«Секты», стоящие на позициях неприятия и осуждения «мира», находят опору в низших социальных слоях, тогда как «церкви», благословляющие существующие порядки, - в высших и средних, согласно
В архаичном сообществе высший уровень сакральности достигается в
В первую очередь, ритуальное действие, которое обеспечивает общность символа и тем самым делает общепонятным предпринимаемое действие, - это
В плюралистическом обществе религия оказывает влияние на политическое поведение индивида, его отношение к законам, лояльность или оппозиционное отношение к правительству, в качестве
В сакрализованном мире и только в таком мире, складываются правила организации, ибо вне этого мира - хаос, царство случайностей, отсутствие жизни, утверждал
В связи с религиозными представлениями труд отпечатлевается в сознании русского крестьянства как «особое религиозное делание», утверждал
В социологию религии Дж.М. Йингер ввел понятие
В типологии верований Рокича непоследовательные верования, которым индивид не придает существенного значения, может менять, которые скорее - дело вкуса, настроения, чем глубокого убеждения, относятся к типу
В типологии верований Рокича примитивные верования, в основе которых лежат истины, принимаемые всеми и в которых нет поводов усомниться, относятся к типу
В типологии Рокича авторитарные верования, которые принимаются в силу отношения к индивиду или группе, которые являются источником этих верований, соответствуют типу
В том, что аскетизм - не только умерщвление плоти, но и положительная работа на пользу целого и вместе с тем этическое и эстетическое просветление мира, Булгаков соглашается с
Верование - это не то, во что верующий, как он полагает, верит, что он признает, а, в первую очередь, - предпочтительность его «экспектаций» в оценке того, что реально существует или возможно, а что - нет, - полагал
Влияние той или иной религии в традиционном обществе на индивида опосредовано тем, что она выступает в качестве национального символа, если речь идет о
Выделив три важнейшие формы деятельности (рационально-практическую, ритуально-организованную, волевую), общие тенденции изменения политической системы в современном обществе суммировал
Единственный пример основывающейся на религии системы социальной стратификации общества наблюдается в
Значение великих религиозных движений как для дифференциации основных типов общества, так и для создания важного стимула к определенным видам изменений, в том числе и в экономике, показал
Изменения универсальной религиозной системы как переход от исторической религии к раннесовременной, описывает
Историк Н. Никольский детально анализирует роль старообрядчества в развитии торгового и промышленного капитала в России в работе
К заключению, что в первобытном обществе религиозный ритуал представляет собой своего рода «хранилище» знаний, пришел
К заключению, что тот Бог, которого предлагала традиционная религия, ныне преодолен и отброшен как естественнонаучная, политическая, моральная и философская гипотеза, приходит
К явлениям культуры относит религию, помещая ее в точку сочленения культуры с социальными сообществами, т.е. рассматривает ее как одну из структурированных, символически значимых систем
М. Вебер является автором книги
М. Вебер является автором работы
Мир ждет катастрофа и тогда свершится последний и страшный суд, закончив бег времени, утверждается согласно религиозному мировоззрению
На воздаяние только в посмертной жизни (в этой остается только нести бремя испытаний, потому что «здесь» ничего изменить нельзя) ориентировано религиозное мировоззрение
На протяжении длительного периода, охватывающего примитивную и архаическую религии, социальным носителем религии была не специфическая религиозная группа, а общество, согласно терминологии
Не в том, чтобы понять, как люди «думают в мифах», с помощью мифов, но в том, чтобы показать, как мифы живут в нас, видел свою основную задачу
Немецкий социолог и историк Э. Трёльч является автором работы
Обожествление правителя в архаических сообществах может возникнуть просто в результате проявления им исключительных талантов, по мнению
Образ творения, при котором стратегической целью мышления и действия становится сохранение сакрального порядка мироздания, космоса в борьбе с угрозой хаоса - это
Обратив внимание на структурное сходство магии и религии, понятие «магический символизм» в социологию религии ввел
Одним из первых исследований христианского сектантства в СССР, которое было осуществлено в 1959-1961 гг. в Тамбовской, Липецкой и Воронежской областях, руководил
Одной из работ С. Булгакова является
Одну из наиболее распространенных форм восприятия священного Дюркгейм описал как
Опыт аномии можно описать как отсутствие целей, утрату идентичности, этических ценностей, как социальную неукорененность индивида, полагал
Основные принципы систем человеческого действия, включающие религиозный, моральный и категориальный компоненты, разработаны Дюркгеймом в работе
Особое магическое мышление, представление о том, что все связано друг с другом, лежащее в основе магического действия, «логикой партиципации» назвал
Отношение между религией и хозяйственной деятельностью может быть выражено в двух типах поведения: аскеза и мистика, по мнению
П. Бергер является автором работы
Первый социологический прогноз относительно будущего религии на основе своего знаменитого «закона трех стадий» дал
Понятие «харизма» в научный обиход ввел
При анализе священного П. Бергер использует термин
Проблему «религиозного расслоения» П. Сорокин рассматривает в своей работе
Прослеживая религиозную эволюцию, то, что в ней происходит «приватизация» религии, показывает
Р. Белла - автор работы
Религию как систему верований и ритуалов, объединяющую тех, кто их придерживается и практикует в моральной общности, называемой церковью, определял
Религию как сохраняющийся в той или иной форме специфически человеческий феномен позволяет рассматривать подход
Религия - одна из форм «ложного сознания», прикрывающая иллюзиями жестокую правду, насилие и эксплуатацию человека человеком, утверждал
Религия, отделившаяся от государства в качестве самостоятельного института - это
С точки зрения Дюркгейма в религии символы, значения которых нельзя интерпретировать в терминах присущих им самим свойств, - это
Секуляризацию как вытеснение религии наукой, рациональным мышлением, светской этикой, оценивает
Секуляризацию как утрату «священного» и угрозу социальному порядку и согласию рассматривает
Секуляризацию как эволюцию религии и ее видоизменения в ходе социальных перемен, рассматривает
Смена периодов религиозных движений и застоев связана с изменением всего социального уклада жизни населения, меняющего его нравы, аппетиты, стремления и чувства, - полагал
Согласно типологии Рокича, «обосновываемые» верования, принимающие как данность все содержание институциональных идеологий, рекомендуемых источников, - это верования типа
Согласно типологии Рокича, верования, которых придерживаются, несмотря или вопреки мнению других, - это верования типа
Социологическое понимание церкви и секты, сопоставляя их по трем признакам (отношение к «миру», критерий членства и организационная структур, разработал
Спасение ожидается в пределах истории, но не на путях постепенного, «эволюционного» совершенствования того, что есть, а путем ломки мира и непредсказуемого вмешательства высших сил, в рамках религиозного мировоззрения
Теорию о магическом источнике королевской власти предложил
Термин «культурный код», являющийся главным средоточием стабильности сложных систем действия и их изменчивости, имеющей эволюционные последствия, использовал
То, что если прежде большая доля власти сосредотачивалась в правительственных, клерикальных и землевладельческих ролях, то постепенно в развитом обществе она перемещалась в роли более «современные», отметил
То, что развитие рациональной религиозной этики именно в обладающих меньшей социальной значимостью слоях объясняется, прежде всего, их положением в обществе, показал
Торговые и промышленные успехи старообрядцев рядом причин, из которых первая - необыкновенная солидарность старообрядческих бюргеров, объясняет
Торговые отношения русских православных монастырей изучал
Угрозу будущему религии в господстве технологии и бюрократии в современном мире, результат которого - ограничение человеческого опыта, сужение его горизонта, видел
Установить корреляцию для европейской христианской культуры между определенными образцами организации, соответствующими особенностями теологической ориентации и специфическим взглядом на общество и отношением к нему, стремился
Ф. де Куланж является автором работы
Форма и компонент религиозной деятельности, культа, символического действия, в которых воплощаются те или иные религиозные представления, - это
Форма социально санкционированного символического поведения, в отличие от обычая, лишенная утилитарно-практических целей, - это
Человек - творение божье и в развитии общества он совершенствуется, все больше торжествует гуманное начало, утверждая совершенный и справедливый порядок как царство божие на земле, согласно религиозному мировоззрению
Человеческое действие как самоорганизующуюся систему, специфика которой заключается, прежде всего, в символичности, наличии символических механизмов регуляции, рассматривает
Языческая «семья» (понимаемая как «род»), которая в этом смысле была первоначально единственной формой общества, была разрушена христианством, по мнению