«...человек чувствует относительно всего того, чем он пользуется и окружает себя, что он это произвел своими собственными силами и что он поэтому имеет дело в лице этих внешних вещей с тем, что принадлежит ему, а не с отчужденными предметами, лежащими вне той его собственной сферы, в которой он является господином», - писал
«Воздерживайся в своем учении от всякого рода ценностных суждений и от всяких решений, которые ты хотел бы навязать другим» - лозунг
«Выбирай себя самого с абсолютной ответственностью перед Богом» - это принцип экзистенции в философии
«Западный человек остался без мира», - указывал
«Когда бы человек ни раскрывал свой взор и слух, свое сердце, как бы ни отдавался мысли и порыву, искусству и труду, мольбе и благодарности, он всегда с самого начала уже обнаруживает себя вошедшим в круг непотаенного, чья непотаенность уже осуществилась, коль скоро она вызвала человека на соразмерные ему способы своего открытия», - писал
«Наряду с уверенностью в себе мы ощущаем неуверенность в своем предназначении, наряду с гордостью за свои силы мы чувствуем перед ними страх», - писал
«Отрок бросает камни в реку и восхищается расходящимися на воде кругами, как неким делом, в котором он получает возможность созерцать свое собственное творение», - писал
«Поскольку я постиг себя, исходя из своей свободы, я тем самым постиг свою _______, исчезающим явлением которой как раз я и оказываюсь в самой моей свободе», - писал Ясперс
«Преодоление идеализма - это огромная интеллектуальная задача, высокая историческая миссия нашей эпохи», - указывал
«Принцип всех принципов» в феноменологии Гуссерля - это положение о том, что законным источником познания является всякая подлинно данная
«Разум не есть еще любовь, но условие свободы, истины и чистоты любви», - писал
«Сознание в себе самом есть нечто другое, чем познание, обращенное на себя», - писал
«Человека нельзя выводить из чего-то другого, он - непосредственная основа всех вещей...» - отмечал
В античном периоде в развитии европейской метафизики, по мнению Хайдеггера, в качестве основания рассматривался
В онтологии Гартмана, единственный подлинный субъект есть дух
В противоположность спекулятивной метафизике с ее догмами новая метафизика является, по Гартману, метафизикой
В развитии европейской метафизики Нового времени в качестве основания, по мнению Хайдеггера, рассматривали
В феноменологии Гусерля идеальная сущность, всеобщее, универсалия - это
В феноменологии первичная смыслообразующая устремленность сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету - это
В философии Ясперса, вторым типом объемлющего выступает
В философии Ясперса, необъективируемая человеческая самость - это
В философии Ясперса, непостижимый предел всякого бытия и мышления - это
В философии Ясперса, третьим типом объемлющего выступает
Внутренняя, свободно избранная связь людей, в которой они открываются друг другу как самоценные и неповторимые личности, - это, в философии Ясперса, коммуникация
Возникновение идей-«счастливых мыслей» Ортега связывает с тем моментом, когда в системе верований человека появляется
Все духовное образует, в онтологии Гартмана, замкнутый слой бытия и расчленяется на три формы бытия: второй из них - дух
Все духовное образует, в онтологии Гартмана, замкнутый слой бытия и расчленяется на три формы бытия: первый из них - дух
Все духовное образует, в онтологии Гартмана, замкнутый слой бытия и расчленяется на три формы бытия: третий из них - дух
Второй этап трансцендирования, в философии Ясперса, - это
Высший способ бытия в онтологии Гартмана - это
Гартман выделяет четыре главных слоя реального мира: мертвое, живое, духовное и
Душой экзистенциального общения Ясперс провозглашает
Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, то ориентировка его в собственной личности - это
Жизненно важное средство управления поведением человека в сложной системе его взаимоотношений с обществом, с другими людьми - это
Закону интенциональности сознания Гартман противопоставляет закон ___________ актов познания
Костылями, которые необходимы там, где исчезает вера, Ортега называет
Модусы объемлющего существуют не раздельно, а так или иначе взаимосвязанны. Начало этой взаимосвязи носит, у Ясперса, название
Наиболее авторитетное течение современной католической философии - это
Наиболее достоверное, с логической точки зрения, знание которое основывается на познании необходимых отношений, - это знание
Направленность сознания на предмет как акт придания смысла получает у Гуссерля название
Немецкий философ, один из основателей экзистенциализма - это
Неотъемлемое свойство предмета во всех его состояниях - это
Носитель количественных изменений субстанции, но сам по себе неопределенная, иррациональная сторона субстанции - это
Нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на осознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей, - это
Одна из важнейших частей гартмановской метафизики - это теория бытия
Одно из определений жизни - как «непрерывного обнаружения того, что мы делаем из себя самих и из окружающего нас мира» - представлено в философии
Одно из основных направлений современной западной философии, исходящее из предпосылки неразрывности и в то же время взаимной несводимости самосознания личности и бытия предметного мира, психофизической природы, социума и культуры, - это
Определенное отношение человека к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам - это
Основанием всех модусов, которыми бытие представлено в нас самих, в философии Ясперса, выступает
Основоположником феноменологической философии является
Основоположником интуитивизма был
Осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни - это
Осознание сознанием самого себя называет сознанием
Первый этап трансцендирования, в философии Ясперса, - это
По Гартману, главная проблема метафизики - это
По Гартману, космологическая категория, свойственная только неорганической природе, самое элементарное, низшее, материя, - это
По Гартману, носителем истории в строгом смысле, является только дух
По Гартману, познание является проблемой
По Гартману, совокупность вопросов, ответ на которые невозможен, - это
По мнению Ортеги, идеи рождаются из сомнений, они рождаются там, откуда ушли
По мнению Сартра, сознание сознания - это
По мнению Хайдеггера, впервые была предпринята попытка выведения субъекта и его сознания за пределы той замкнутой, самодовлеющей сферы, в плену которой они оставались в соответствии с теоретико-познавательными установками классического идеализма, лишь в рамках
По определению Гуссерля, «универсальный логос всякого мыслимого бытия» - это
По Ясперсу, первый из типов объемлющего - это
Понятие «жизненного» разума становится основополагающим в учении
Понятие, соотносительное с понятием сущности, но и противопоставляемое ему, - это
Предельная степень самоанализа - это
Предмет, на который направленно сознание как акт придания смысла, получает у Гуссерля название
Прекращение всех возможностей, полное ничто, которого должен страшиться каждый человек, - это, по Ясперсу, смерть
При прогрессирующем ослаблении умственной сферы происходят те же самые изменения, что в процессе развития сознания, только в обратном направлении, считал
Призыв "Познай самого себя!" в исходный принцип своего философского мировоззрения возвел
Принцип мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания - это
Процесс отождествления, уподобления индивида идеалу, другому человеку, группе, обществу - это
Психическое состояние личности, которое проявляется в своеобразном настрое всех ее жизненных проявлений, - это
Развитие начинается с чувства собственного существования, обосновывал в своем учении о развитии психики ребенка
Развитие психики начинается со смутных, слитных, безотносительных переживаний, в которых сначала нет разделения на «Я» и «не-Я», считал
Рефлекторную теорию природы психики использовал в формулировании своей концепции самосознания
Родоначальником творчества персоналистской ориентации можно считать французского поэта, прозаика, философа, эстетика
Русские психологи, рассматривая субъект и объект в единстве, утверждают, что сознание возникло сразу в своих двух формах - в форме самосознания и сознания
Самосознание и предмет должны быть изначально едины, вернее, быть описаны как имеющие такое единство. В этом заключен смысл учения о трансцендентальной
Свойство предмета, присущее ему только в определенных состояниях, - это
Сознание может быть сознанием только трансцендентной и несознательной вещи. Это положение Сартр именует как доказательство
Суждения о собственной личности всегда чрезвычайно неясны, по мнению
Третий этап трансцендирования, в философии Ясперса, - это
Учение, в соответствии с которым развитие - это осуществление предопределенной цели, называется
Философия - это «подведение счетов с самим собой», причем с той «ужасающей обнаженностью», которую человек может позволить себе лишь перед собой, считал
Философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, - это
Философское направление, признающее последним основанием бытия и познания непосредственное, «живое» проникновение в предмет, которое преодолевает расчленение реальности на субъект и объект, - это
Форма чувственности, благодаря которой мы ясно представляем себе не только наши переживания, но и существование внешнего мира, отличного от производимых им ощущений, - это, по определению Бергсона, интуиция
Французский философ, публицист, писатель, драматург, один из крупнейших представителей экзистенциализма - это
Хайдеггер обвиняет представителей немецкого идеализма в том, что они пытаются определить специфику бытия субъекта и духа посредством диалектики
Хайдеггер полагал, что средневековая эпоха в развитии европейской метафизики в качестве основания предполагала
Человек раннеродового общества еще не выделял себя из окружающей среды. Он испытывал чувство своей общности с животными, растениями и даже неодушевленными предметами, о чем свидетельствует
Человеку трудно поверить в существование того, что ему прямо не угрожает и не притесняет его, указывал
Человеческое «Я» является иерархической вершиной в развитии психического аппарата, утверждал русский психиатр
Эстетическая категория, обозначающая, что во внешне положительную оценку вкладывается смысл, противоположный явно выраженному, - это
Гуссерль указывает на то, что монаде, которая характеризуется целостностью, своеобразием и неразложимостью, аналогично
Человек - это стремление стать Богом, утверждал
Немецкий философ, основатель «критической онтологии» - это
Относящийся к порядку бытия - это (по определению Хайдеггера)
Относящийся к порядку сущего - это (по определению Хайдеггера)
«Если сознание есть скользящий склон, на котором нельзя устоять, не оказавшись тотчас же выброшенным на бытие-в-себе, так это потому, что оно само по себе не обладает никакой достаточностью быть абсолютной __________, оно отсылает прежде всего к вещи. Нет сознания вне этой строгой обязанности - быть открывающей интуицией какой-нибудь вещи», - отмечал Сартр