Верны ли определения?
А) Метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого, позволяющий раскрывать механизмы психического развития, – это формирующий эксперимент
В) Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими, – это социальная ситуация развития
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Адаптация - одно из центральных понятий биологии, описывающее приспособление организма к условиям окружающей среды, широко применяется в тех психологических концепциях, где взаимоотношения индивида и окружения трактуются как процессы гомеостатического уравновешивания
В) Адаптация - включение нового объекта в уже существующие схемы действия, приспособление объекта к субъекту, путем лишения его специфических свойств
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Адаптация - одно из центральных понятий биологии, описывающее приспособление организма к условиям окружающей среды, широко применяется в тех психологических концепциях, где взаимоотношения индивида и окружения трактуются как процессы гомеостатического уравновешивания
В) Ассимиляция - включение нового объекта в уже существующие схемы действия, приспособление объекта к субъекту, путем лишения его специфических свойств
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп, – метод поперечных срезов
В) Организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода, – лонгитюдный метод
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период, – это возрастные новообразования
В) Новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период, – кризисы возрастные
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода, – метод поперечных срезов
В) Метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп, – лонгитюдный метод
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, – возрастные новообразования
В) Особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, – кризисы возрастные
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Принцип развития - необходимость при исследовании психологических явлений и личности человека выявлять их закономерные изменения в процессах фило-, онто- и социогенеза
В) Принцип самодетерминации - необходимость при исследовании психологических явлений и личности человека выявлять их закономерные изменения в процессах фило-, онто- и социогенеза
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Принцип реальности - необходимость при исследовании психологических явлений и личности человека выявлять их закономерные изменения в процессах фило-, онто- и социогенеза
В) Принцип реальности - принцип регуляции психической жизни, выражающийся в учете реальных условий и возможностей удовлетворения влечений и зачастую в отказе от различных способов получения удовольствия
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Принцип системности - необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно связанных объектов, приобретающих значение и характер системных
В) Принцип реальности - принцип регуляции психической жизни, выражающийся в учете реальных условий и возможностей удовлетворения влечений и зачастую в отказе от различных способов получения удовольствия
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Сознательно принимаемые цели, которые индивид ставит себе в определенные моменты жизни, представляют собой важные, аффективно переживаемые, личностно значимые интересы (concerns), которые определяют усилия личности по самореализации, – это жизненные задачи
В) Целостные фигуры, составляющие содержание психики, функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений, – это гештальты
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта, ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний, – это защитные механизмы
В) Подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам, – защитные механизмы
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом, а также механизм формирования «сверх-Я» в психоанализе – это идентификация
В) Одно из центральных понятий биологии, описывающее приспособление организма к условиям окружающей среды, широко применяется в тех психологических концепциях, где взаимоотношения индивида и окружения трактуются как процессы гомеостатического уравновешивания, - это идентификация
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Закон развития высших психических функций определяет генезис высших психических функций, составляющих сознание человека, как процесс интериоризации знаков и развития значений
В) Закон ведущей роли обучения для развития: обучение ведет за собой развитие
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Защитный механизм, состоящий в вытеснении в бессознательное, отстранение и удержание вне сознания – это вытеснение
В) Защитный механизм, состоящий в возвращении на более ранние стадии развития к предыдущим формам поведения и мысли, объектным отношениям, - это регрессия
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Защитный механизм, состоящий в вытеснении в бессознательное, отстранение и удержание вне сознания, – это вытеснение
В) Защитный механизм, состоящий в приписывании другому лицу желаний и мыслей, осуждаемых и недопустимых для самого себя, – это вытеснение
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Защитный механизм, состоящий в замене действительного источника тревоги или негативного аффекта менее могущественной и опасной фигурой, – это сублимация
В) Защитный механизм, состоящий в смещении инстинктивных врожденных влечений на социально желаемые и социально приемлемые цели, – это замещение
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Защитный механизм, состоящий в инкорпорировании ценностей, установок и взглядов других людей, более могущественных и облеченных властью; у детей - идентификация себя с родителями, - это идентификация
В) Защитный механизм, состоящий в совокупность приемов, позволяющих прервать временную последовательность мыслей или действий (например, с помощью ритуалов), - это изоляция
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Защитный механизм, состоящий в искажении реальности с помощью ложной аргументации, – это проекция
В) Защитный механизм, состоящий в приписывании другому лицу желаний и мыслей, осуждаемых и недопустимых для самого себя, - это проекция
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Негативизм - отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку, в кризисе у ребенка проявляется в отказе подчиняться определенным требованиям взрослых
В) Упрямство - реакция на свое собственное решение, которая состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении, благодаря чему происходит выделение личности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Одно из толкований психофизической проблемы, согласно которому душа и тело совершают свои операции независимо друг от друга, но с величайшей точностью, создающей впечатление их согласованности между собой, – это психофизический параллелизм
В) Одно из толкований психофизической проблемы, согласно которому душа и тело совершают свои операции независимо друг от друга, но с величайшей точностью, создающей впечатление их согласованности между собой, – это психофизический дуализм
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) По А. Маслоу, в «пирамиде потребностей» человека, потребность в безопасности - стабильность, порядок
В) По А. Маслоу, в «пирамиде потребностей» человека, потребность в безопасности – семья, дружба
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) По А. Маслоу, в «пирамиде потребностей» человека, потребность в самоактуализации - развитие способностей
В) По А. Маслоу, в «пирамиде потребностей» человека, потребность в самоактуализации – самоуважение, признание
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) По А. Маслоу, в «пирамиде потребностей» человека, физиологические потребности - пища, вода, сон и т.п.
В) По А. Маслоу, в «пирамиде потребностей» человека, потребность в безопасности - стабильность, порядок
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Проблема соотношения психических и физиологических процессов, первичность одного из них и их взаимное влияние – это психофизический дуализм
В) Проблема соотношения психических и физиологических процессов, первичность одного из них и их взаимное влияние – это психофизический параллелизм
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Психофизический дуализм - проблема соотношения психических и физиологических процессов, первичность одного из них и их взаимное влияние
В) Одно из толкований психофизической проблемы, согласно которому душа и тело совершают свои операции независимо друг от друга, но с величайшей точностью, создающей впечатление их согласованности между собой, - психофизический параллелизм
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Социальные взаимосвязи ребенка, основным содержанием которых является действие, собственная активность субъекта – это культурный контекст
В) Исходное положение о том, что принципы управления поведением человека будут, в конце концов, открыты благодаря научному познанию, – это познаваемость
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми, – это социальная ситуация развития
В) Исходное положение о том, что принципы управления поведением человека будут, в конце концов, открыты благодаря научному познанию, – это познаваемость
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми, – это социальная ситуация развития
В) Развитие мышления ребенка, по Ж. Пиаже, - это смена умственных позиций, которая характеризуется переходом от эгоцентризма к децентрации
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Экзосистема – состоит из социальных контекстов, влияющих на ребенка или подростка опосредованно, через окружающих людей
В) Экзосистема – включает в себя культурные, идеологические, социальные контексты прямо или косвенно воздействующие на развитие ребенка
Подберите правильный ответ
Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе – это
Важнейшее новообразование подросткового возраста - стремление быть, казаться и действовать как взрослый – это
Включение нового объекта в уже существующие схемы действия, приспособление объекта к субъекту путем лишения его специфических свойств - это
Второй уровень экологической модели, который определяется связями и отношениями между двумя и более микросистемами, их соответствием, - это
Вынужденная адаптация субъекта к требованиям социального окружения, выражаемым в нормах поведения, ценностях, ограничениях на удовлетворение потребностей и влечений, - это
Деятельность, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития, - это
Защитный механизм, состоящий в приписывании другому лицу желаний и мыслей, осуждаемых и недопустимых для самого себя, - это
Знание о том, как получать знание, т.е. одновременно знание и средство его получения, а также информация об условиях его получения – это
Изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики - ее изменение в процессе деятельности, при общении, познании, - это
Исходное положение о том, что люди являются рациональными существами, способными направлять свое поведение путем рассуждений, - это
Исходное положение о том, что поведение можно объяснить только путем изучения индивидуумов как целостных систем, - это
Метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп, – это
Механизм развития неврозов, формирующийся на основе внутренних противоречий в развитии психики человека (например, из-за неудовлетворенной потребности в защищенности или завышенного уровня притязаний и т.д.), - это
Наличие стремлений и желаний, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям, – это
Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм, все вместе составляющие трудновоспитуемость, – все это симптомы кризиса
Необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно связанных объектов, приобретающих значение и характер системных, – это принцип
Необходимость при исследовании психологических явлений и личности человека выявлять их закономерные изменения в процессах фило-, онто- и социогенеза. Любое явление, рассматриваемое психологом, может получить адекватное объяснение, если оно становится предметом изучения в его развитии, – это принцип
Новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период, – это
Одно из центральных понятий биологии, описывающее приспособление организма к условиям окружающей среды, широко применяется в тех психологических концепциях, где взаимоотношения индивида и окружения трактуются как процессы гомеостатического уравновешивания, - это
Описывая кризис одного года, Выготский выделяет в качестве центрального новообразования _________ и указывает на динамику в области аффективной сферы
Определенная, качественно своеобразная ступень онтогенетического развития, обусловливаемая закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющая конкретно-историческое происхождение, – это
Организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода, – это
Особая познавательная позиция, занимаемая субъектом в отношении окружающего мира, когда явления и объекты рассматриваются только с собственной точки зрения, абсолютизация собственной познавательной перспективы и неспособность координировать различные точки зрения на предмет – это
Особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, - это
Отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку, в кризисе у ребенка проявляется в отказе подчиняться определенным требованиям взрослых, - это
Первый уровень экологической модели, который определяет ближайший контекст взаимодействия ребенка со средой, структура, включающая виды активности, социальные роли и межличностные отношения, реализующие развивающийся субъект в непосредственно данном окружении, характеризующимся определенными физическими, социальными и символическими чертами, инициирующими, разрешающими или подавляющими прогрессивно усложняющиеся формы межличностной интеракции или предметной активности с непосредственным окружением, - это
Переход внешних образов и действий во внутренние, которые, постепенно свертываясь и автоматизируясь, образуют психические качества человека, называется
По А. Маслоу, в «пирамиде потребностей» человека – пища, вода, сон – относятся к потребностям
По А. Маслоу, в «пирамиде потребностей» человека – развитие способностей – относятся к потребностям
По А. Маслоу, в «пирамиде потребностей» человека – самоуважение, признание – относятся к потребностям
По А. Маслоу, в «пирамиде потребностей» человека – семья, дружба – относятся к потребностям
По А. Маслоу, в «пирамиде потребностей» человека – стабильность, порядок – относятся к потребностям
По А.Фрейд, некоторыми из наиболее значимых защитных механизмов являются: 1) вытеснение; 2) регрессия; 3) уход; 4) реактивное образование; 5) проекция; 6) идентификация
По А.Фрейду, некоторыми из наиболее значимых защитных механизмов являются: 1) изоляция; 2) замещение (смещение); 3) рационализация; 4) сублимация; 5) идентификация; 6) проекция
Подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам, - это
Последовательный процесс достижения ребенком определенного положения в социальной группе через усвоение видов ролевого поведения, соответствующих месту ребенка в группе, – это
Потеря непосредственности; манерничанье, кривляние; симптом «горькой конфеты» - все это симптомы кризиса
Признание необходимости изучать закономерные зависимости психических явлений от порождающих их факторов – это принцип
Принцип регуляции психической жизни, выражающийся в учете реальных условий и возможностей удовлетворения влечений и зачастую в отказе от различных способов получения удовольствия, – это принцип
Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, размышление о собственном сознании – это
Психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений индивида, доминирующий мотив поведения, проявляющийся в социально приемлемой форме благодаря психологическим защитам, – это
Реакция на свое собственное решение, которая состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении, благодаря чему происходит выделение личности, – это
Теоретико-методологический принцип, в соответствии с которым причиной поведения являются не воздействия внешней среды сами по себе, а живой организм, в поведении которого эти воздействия представлены в снятом виде, – это принцип
Теория познания, изучение закономерностей и возможностей познания, отношения знания к объективной реальности, исследование ступеней и форм процесса познания, условий и критериев его достоверности и истинности - это
Третий уровень экологической модели, который включает социальные структуры и контексты, которые выходят за пределы области непосредственного взаимодействия ребенка и оказывают опосредованное влияние на его развитие, - это
Уравновешивание, возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций или формирования личностных новообразований – это
Четвертый уровень экологической модели, уровень ценностей, культурных традиций, законов, определяющих характер и возможности осуществления процессов взаимодействия ребенка с социальным окружением через социальные нормы и правила, – это
Эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом, а также механизм формирования «сверх-Я» в психоанализе – это
Эпоха детства также включает периоды: 1) дошкольный возраст; 2) младший школьный возраст; 3) старший школьный возраст
Эпоха подростничества начинается с кризиса _______ лет и завершается кризисом 17 лет - кризисом начала вступления во взрослость