у ребенка при
По Д.Б.Эльконину, система отношений "ребенок - взрослый" превращается в систему отношений
По данным Д.Б.Эльконина, ведущей деятельностью подростков становится
По мнению А.Валлона, осознание человеком своей личности происходит в
По мнению Л.И.Божович, свое выражение более широкий жизненный опыт юноши, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, находит в
По определению Д.Б.Эльконина, новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность, - есть
По отношению к подростку господствует принцип вседозволенности, родители позволяют манипулировать собой в семье
По Х.Вернеру, в умственном развитии человека отчетливость приходит на смену
По Х.Вернеру, ортогенез заключается в возрастании в мышлении человека
Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в гипертрофированном стремлении к самостоятельности действий и решений, называется
Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в жестком проявлении им власти над окружающими его взрослыми, диктате своих желаний, называется
Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в изменении позитивного отношения к правилам поведения, вещам, занятиям на негативное, а также проявление этого негативного отношения в действиях ребенка называется
Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в негативной реакции не на само действие, которое он отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого, называют
Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в нетерпимом отношении к другим детям, стремлении ограничить их права в семье, называется
Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в систематических конфликтах со взрослыми в течение длительного времени, называют
Поведение 3-летнего ребенка, выражающееся в том, что он настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам сказал об этом взрослым и требует, чтобы с его мнением считались, называется
Поведение 3-летнего ребенка, направленное не против конкретного взрослого, а против всей системы, сложившейся в раннем детстве, принятых в семье норм воспитания, называется
Поведение ребенка, ориентированное на непосредственно воспринимаемую ситуацию, называется
Под единицей анализа детского развития Л.С.Выготский понимал
Подросток вырастает под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых много внутренних проблем, возникших на основе личных трагедий и комплексов, в семье
Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности
Подросток не усваивает позитивных форм общения, опирается на такие способы воздействия на других, как агрессия и нигилизм, в семье
Подросток обнаруживает неспособность (упорное нежелание) строить планы на будущее и избегает взросления при
Подросток становится носителем диктаторского стиля во взаимодействии с людьми или демонстрирует униженную неадектатную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенной в себе личности, в семье
Подросток, который инфантилен по своим социальным реакциям и которому сверстники дают прозвища"маменькин сынок" и "детский сад", вырос в семье
Подросток, который является достаточно прогнозируемым и способен соответствовать общественным ожиданиям в сфере общения, вырос в семье с
Подход, которого придерживался Л.С.Выготский в исследовании проблем возрастной психологии, называется
Познавательному развитию ребенка способствует
Познание своего Я в настоящем и будущем, определение своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов в юношеском возрасте называется
Положительное качество личности, связанное с нормальным выходом личности из кризиса продуктивность - инертность, называется
Положительное качество, возникающее в связи с нормальным выходом личности из кризиса эго - интеграция - отчаяние, называется
Положительное качество, связанное с нормальным выходом личности из кризиса интимность - изоляция, называется
Положительным решением возрастного кризиса на стадии ранней зрелости, по Э. Эриксону, является
Положительным решением возрастного кризиса на стадии средней зрелости, по Э. Эриксону, является
Положительным решением основной проблемы возрастного кризиса стадии поздней зрелости, по Э. Эриксону, является
Понятие "возраст" в психологии ассоциируется с
Понятие "коэффициент интеллектуальности" ввел в возрастную психологию
Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано
Потеря ближайшего окружения (друзей, знакомых, родственников) называется изоляцией
Потеря определенного количества людей, входящих в ближайший круг общения, называется изоляцией
Появление "комплекса оживления" означает
Появление сосательных движений ребенка в определенном положении на коленях у матери, которое предшествует кормлению, является рефлексом
Представление о себе в настоящем времени - это Я
Презрительное, враждебное неприятие ролей, ценимых в семье и ближайшем окружении наблюдается у подростка с таким типом неадекватной идентификации, как
При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, при уменьшении внимания со стороны взрослых возникает реакция
Придает активный характер бодрствованию новорожденного: 1) слуховое сосредоточение; 2) зрительное сосредоточение; 3) пищевое сосредоточение
Принцип созревания личности, по Э. Эриксону, обозначающий постепенное развитие личности, переход от предыдущей стадии развития к последующей, называется
Продолжение “кризиса идентичности” в зрелом возрасте связано с: 1) нахождением своего места в новых условиях; 2) выработкой новых моделей поведения; 3) выработкой новых способов реализации моделей поведения; 4) повышением внимания к собственной личности; 5) заботой о здоровье
Проистекание аномального процесса старения и появление разрушительных изменений называется старостью
Процент людей данного календарного возраста по отношению к остальному населению региона называют возрастом
Процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояния называют
Процесс социализации индивида наиболее интенсивно протекает на
Прошлое как совокупность факторов жизненного пути обеспечивает его
Проявлением интеллектуальной неготовности к школе является
Проявлением личностной неготовности ребенка к школе является
Проявлением личностной неготовности ребенка к школе является
Проявлением личностной неготовности ребенка к школе является
Психика ребенка отличается от психики взрослого
Психическое развитие человека на научном уровне объясняют
Психологи Женевской школы связывают развитие ребенка с развитием
Психологическая готовность детей к школе включает готовность
Психологически ответственное лицо - это человек, отвечающий: 1) за содержание своей жизни; 2) за свои поступки перед собой; 3) перед другими людьми за свои поступки
Психологическим содержанием кризиса 3-х лет является
Развитие способностей у человека зависит от
Развитие человека от рождения до юности рассматривал как период формирования зрелой психосоциальной идентичности
Расстройство психики, связанное с переживанием неблагоприятного баланса успехов и поражений, называется неврозом
Расстройство психики, связанное с потерей ближайшего окружения, называется неврозом
Реакция на цвет у ребенка появляется
Ребенок может схватить предмет
Ребенок начинает узнавать себя в зеркале после
Ребенок начинает улыбаться знакомым людям после
Режиссерская игра появляется у ребенка в
Резкое развитие одних органов, несогласованное с изменениями других, говорит о развитии организма подростка как
Речевой слух и гуление появляются у ребенка в(о)
Роль организации ориентировочной деятельности для формирования физических, перцептивных и умственных действий рассматривалась
С помощью задач, решаемых под руководством взрослого, определяется зона
С точки зрения З.Фрейда, влияния среды и сексуальные влечения
Сведение Э.Торндайком сложного в поведении человека к простым действиям называется
Сжимание пальцев ног новорожденного, вызванное нажатием пальцев на подошву стопы ребенка, является рефлексом, который называется
Ситуационные изменения психологии и поведения
Сложное психологическое образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной, произвольной сфер ребенка и обеспечивающее эффективность его обучения в школе, называют
Слуховое сосредоточение на голос человека сопровождается
Слуховое сосредоточение появляется
Слуховое сосредоточение проявляется в замирании ребенка, вызванном
Смена типов ведущей деятельности связана с возникновением новых
Смысловая ориентировочная основа поступка ребенка возникает в
События в жизни человека, влияющие на жизненный путь, можно разделить на: 1) общественно значимые; 2) личностно значимые; 3) индивидуальные; 4) исторические
Совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, которое возможно только на основе относительно стабильного образа «Я», называется подлинной
Совокупность понимаемых ребенком слов называется
Совокупность произносимых ребенком слов называется
Совокупность способов осуществления жизнедеятельности, складывающаяся в процессе жизни, - это жизни
Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие
Согласно теории А.Валлона, в генезисе психической жизни раньше всего появляются
Согласно теории конвергенции психическое развитие человека обусловливается
Состояние внутренних систем организма и психическое здоровье личности отражает возраст
Состояние, при котором внутренняя эмоциональная жизнь приобретает большее значение в старости, чем ранее, называется
Социальное формирование человека как личности сопровождается его формированием как
Социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин, называются социальными
Социальным временем называется: 1) способность индивида организовать социальные связи; 2) способность индивида реализовать себя в них; 3) социальные предпосылки развития личности
Сочетание таких личностных особенностей ребенка, как демонстративность и тревожность, приводят к
Специфика развития человека заключается в том, что оно подчиняется
Специфика социальной ситуации развития младенца заключается в полной зависимости от
Способность организма организовать подвижные временные связи с внешней средой называют временем
Способность ребенка подчинить одно свое желание другому и на этой основе сделать выбор называется способностью соподчинять
Сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют
Стадия зрелости считается: 1) целью развития личности; 2) финалом развития личности; 3) промежуточной стадией развития личности
Стадия развития личности в концепции Э. Эриксона, охватывающая возраст от 20 лет до 25 лет, называется зрелостью
Стадия развития личности, по Э. Эриксону, охватывающая возраст от 25 лет до 64, называется зрелостью
Стадия развития личности, по Э. Эриксону, охватывающая возраст от 65 лет до смерти, называется зрелостью
Становление личности, формирование и развитие личностных, социально значимых качеств - это характеристика
Сторонник концепции рекапитуляции
Страх потери собственной идентичности подростка обусловливает
Страх расставания обостряется между
Страх расставания появляется у ребенка между
Стремление высвободиться из-под опеки взрослых можно определить как
Стремление развить в себе желательные качества, достичь идеального образа побуждает к
Стремление ребенка получить не только эмоциональную поддержку от взрослого, но и "втянуть" его в свои игры, в совместные действия называется
Ступень развития субъекта человеческих общностей подростка В.И.Слободчиков назвал ступенью
Субъективное чувство непрерывной самотождественности - это
Сюжетно-ролевая игра дошкольника сменяется игрой
Такая функция памяти, как воспроизведение, появляется у ребенка после
Теорию трех ступеней развития человека предложил
Теория трех ступеней развития человека включает:
То, каким субъект желал бы стать, если бы оказалось возможным, - это Я
То, каким субъект намерен стать, - это Я
То, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы, - это Я
То, что индивид осознает свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление и преемственность, называется потребностью в
Третьим этапом развития самосознания ребенка является
Трудовая деятельность - это вид деятельности, в котором происходит
У девушек жизненное и профессиональное самоопределение между собой
У первобытных народов переход от детства к взрослому состоянию осуществляется довольно резко, часто через ритуалы
У подростка превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения в семье
У подростков обоих полов ускорение роста в пубертатный период наступает
У подростков, избегающих вовлеченности, отмечается
У ребенка раннего возраста способность соподчинять мотивы
У юношей жизненное и профессиональное самоопределение между собой
Удлинение тела стимулируется в основном гормоном роста, который называется
Умственные действия, осуществляемые, в отличие от конкретных операций, не с предметными представлениями, а с отвлеченными понятиями, - это
Уровень научения отождествляется с уровнем развития в
Условные рефлексы у ребенка возникают к концу
Уход от близких взаимоотношений, размывание времени, размывание способности к продуктивной работе, негативная идентичность - это четыре основных типа развития неадекватной
Учение о несводимости высших форм поведения к низшим называется
Ученый древности, заметивший, что процесс старения у различных людей существенно различается - это
Ученый древности, первый предположивший, что старение - процесс, протекающий в течение всей жизни, - это
Факторами, способствующим дезадаптации старого человека, называются психосоциальные факторы
Факторы, определяющие поступательное психологическое развитие, называют
Форма осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимание внутреннего мира других людей - это
Формирующий эксперимент направлен на изучение динамики развития определенной
Фундаментальная переориентация мышления с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей, лежащих за непосредственной данностью, именуется переходом к мышлению
Функциональные действия ребенка имеют
Х.Вернер выделяет следующие стадии умственного развития человека:
Характеристика речи ребенка раннего возраста, заключающаяся в его способности обозначать одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними, называется
Хронологически определяют время наступления первых признаков старения
Хронологические границы юности наиболее часто определяются в психологии годами (возрастом)
Целенаправленное ограничение себя в еде, доходящее до степени голодания, обусловленное стремлением к похуданию, - это нервная
Ценностные ориентации подростка направлены на проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности предметного мира (образно-знаковых систем, природы, социального пространства) в семье
Центральное место в половом созревании подростка занимает регуляция
Цепь одинаковых, повторяющихся действий младенца Жан Пиаже назвал
Четвертым этапом развития самосознания ребенка является
Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к
Э.Эриксон выделял в развитии человека
Э.Эриксон, создавший возрастную периодизацию жизненного цикла человека, в качестве основного новообразования подросткового возраста определил
Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме
Эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам являются характерными чертами поведения личности
Эмоционально подчеркнутые состояния ощущений (по Л.С.Выготскому) - это ощущения новорожденного, которые
Этап развития личности, по Э. Эриксону, носит названия стадии
Этапы жизненного пути личности совпадают с
Явление, названное Л.С.Выготским обобщением переживаний, возникает в
Яркие эмоциональные реакции, возникающие у ребенка раннего возраста при фрустрации и сопровождаемые криком, плачем, битьем ногами или руками называют
Ярко выраженная в период перехода зрелой личности к этапу старения склонность человека к обобщенному восприятию явлений своей жизни способствует: 1) переоценке жизненного пути; 2) восприятию жизни как непрерывного процесса; 3) установлению новых социальных контактов; 4) состоянию фрустрации; 5) развитию рефлексии
“Кризис идентичности“ заключается в: 1) неспособности определить свое место в жизни; 2) неспособности определить свои цели и задачи; 3) потере чувства “нового“ в жизни; 4) неуверенности в своих силах
“Кризис середины жизни ” заключается в том, что человек: 1) ощущает расхождение между мечтами и реальностью; 2) ощущает возрастные изменения в организме; 3) теряет внешнюю привлекательность; 4) ощущает как мало в жизни сделано
“Процесс поэтапного присвоения (адекватного или неадекватного) общественных связей и отношений, ведущий к его развитию или деградации, к действию или мнимой самореализации“ - это определение жизненного пути в
“Средство целевой регуляции деятельности“ - это определение жизненного плана, по словам
“Старик интровертированный“ в типологии Ф. Гизе - это тип личности: 1) отрицающий признаки старения у себя, но обнаруживающий их у других; 2) остро переживающий появление признаков старения; 3) признающий признаки старения у себя через наблюдения за сверстниками
“Старик экстравертированный“ в типологии Ф. Гизе - это человек: 1) отрицающий признаки старения у себя; 2) признающий признаки старения через наблюдения за другими; 3) лично адаптирующийся к возрастным изменениям