"Бог лишь настолько известен человеку, насколько сам пожелал ему открыться", - утверждал
"В том плод всех наук, чтобы созидалась вера, прославлялся Бог, воспитывались нравы", - считал
"Если кто сомневается, что лошадь превосходнее дерева, а человек превосходнее лошади, подлинно его нельзя назвать человеком", - пишет
"Если мы будем губить и преследовать себя от всего сердца, если мы отдадим себя в ад для Бога и его справедливости, то мы поистине дали удовлетворение его правосудию и он освободит нас", - утверждал
"Ибо все люди созданы одним всемогущим и бесконечно мудрым Творцом; все они слуги одного верховного владыки, посланы в мир по его приказу и по его делу; они являются собственностью того, кто их сотворил, и существование их должно продолжаться до тех пор, пока ему, а не им это удобно", - утверждал
"Каждый обязан делать то, что полезно и нужно ближним, не обращая внимания на то, предписывает ли это Ветхий или Новый завет, иудейское ли это дело или языческое", - утверждал
"Кого не просветляет сияние сотворенных вещей, тот слеп; кого не пробуждает их звучный голос, тот глух; кто не хвалит Бога за все Его деяния, тот нем; кто не познает Первоначала вещей по стольким знакам, тот лишен разума", - считал
"Мы всегда должны помнить, что не с людьми мы боремся, а с князем ада...", - утверждал
"Мыслеперемена" таков точный смысл греческого слова metanoia, что означает
"О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива", - считал
"Творение есть книга, в которой читается созидающая Троица", - считал
"То, что есть, может иметь что-либо помимо того, что оно есть само," - считал
"Трехсложный" состав мира: "малый мир" - это сам человек; "большой мир" - универсум, Вселенная; "максимальный мир" - Бог, божественный абсолют - выделял
«Надобно вам все вещи, какие бывают у вас на глазах, перетолковать в духовном смысле, и это перетолкование так набить в ум, чтобы, когда смотрите на какую вещь, глаз видел вещь чувственную, а ум созерцал истину духовную», - советовал
Автор произведения «История Флоренции»
Авторы, интерпретирующие воззрения Макиавелли, отмечают в его понимании человека
Амбициозный богопостигающий разум, который тщится обосновать веру и претендует на исследование последних тайн бытия, называет "потаскухой дьявола"
Античная философия рассматривает бытие как постижимое только
Аристотелевский подход к обоснованию единства субстанции развивается в работах
Благодаря находке Поджо Браччолини - поэме Лукреция «О природе вещей» - стало широко известным среди итальянских гуманистов учение
Боэциево понятие "то, что есть" соответствует аристотелевскому понятию
Бытие Бога для человека, по представлению мыслителей Реформации, не что иное, как
В августинизме источником достоверного познания не является
В античном миросозерцании особую роль играет понятие промежуточной
В греческом языке слово "созерцание" одного корня со словом
В концепции самосознания Макиавелли сущность человека представлена
В раннереформационной литературе магия (вкупе с астрологией и другими искусствами прорицания) рассматривается как проявление умственной
В средневековом аристотелизме исходный пункт и источник всякого знания - это
В средние века популярностью пользовалось "древо познания"
В философию гуманизма прежде всего как автор трактата «О наслаждении» вошел
Видный архитектор раннего Возрождения, который был также живописцем, поэтом, музыкантом, - это
Воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий, - это
Впервые в русле платоновско-аристотелевской философской традиции придает индивиду статус фундаментальной онтологической единицы
Всякое занятие, если его польза не вызывает сомнений, может рассматриваться, по мнению реформаторов, как
Деятельный иерарх католической церкви, кардинал, философ-гуманист эпохи Возрождения - это
Для социально-философской и политической концепции Макиавелли характерно, что он считал себя человеком
Для христианина главным является мир
Древне-индуистские эпические повествования - это
Древнеиндийская ортодоксальная философская школа, основывающаяся не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении, - это
Духовное начало, «чистый субъект», необъективируемое сознание - это (в индийской философии)
Духовное подвижничество; система взглядов, принцип поведения, направленный на достижение нравственно-религиозного идеала, а также связанная с ним система духовно-телесных упражнений, - это
Идея единства в китайской философии символизирована принципом
Из перечисленного: 1) веданта; 2) санкхья; 3) йога; 4) локаята; 5) ньяя; 6) вайшешика; 7) миманса - к даршанам относятся
Из перечисленного: 1) субстанция; 2) апробация; 3) акциденция; 4) реминисценция; 5) воля; 6) бытие - к логико-онтологическим первоэлементам во всякой вещи, по замыслу Боэция, относятся
Из перечисленных городов: 1) Падуя; 2) Вена; 3) Виттенберг; 4) Страсбург; 5) Рома; 6) Флоренция - раннепротестантские общины были основаны в городах
Из перечисленных мыслителей: 1) Мартин Лютер; 2) Фома Кемпийский; 3) Эразм Роттердамский; 4) Уильям Оккам; 5) Ульрих Цвингли; 6) Жан Кальвин - признанными лидерами Реформации были
Из перечисленных: 1) кальвинисты; 2) социниане; 3) квакеры 4) пиетисты; 5) гернгутеры; 6) лютеране; 7) мормоны - к числу протестантских конфессий "второго поколения" относятся
Индуистская историософия - это
Интегральным понятием всей культуры Возрождения следует считать понятие непосредственного, свободного духовного опыта, считал
Искусство и теория истолкования текстов, искусство объяснения - это
Истолкование религиозных текстов, прежде всего Священного Писания, - это
Как поразительный пример человеческой изобретательности называет Ноев ковчег
Ключевое значение в средневековой философии самосознания имеет проблема
Любые дела, "которые совершаются от всего сердца и не для собственного успеха, пользы, почета, удобства или святости, а для пользы, почитания и святости других", могут быть причислены "к святым делам, к делам любви", по мнению
Мировоззренческая концепция, рассматривающая мир как творение Бога и признающая преобладающую роль божественного начала в историческом процессе, - это
Мистическое течение в исламе, сочетающее идеалистическую метафизику с особой аскетической практикой, основывающейся на учении о приближении к познанию божественного и слиянии с ним через любовь, - это
Можно сказать, что Бог, как он понимался в средневековой схоластике, обречен быть
Мудрый правитель государства обязан "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла", - считал
Начало индивидуализации Дунс Скот называл
Огромную роль в гуманистическом антропоцентризме играет понятие
Один из способов познавательной деятельности в китайской философии, который близок по значению к понятию «изучение», - это
Один из способов познавательной деятельности в китайской философии, который близок по значению к понятию «предвидение», - это
Один из способов познавательной деятельности в китайской философии, который близок по значению к понятию «размышление», - это
Одна из ортодоксальных систем древнеиндийской философии, стремящаяся к критическому истолкованию традиционных метафизических проблем и подчеркивающая важность умозрения для познания высшей реальности, - это
Первоначально влиятельный стоицизм (порой выделяют даже особый "стоический" период патристики) уступает с Оригеном на Востоке, Амвросием и Августином на Западе свое место
Первые представители Реформации заслуживают того, чтобы их признали самыми чистыми и последовательными
Первым точный перечень прав человека дает
Платон называет познание
По подозрению в участии в заговоре против Медичи попал под следствие, подвергался пыткам
По примеру античных атомистов называл природу "учительницей" и "вождем жизни"
По своим политическим убеждениям относительно формы государственного устройства Макиавелли был
Повторяя древнюю пословицу, "...сначала жить, потом философствовать", - писал о себе
Предмет рассудка - геометрические фигуры, которые в системе Платона занимают промежуточное, среднее положение между
Представители основной школы исламской теологии, развившие философию рационалистической направленности, - это
Представители первого рационалистического направления в исламской теологии - это
Принцип mea culpa (моя вина) сформулировал
Противоречивость влияния философии эпохи Возрождения на последующие концепции самосознания связана с формированием
Радикальный пересмотр основных посылок, на которые опиралось средневековое мышление, произвел
Свойство вещи, ее наиболее существенные характеристики - это (в индийской философии)
Священное Писание толковалось в эпоху свободомыслия XIV-XVI вв. совершенно субъективистски, как "какая-нибудь гадальная книга", - отмечал
Сектантско-диссидентское свободомыслие XIV-XVI вв. быстро перерастало в конфессиональную
Сократ утверждал, что бездеятельность - сестра
Составляющая часть шабда-праманы, которая не закреплена в ритуальных текстах, - это
Социальное и идеологическое движение XVI в., направленное против римско-католической церкви и осуществившее пересмотр средневековой культуры в соответствии с новыми реалиями большинства стран Западной Европы, в результате которого сформировался протестантизм, - это
Специфическое мировосприятие и мироощущение, основывающееся на предположении всеобщего органического единства во Вселенной, обладающего самодостаточностью и самоценностью, - это
Спор о наилучшем толковании библейско-евангельского текста должен определяться известными общезначимыми правилами, и главным среди них признается "убеждение с помощью разумных доводов", отмечал
Столицей итальянского Ренессанса был город
Сторонники концепции свободы воли в раннем исламе - это
Субстанция, образованная из материи и субстанциальной формы, в концепции Фомы Аквинского, есть
Течение в исламе, основывающееся на учении о безусловном предопределении и полностью отрицающее свободу воли, - это
Умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности сознания, - это
Учение, допускающее действия, пренебрегающие нормами морали при достижении политических целей, - это
Фома Аквинский считал что форма всегда есть форма некоторой
Центральная идея раннепротестантской теологии - это безоговорочное признание правдивости и мудрости
Человек - это "разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное" - считал
„ Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее", - говорил
„Каждое индивидуальное сущее радикально отлично от всякого другого сущего," - считал
„Философия должна служить Священному Писанию, как служанка - своей госпоже", - указывал
"Сознание, растворенное в [идее] самости, перестает волноваться и становится подобным великому океану, умиротворенным, беспредельным, только-самостью", - утверждал
Способность познания, отличная как от чувственного ощущения, так и от рассудка, связанная с необязательностью замысла, в античной философии - это
Благоразумие и справедливость сводятся к выгоде индивида, на первом месте должны стоять свои собственные интересы, а на последнем - родины, заявлял
Из перечисленных мыслителей: 1) Бонавентура; 2) Альберт Великий; 3) Генрих Гентский; 4) Фома Аквинский; 5) Сигер Брабантский; 6) Марк Аврелий - христианскими аристотеликами были
Из перечисленных мыслителей: 1) Бонавентура; 2) Альберт Великий; 3) Генрих Гентский; 4) Фома Аквинский; 5) Сигер Брабантский; 6) Марк Аврелий; 7) Августин - христианскими платониками были
У истоков всех направлений западной средневековой философии стоит
Ритуально-правовой закон Древней Индии - это
Создателем древнеиндийской философской системы йоги был