«Глазеющей» культурой является культура общения у
В западной культуре альтернативой эгоизму является
В роли транслятора современного научного знания в национальных школах советской России выступили
В фольклоре разных народов словесная формула, якобы имеющая магическую силу, - это
Взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности, - это
Восприятие двух классов явлений как тесно связанных между собой, хотя на самом деле связь между ними либо вообще отсутствует, либо она намного слабее, чем воспринимается - это
Единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок, ценностных ориентаций и самосознания личности лежит в основе ________________ идентичности
Единство и преемственность определенной системы социальных характеристик (норм, ролей и статусов), позволяющих дифференцировать индивидов по их общественному положению и групповой принадлежности, лежат в основе ____________ идентичности
Единство и преемственность физиологических и психических процессов организма лежит в основе _______________ идентичности
Занятия, действия, формы общения детей, не имеющие обязательного характера, доставляющие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата - это
Игра, в которой ребёнок принимает на себя и выполняет роль, соответствующую каким-либо действиям взрослых, называется
Игры, которые устойчиво характерны, типичны для данного этноса и признаются таковыми национальным сознанием - это
Из перечисленного: 1) византийское христианство; 2) германское рыцарство; 3) эллинская эстетика и философия; 4) римская муниципальность; 5) христианский аскетизм - выделяют четыре основных начала для характеристики Запада
Из перечисленного: 1) мимика; 2) жесты; 3) взгляды; 4) прикосновения; 5) пространственно-временная организация - для высококонтекстных культур при общении значимы
Из перечисленного: 1) мифологические, фольклорные и иные тексты; 2) данные социологического опроса и анкетирования; 3) археологические находки следов материальной культуры; 4) результаты психологического тестирования, психолого-педагогические исследования когнитивных процессов и психологии эмоций - к источникам, позволяющим судить о нормативных образах человека в разных культурах, относятся
Из перечисленного: 1) модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением; 2) релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, соответствующего интересам большинства; 3) установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил; 4) ребенок слушается, чтобы избежать наказания - к конвенциональной морали как этапу развития морального развития ребенка относятся
Из перечисленного: 1) обучение в системе ценностей этноса; 2) приобщение к характерным для этноса обычаям, религии, обрядам, социально-этическим нормам, быту и т.п.; 3) воспитание чувства исключительности собственной культуры; 4) формирование чувства уважения к совместно проживающим и соседним народам, их языку и культуре; 5) адаптация к условиям жизни в индустриальном и постиндустриальном обществе - к задачам национальной школы в современных условиях относятся
Из перечисленного: 1) особенности языка; 2) особенности быта; 3) однонациональный состав учащихся; 4) особенности любых элементов традиционной культуры учащихся - признаком национальной школы являются
Из перечисленного: 1) послушание; 2) ответственность за порученное дело, за свое пропитание или домашние дела; 3) заботливость; 4) психофизиологическое развитие; 5) стремление к достижениям; 6) самостоятельность; 7) общая независимость - к основным измерениям воспитания детей в этнических культурах относятся
Из перечисленного: 1) преобладание русского языка в профессиональных и высших учебных заведениях; 2) неразработанность национальных литературных языков; 3) давление государства - влияло на предпочтение обучению на русском языке
Из перечисленного: 1) просьба; 2) совет; 3) намёк; 4) благословение; 5) клятва; 6) труд - средствами словесного воздействия на ребенка в народной педагогике являются
Из перечисленного: 1) расплывчатость и неконкретность речи; 2) изобилие некатегоричных форм высказывания; 3) конкретность формулировок; 4) подчеркнуто вежливый тон общения - высокая зависимость коммуникации от контекста, характерная для многих восточных культур, проявляется в
Из перечисленного: 1) ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды - послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения; 2) установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил; 3) релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, соответствующего интересам большинства; 4) ребенок слушается, чтобы избежать наказания - к доморальному уровню развития морального развития ребенка относятся
Из перечисленного: 1) ребенок слушается, чтобы избежать наказания; 2) человек осознает условность нравственных правил и требует их логического обоснования; 3) релятивизм сменяется признанием существования высшего закона, соответствующего интересам большинства; 4) ребенок слушается, чтобы избежать наказания - к автономной морали как этапу развития морального развития ребенка относятся
Из перечисленного: 1) ребенок слушается, чтобы избежать наказания; 2) человек осознает условность нравственных правил и требует их логического обоснования; 3) релятивизм сменяется признанием существования высшего закона, соответствующего интересам большинства; 4) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, - к заключительной стадии развития морального развития ребенка относятся
Из перечисленного: 1) религиозный догматизм; 2) деятельное отношение человека к миру; 3) способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта других людей; 4) секуляризация сознания - активность личности определяется
Из перечисленного: 1) родители; 2) природа; 3) труд; 4) религия; 5) игра - к факторам воспитания в народной педагогике относятся
Из перечисленного: 1) родной язык и фольклор; 2) имя собственное; 3)самоутверждение, притязание на признание; 4) половая идентификация; 5) бытие во временной перспективе жизни личности; 6) бытие в социальном пространстве - определяют национальное сознание ребенка
Из перечисленного: 1) страх; 2) стыд; 3) чувство долга; 4) ответственность; 5) честь и совесть; 6) чувство вины, собственного достоинства - на уровне индивидуального сознания мотивами, побуждающими человека соблюдать социальную и нравственную норму, могут выступать
Из перечисленного: 1) творчество взрослых для детей; 2) литературные произведения, заученные наизусть в школе; 3) творчество взрослых, перешедшее к детям; 4) собственно детское фольклорное творчество - к детскому фольклору не относятся
Из перечисленных дисциплин: 1) русский язык; 2) родной язык; 3) математика; 4) информатика; 5) физика; 6) химия - составляют ядро федерального компонента в образовании
Из перечисленных культур: 1) русская; 2) североамериканская; 3) китайская; 4) японская; 5) западноевропейская - к высококонтекстным относятся
Из перечисленных культур: 1) русская; 2) североамериканская; 3) китайская; 4) японская; 5) западноевропейская - к низкоконтекстным относятся
Из перечисленных названий: 1) туземная; 2) сельская; 3) церковно-приходская; 4) инородческая - для обозначения национальной школы в дореволюционный период использовались
Из перечисленных народов: 1) индонезийцы; 2) американцы, 3) японцы; 4) англичане; 5) итальянцы; 6) китайцы; 7) русские - одобряют уступчивость, конформность
Из перечисленных параметров: 1) внутренний или внешний локус контроля; 2) активное или пассивное начало; 3) время; 4) психофизиологическая сущность человека; 5) пространство - описание личности в различных этнических культурах осуществляется по
Из перечисленных реакций на воспитательное воздействие: 1) не противопоставлять себя явно воздействию со стороны воспитателя; 2) постепенно завоевывать воспитателя на свою сторону; 3) постепенно свести воспитательную работу к приемлемым формам и способам; 4) неприятие и противодействие воспитательному воздействию - характерны представителям этносов Кавказа
Иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего, - это
К середине 30-х годов национальные школы охватывали ___________ детей
Категория этнопедагогики, характеризующая с качественной стороны мудрость народа или конкретного человека, основанную на опыте и знаниях, свойственную соответствующему духу, культуре, мировоззрению народа и используемую в воспитательных целях в качестве наставлений, заповедей, нравоучений о “должном”, нравственном поведении, - это
Коллективное самоописание, включающее в себя свойства, которые индивид считает вообще присущими себе и черты, которые он считает специфическими, отличающими его от других, называется
Конфликт, в котором противостоящая сторона воспринимается с точки зрения этнической принадлежности ее членов, - это принцип
Краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение - это
Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон, - это
Направление в этнопедагогике, изучающее педагогическое содержание пословиц, поговорок, загадок, благопожеланий, проклятий клятв, других видах народных изречений, - это
Направление в этнопедагогике, состоящее в выделении из совокупности воспитательных (педагогических) фактов, педагогических идей (знаний), значимых для конкретного народа, - это
Направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, - это
Нарушение божественных заповедей - это
Научное направление в этнопедагогике, обосновывающее педагогическое значение словесных средств воспитания, сохранившихся в устном народном творчестве представителей той или иной этнической общности, - это
Нацеленность какой-либо информации на поучение, наставление - это
Национальные культуры, в которых при общении наиболее ценится беглость речи, точность использования понятий, логичность высказываний, развитые речевые навыки, называются
Национальные культуры, в которых при передаче информации люди склонны в большей степени обращать внимание на контекст сообщения, на то с кем и в ситуации, с какой интонацией и скрытым смыслом происходит общение, называются
Область народной педагогической культуры и специализированный словесный инструмент социализации ребёнка - это
Обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к усваиваемому учебному материалу, называется
Объективно-закономерное явление жизни того или иного народа, назначение которого состоит в обеспечении преемственности поколений, осуществляющейся в соответствии с целями народной педагогики, - это
Один из жанров народного поэтического творчества, соединяющий в себе словесное и музыкальное искусство, - это
Один из основных жанров фольклора, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел - это
Одновременное пользование двумя языками, одним из которых обычно бывает родной, другим - язык внесемейного общения с иноязычным окружением, называется
Определенная степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка - это
Определяющим признаком национальной школы в нашей стране был
Относительно автономная составляющая часть содержания образования, основу которой наряду с родным языком и литературой составляют знания, умения, навыки, отражающие особенности конкретной этнической культуры - это
Педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности, составляет
Первобытное представление о существовании родственной связи между человеком и животным или растением - это
Переживание индивидом негативных эмоций и чувств при вхождении в новую культурную среду - это
Поведение личности, которое, выражая типовые программы данной культуры, регулирует поведение в стандартных для этнической общности ситуациях, освобождает индивида от принятия индивидуальных решений, называется
Подход к реформированию национальной школы на основе развития национально-регионального компонента в содержании образования и воспитания лежит в основе концепции
Подход к реформированию национальной школы, основанный на введении носителя одной культуры сначала в другую, более развитую культуру, а затем в мировую культуру лежит в основе концепции
Поэтические произведения, соединенные с простейшим драматическим сюжетом, в котором персонажами становятся пальчики, ручки, ножки малыша, руки того, кто его забавляет, - это
При регуляции поведения в качестве типичной «культуры стыда» является культура
При этнопедагогическом изучении и трактовке этнических особенностей личности, общения, деятельности наиболее распространенным является соотношение
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий историко-культурный и социокультурный анализ педагогических явлений - это принцип
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий отбор только тех этнокультурных знаний, которые являются типичными для этноса, - это принцип
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий сочетание регионально-этнического компонента образования с базовым компонентом, - это принцип
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий учет специфики организации включения этнокультурного материала в учебные планы, программы, сетку учебного времени, - это принцип
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий формирование этнокультурных знаний на основе максимального их соответствия сегодняшним и завтрашним запросам и потребностям государства, общества и личности - это принцип
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий хронологический и стадиальный анализ этнокультурных явлений - это принцип
Приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков - это
Произведение фольклора, которое имеет шуточный характер и может иметь поучительный смысл, - это
Произведения фольклора, являющиеся частью календарной обрядности, связанной с явлениями природы, годовым кругом солнца, земледельческим трудом - это
Процесс и результат межэтнического взаимодействия, в основе которого лежит ориентация на раздельное развитие групп, - это
Процесс и результат межэтнического взаимодействия, в основе которого лежит постепенное добровольное или принудительное принятие человеком или группой обычаев, верований, норм доминантной группы вплоть до полного растворения в ней - это
Процесс и результат межэтнического взаимодействия, в основе которого лежит потеря человеком или группой своей культуры, но без полного вхождения в другую культуру, - это
Процесс и результат межэтнического взаимодействия, в основе которого лежит сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании, - это
Процесс и результат межэтнического взаимодействия, в основе которого лежит уничтожение противостоящей группы, - это
Процесс освобождения различных сфер общества, индивидуального, группового и общественного сознания от религиозных убеждений лежит в основе
Процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей - это
Психологическое и социальное привыкание людей к новой культуре, в ходе которого согласовываются требования и ожидания сторон межэтнического взаимодействия, - это
Религиозное поклонение неодушевленным предметам, которые якобы наделены сверхъестественной магической силой - это
Религия, признающая многобожие, связанное с олицетворением конкретных сил природы, - это
Система ориентации этнической группы в мире, оценки места в мире для своей и другой группы - это
Сказание, содержащее сведения о реальных лицах и событиях прошлого, - это
Склонность человека как индивида и как представителя определенной культуры приписывать ответственность за важнейшие события собственной жизни самому себе либо внешним факторам - это
Совместная целенаправленная деятельность учителя и обучаемого, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание - это
Сознательная уступчивость человека реальному или воображаемому мнению большинства - это
Способ мышления, характеризующийся безусловным, некритическим принятием некоторых положений, мнений, учений или норм в качестве постулатов или практических принципов, лежит в основе
Стремление быть в обществе других людей называется
Субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, этническими общностями - это
Сфера материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей
Теоретический образ личности, подразумеваемый, но не сформулированный явно, называется
Термин, обозначающий специфическую цивилизацию, фундаментом которой является романо-германская культура, - это
Термин, широко применяемый для обозначения обширного культурного региона, расположенного географически восточнее России, - это
Тип поведения, которое строится на приоритете интересов группы над личными интересами и при котором социальная идентичность является более значимой, чем личностная - это
Тип поведения, которое строится на приоритете личных интересов над общественными, а личностная идентичность является более значимой, чем социальная - это
Универсальное, широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности, - это