«99% того, что написано по так называемой теории научения, просто неприменимо к развивающемуся человеческому существу», - указывал
«Быть человеком - вот к чему должно вести воспитание», - писал
«Всякий психический факт - это и кусок реальной действительности, и отражение действительности, не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной стороной бытия, и его отражением - единством реального и идеального», - писал
«Изучение процессов переработки информации становится все более распространенным и престижным, однако оно пока еще не связано с такой теорией человеческой природы, которая могла бы найти себе применение за пределами лаборатории», - писал теоретик когнитивной психологии
«Нельзя вопрошать о природе человека, не спрашивая, что он из себя может сделать сам, но и нельзя вопрошать, что человек может из себя сотворить, не возвращаясь к вопросу, из какого источника вырастают его силы и способности, его культура» - полагал
«Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. ... Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей - с другой» - писал
«Только человек - поскольку он личность - может возвыситься над собой как живым существом и, исходя из одного центра как бы по ту сторону пространственно-временного мира, сделать предметом своего познания все, в том числе и себя самого». Такую мысль высказал
Бихевиоризм как науку о поведении обосновал
В 1893 г. американский психолог О. Хризман предложил называть всестороннее исследование закономерностей возрастного развития
В антропологической педагогике заслуга в рассмотрении проблемы взросления как проблемы отношения к телу принадлежит
Выделение психологии из философии, оформление психологии как самостоятельной науки произошло в середине
Главной категорией, которую И.М. Сеченов положил в основу создаваемой им психологии, явилось понятие
Главной проблемой и объяснительным принципом в гештальтпсихологии стала ____________ психологических структур
Гносеология - это раздел философии, учение о
Гуманистическая психология как совокупность теоретических воззрений на человека и как психотерапевтическая практика возникла в(о)
Движущие силы человеческого поведения, активность его устремлений составляют
Дидактика - область педагогики, разрабатывающая теоретические основы
Душевные явления, согласно христианской антропологии, разделяются на три разряда
Житейские знания о психологии человека приобретаются путем
Индивидуально-психологические особенности, от которых зависит успешность выполнения деятельности, определяют как
Интегральным способом бытия субъективности выступает
Интегративный способ бытия человека, проявляющийся в способности человека осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относиться к ним и делать их предметом практического преобразования, называется
Исследование процессов воспитания должно вестись с точки зрения основных феноменов человеческого существования (работа, власть, игра, смерть, любовь), полагал один из сторонников синтетической тенденции в педагогической антропологии
Исторически первой проекцией психологической реальности человека, предметом научной психологии выступило
К внутреннему миру человека не относятся
К специфическим свойствам человека как родового существа не относится
К.Д. Ушинский отметил: «Он первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но и глубочайший вопрос человеческого духа - “вопрос жизни”», говоря о
Категорический императив: поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели и никогда - только как к средству - принадлежит
Комплекс наук, изучающих становление человека в образовании; включает совокупность знаний, обеспечивающих педагогическую деятельность (медико-биологических, психологических, философско-социологических, педагогических и др.) , называется
Комплекс наук, изучающих становление человека в процессе воспитания, обучения и развития, определяется как антропология
Конкретным, видимым в реальности способом существования психического в человеке является его
Мгновенное и четкое научение или понимание - это
Мысль о том, что «воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке силы и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти...» принадлежит
Наиболее полно категория деятельности в психологии разработана
Направленность сознания, мышления на какой-либо предмет называют
Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности определяется как
Наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания, называется
Наука, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности, - это
Научная дисциплина, изучающая происхождение человека и его рас, изменчивость строения тела человека во времени и территориально, называется
Научная психология отражает психическую реальность в
Носителями житейской психологии являются
Объектом житейской психологии являются
Онтология - это раздел философии, учение о
Определение: «Педагогическая антропология - такое научное раскрытие воспитательной реальности, которое исходит из субъекта воспитания» - принадлежит
Определил не только методологическую основу антропологической педагогики, но и предпринял попытку подвести под эту основу воспитательное содержание
Основными элементами сознания, имеющими как физиологическую, так и психическую природу, В. Вундт полагал
Основу житейской психологии составляет
Осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности - своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения определяется как
Отдельный представитель человеческого рода - это
Период детства понимается М. Лангефельдом как
Предметом педагогической антропологии является формирование воспитуемого согласно его возможностям, одаренности, глубинному содержанию личности. Такова трактовка
Процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, ею управляющих, в науке называют
Процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества, - это
Психологическая антропология изучает человека как существо
Психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы, - это
Работа «Антропология и педагогика» принадлежит
Развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества называют
Разработал личностно-ориентированную психотерапию, получившую название «клиент-центрированной терапии»
Родовая способность человека, проявляющаюся в обращении сознания на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности, называется
Руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающие из установленных наукой закономерностей, - это
Ряд таких широко используемых понятий, как «временная перспектива», «квазипотребность», «целевая структура», «уровень притязаний», «поиск успеха и стремление избежать неудачи» и др. ввел в психологический оборот
Самостоятельной наукой, признанной как реальное научное человековедение, антропология стала благодаря
Сведение богатого духовного опыта человека, многогранной духовной жизни, осмысленного внутреннего мира субъекта к его отдельным сторонам и предпосылкам называют
Сложный, многогранный процесс взаимодействия, включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, называется
Совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности и ее образование, понимается как
Совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека
Совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов - это
Согласно основным идеям когнитивной психологии, решающую роль в поведении человека имеют
Создал и разработал психоанализ
Создателем структурной психологии является
Средства своего «воспитательного влияния» новая педагогика, по Н.И. Пирогову и К.Д. Ушинскому, должна была «черпать» из
Статья «Вопросы жизни» написана
Сформулировал принцип единства сознания и деятельности, ставший основополагающим для советской психологии
Термин «антропология» для обозначения особой автономной области знаний, новой науки о человеке был предложен
Термин «педагогическая антропология» впервые употребил
Труд «Педагогическое человековедение», где обосновывалась мысль о создании педагогической антропологии, которая должна представлять собой синтез различных подходов к человеку и служить в качестве теории педагогической деятельности, написан
Универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении, - это
Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни, является предметом исследования
Учение о природе, условиях развития и становления субъективности, внутреннего мира человека в образовании и культуре называется
Учение о сущности человека, его происхождении и смысле жизни, о закономерностях бытия можно определить как
Учение о том, что все вещи состоят из самостоятельных элементов и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении этих элементов, называют
Учение о целостном человеке, его происхождении и его назначении в мире и вечности есть
Учение, согласно которому поведение есть сумма приспособительных реакций, называется
Философию существования иначе еще называют
Фундаментальный способ бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправленном преобразовании и мира, и себя в этом мире, определяют как
Функция педагогических антропологий сводится к способу окраски научных данных, касающихся педагогического процесса, в антропологические цвета - такой вывод делает в своем учении
Целенаправленное развитие человека называется
Центральной экзистенциальной категорией антропологической педагогики является категория
Человек - это
Человек как уникальная, самобытная личность реализуется в свободной, творческой деятельности, проявляется в самоопределении, самосовершенствовании. Речь идет об
Человек как уникальная, самобытная личность; реализуется в свободной, творческой деятельности, проявляется в самоопределении, самосовершенствовании - это
Человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя, - это
Явление, постигаемое в чувственном опыте, называют
Ядро психоанализа как нового психологического направления составило учение о