Верны ли определения?
А) В структуре этнической идентичности знания об особенностях своей группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков: языка, обычаев, религии, исторической памяти, национального характера, народного искусства – это когнитивный компонент
В) В структуре этнической идентичности знания об особенностях своей группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков: языка, обычаев, религии, исторической памяти, национального характера, народного искусства – это аффективный компонент
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) В структуре этнической идентичности чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней – это когнитивный компонент
В) В структуре этнической идентичности чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней – это аффективный компонент
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Культурно-нормативный аналог и эквивалент индивидуальных возрастных различий и свойств соответствующих возрастных слоев (классов) – это аскриптивные возрастные свойства
В) Культурно-нормативный аналог и эквивалент индивидуальных возрастных различий и свойств соответствующих возрастных слоев (классов) – это нормативные критерии возраста
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Наименование территории проживания – это этноним
В) Наименование территории проживания – это топоним
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Представления о том, как протекают или должны протекать рост, развитие и переход индивида из одной возрастной стадии в другую, - это символизация возрастных процессов
В) Представления о том, как протекают или должны протекать рост, развитие и переход индивида из одной возрастной стадии в другую, - это нормативные критерии возраста
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Принятая культурой возрастная периодизация жизненного цикла с указанием длительности и задач его основных этапов - это аскриптивные возрастные свойства
В) Принятая культурой возрастная периодизация жизненного цикла с указанием длительности и задач его основных этапов - это нормативные критерии возраста
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Самоназвание - это этноним
В) Самоназвание - это топоним
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Склонность воспринимать и оценивать женский мир сквозь призму мужского восприятия – это маскулинность
В) Склонность воспринимать и оценивать женский мир сквозь призму мужского восприятия – это фемининность
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации, – это национальное сознание
В) Сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации, – это национальное самосознание
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности, - это этносоциальный организм
В) Совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности, - это этническая картина мира
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного слоя, класса или группы осознают и утверждают себя в качестве «мы», отличного от всех остальных возрастных общностей, - это символизация возрастных процессов
В) Специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного слоя, класса или группы осознают и утверждают себя в качестве «мы», отличного от всех остальных возрастных общностей, - это возрастная субкультура
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Безэтничность ученые находят у части Новой Гвинеи
В) Безэтничность ученые находят у части Канады
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В массе этнопедагогических и этнопсихологических исследований можно выделить тенденции «культурный релятивизм»
В) В массе этнопедагогических и этнопсихологических исследований можно выделить тенденции «абсолютизм наоборот» и «универсализм»
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В отечественной науке принято делить этнос на типы племена
В) В отечественной науке принято делить этнос на типы народность и нация
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В структуре этнической идентичности выделяют когнитивный компонент
В) В структуре этнической идентичности выделяют аффективный компонент
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В этнопедагогике и этнопсихологии наиболее распространенными (по сравнению с педагогикой и психологией в целом) являются полевые наблюдения
В) В этнопедагогике и этнопсихологии наиболее распространенными (по сравнению с педагогикой и психологией в целом) являются формализованные и неформализованные наблюдения
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) К междисциплинарным проблемам, наиболее явно раскрывающим особенности мира детства, относятся детский фольклор
В) К междисциплинарным проблемам, наиболее явно раскрывающим особенности мира детства, относятся игра и общение
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) К середине 30-х годов XX в. была создана письменность для 100 ранее бесписьменных языков
В) К середине 30-х годов XX в. была создана письменность для 40 ранее бесписьменных языков
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) К середине 30-х годов XX в. были изданы учебники на более чем 200 языках
В) К середине 30-х годов XX в. были изданы учебники на более чем 100 языках
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) К середине 30-х годов XX в. в национальных школах училось 90% нерусских детей
В) К середине 30-х годов XX в. в национальных школах училось 70% нерусских детей
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Культурная трансмиссия включает процессы инкультурации
В) Культурная трансмиссия включает процессы социализации
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Наиболее важный социокультурный, психологический и педагогический смысл имеют игры познавательные
В) Наиболее важный социокультурный, психологический и педагогический смысл имеют игры ролевые
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Национальная психология включает системообразующие элементы
В) Национальная психология включает динамические элементы
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) При Томском университете сформировалось общественное движение «областников», представители которого требовали автономизации региона
В) При Томском университете сформировалось общественное движение «областников», представители которого требовали прекращения русификации сибирских инородцев
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Система просвещения нерусских народностей на основе их родных языков была разработана К.Д. Ушинским
В) Система просвещения нерусских народностей на основе их родных языков была разработана Н.И. Ильминским
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Термин «этнопедагогика» в зарубежной науке используется
В) Термин «этнопедагогика» в зарубежной науке не используется
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Устный и письменный опросы могут проводиться в свободной форме
В) Устный и письменный опросы могут проводиться в стандартной форме
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории
В) Формирование этноса обычно происходит на основе единства экономической жизни
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Этническая психология, с точки зрения Г.Г. Шпета, должна быть наукой описательной
В) Этническая психология, с точки зрения Г.Г. Шпета, должна быть наукой объяснительной
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Этническая эндогамия сопутствует эгоцентризму
В) Этническая эндогамия сопутствует родиноцентризму
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Этнопедагогику как один из инструментов построения на этнокультурной основе широкого общего образования, ведущего к овладению ценностями национальной и мировой культуры, рассматривают представители культурного релятивизма
В) Этнопедагогику как один из инструментов построения на этнокультурной основе широкого общего образования, ведущего к овладению ценностями национальной и мировой культуры, рассматривают представители универсализма
Подберите правильный ответ
_________ - неконтролируемое побуждение покинуть кров, сорвать одежды во время полярной зимы в Гренландии и на Аляске
«Национальная специфика заключается в особенностях мышления и искать ее нужно не в содержательной стороне мышления и не в его результативности, а в бессознательной сфере психики человека», - говорил
«Этническая психология долна быть описательной, а не объяснительной наукой», - утвержал
Автором концепции, согласно которой основными факторами формирования национальной психики являются элементы интеллекта и воли, а элементы эмоций и чувств в их число не входят, является
Автором произведения «Книга для матерей» является
Автором труда «Материнская школа» является
Американский культурантрополог, предложивший понятие культуры как части человеческого окружения, созданного самим человеком, - это
Американский психолог, автор понятия «субъективная культура» - это
Английский исследователь, основатель сравнительно-культурной психологии
Бессонница, апатия, депрессия, беспокойство, охватывающее жителей высокогорных Анд, чаще всего детей, - это
Бессонница, апатия, депрессия, беспокойство, охватывающее жителей высокогорных Анд, чаще всего детей, - это
Болезнь канадских индейцев, которая проявляется в отвращении к обычной еде, беспокойстве, склонности к убийствам и каннибализму, - это
Болезнь канадских индейцев, которая прявляется в отвращении к обычной еде, беспокойстве, склонности к убийствам и каннибализму, - это
В 1927 году была опубликована работа «Введение в этнопсихологию», где в форме дискуссии с В.Вундтом, М. Лацарусом и Г. Штейнталем выразил свои взгляды на предмет и основной метод этнопсихологи
В начале ХХ в. тесты интеллекта для измерения готовности детей к школе и выявления тех из них, кому требуется специальное обучение, создали
В отечественной науке принято делить этнос на __ типа(ов)
В отечественной этнопсихологии стремился выявить и обосновать механизмы и средства формирования психологического своеобразия наций
Виднейшим представителем, спосбствующим развитию идеи народного духа в немецкой философии, является
Возраст индивида, измеряемый путем соотнесения уровня его социального развития (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников, - это __ возраст
Возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета; речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности – это ___ возраст
Возраст, выражаемый количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента его измерения, - это ___ возраст
Возраст, определяемый путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом, - это __ возраст
Возраст, определяемый путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании определенных качественно-количественых признаков, - это ___ возраст
Возраст, определяемый состоянием обмена веществ, функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, - это __ возраст
Вопросы теории фольклора, этнографии и языкознания в отечественной этнопсихологии разрабатывал
Все группы этноса, где бы они не проживали, объединяются понятием «__»
Вхождение ребенка в культуру своего народа
Вхождение ребенка в культуру своего народа - это
Вывод о том, что все нации можно разделить условно на два основных типа: активные и пассивные – в зависимости от того, какая из двух видов - воли «действующая» или «задерживающая» - преобладает у этого этноса, сделал
Вывод о том, что общей системы воспитания для всех этносов не существует, впервые сделал
Динамические особенности проявления национального характера, психических процессов у большинства представителей той или иной нации, народности - это
Для диагностики нейротизма, экставерсии-интроверсии, психотизма и измерения лжи наиболее широко в мире распространен «Личностный опросник» ( ECQ), автором которого является
Единственный в стране кабинет этнопсихологии в 1920 году организовал
Жесты, непосредственно связанные с содержанием речи человека, визуально подчеркивающие то, что слова пытаются выразить символически
Жесты, непосредственно связанные с содержанием речи человека, визуально подчеркивающие то, что слова пытаются выразить символически, -это
Жесты, помогающие нашему телу адаптироваться к окружающей среде, обстановке, но со временем способные утратить эту функцию (почесывание носа, покусывание губ), - это
Заметной вехой в изучении зрительных иллюзий стала работа «Влияние культуры на зрительное восприятие», авторами которой являются
Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях, - это
Исторически сложившееся своеобразие в понимании, оценках к значимым ценностям, явлениям жизни, прекрасному и уродливому у большинства представителей той или иной этнической общности, которое находит отражение в сознании, нормах морали, нравственности и формах общественного поведения, - это национальные(ый)
Исторически установившиеся, во многом стереотипные способы поведения лиц определенной национальности, которые воспроизводятся в данной национальной среде и являются привычными для носителей конкретной национальной культуры, - это национальные(ый)
Категория этнопсихологии и этнопедагогики, выражающая главный смысл проявления национальной психики и отражающая присутствие специфически национальных форм функционирования общечеловеческой психики, - это
Комплекс репродуктивных общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или как девочку, как мужчину или женщину, - это
Концентрическую модель африканской личности, состоящую из четырех слоев, построил
Культуры, в которых «… преобладающей моделью поведения для людей оказывается поведение их современников», американский этнолог Маргарет Мид назвала
Культуры, где не предки и не современники, а сам ребенок определяет ответы на сущностные вопросы бытия, великий амеиканский этнолог Маргарет Мид назвала
Культуры, ориентированные на предков и традиции, великий амеиканский этнолог Маргарет Мид назвала
Метод двойного перевода с децентрированием предложили
Механизм, при помощи которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям, - это
Наличие биологических и социальных признаков у человека, подтверждающих его принадлежность к индивиду женского пола, - это
Наличие биологических и социальных признаков у человека, подтверждающих его принадлежность к индивиду мужского пола, - это
Наличие у мужчин и женщин более или менее резко отличающихся психофизиологических реакций, когнитивных процессов, мотиваций, способностей и интересов – это __ возраст
Наличие у мужчин и женщин более или менее резко отличающихся психофизиологических реакций, когнитивных процессов, мотиваций, способностей и интересов, - это
Направление этнопсихологических исследований, в основе которого лежит абсолютизация схоства между культурами и игнорирование очевидных различий между ними, - это
Направление этнопсихологических исследований, в основе которого лежит подчеркивание различий меду культурами, - это
Направление этнопсихологических исследований, в основе которого лежит утверждение о единстве психики людей, но с возможными достаточно существенными внешними различиями, - это
Народная педагогика является основным предметом
Наука о причинах, закономерностях развития, течения и исхода болезней - это
Наука о пространственно-временной организации общения
Наука о пространственно-временной организации общения - это
Наука, изучающая конкретные народы - этносы и другие этнические сообщества, их этногенез, быт, культурно-исторические связи, - это
Наука, изучающая конкретные народы - этносы и другие этнические сообщества, их этногенез, быт, культурно-исторические связи, - это
Наука, изучающая систематические связи, закономерности между внутренним миром человека и этнокультурными переменными, их сходство и различия на уровне этнической общности, - это
Наука, изучающая систематические связи, закономерности между внутренним миром человека и этнокультурными переменными, их сходство и различия на уровне этнической общности, - это
Национально-психологические особенности, которые определяют специфику интеллектуально-познавательной активности представителей конкретных этнических общностей, - это
Неконтролируемое побуждение покинуть кров, сорвать одежды во время полярной зимы в Гренландии и на Аляске - это
О том, что культура и образование развивают и закрепляют этноспецифические характеристики представителей тех или иных народов, а не нивелируют их, говорил
Одним из первых в Древней Греции высоко оценил роль семейного воспитания
Основателем сравнительно-культурной психологии считается
Основателями этнопсихологии как науки являются
Основная личностная структура, формируемая данной культурой («средняя» личность), - это
Основные принципы этнографической науки, и в том числе психологической этнографии, сформулировали
Основным предметом исследования в этнографии детства является
Особенности мышления большинства представителей этноса, относящиеся к национальному своеобразию мыслительной деятельности, - это
Особенности, которые обусловливают специфику функционирования и проявления мотивации поведения и направленности деятельности представителей конкретных этнических общностей, - это
Особенности, охватывающие сферу проявления динамических (изменчивых) характеристик эмоциональных и волевых процессов представителей конкретных этнических общностей, - это ___ особенности
Особенности, характеризующие национальное своеобразие взаимодействия, общения и взаимоотношений представителей различных этнических общностей и групп, - это ____ особенности
Осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений - это
Отдельные межкультурные различия в восприятии цвета выявил
Отечественные научные школы и коллективы, для которых этнопсихологические проблемы стали главным предметом исследования, появились в ХХ столетии в ___ гг.
Относительно устойчивые схематизированные представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям своего или иного этноса, - это
Отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием эмпирического опыта этнических групп в воспитании и образовании детей, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации
Отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием эмпирического опыта этнических групп в воспитании и образовании детей, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, - это
Позиция человека, при которой он принимает решения и действует в соответствии со своими личными целями, предпочитая их целям общественным, - это
Понятие «социальная дистанция» ввел в научный оборот
Представители разных национальностей не всегда могут наладить адекватное взаимопонимание, т.к. существуют определенные особенности и механизмы межэтнического общения, которые должны учитывать мышление всех сторон общающихся людей. Этот вывод впервые сделал
Приоритет интересов группы над личными интересами, - это
Программа изучения этнографического своеобразия населения России, разосланная во все губернские отделения Географического общества, начала осуществляться с ___ г.
Процесс вхождения индивида в новую для него культуру - это
Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, - это
Процесс инкультурации включает такие этапы, как
Процесс обучения индивида в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике – у окружающих его, помимо родителей, взрослых (родственников, старших членов общины, соседей и др.) – это __ трансмиссия
Процесс освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с представителями культуры, - это
Процесс передачи культурных ценностей, умений, верований и т.п. от родителей к детям - это
Процесс усвоения и передачи социального опыта и традиций культуры в ходе общения со сверстниками - это
Процесс, в результате которого у детей формируется сознание половой идентичности, и они включаются в существующую в данном обществе систему половой дифференциации, - это
Психологическая харакиеристика позиции индивида относительно позиции группы, выражающая меру его подчинения групповому давлению, - это
Раздвоенностью, внутренней противоречивостью, порой трагическим разладом с собой в силу невозможности сочетаний якобы несовместимых особенностей воздействующих различных национальных культур, характеризуется личность
Род бешенства, напоминающего собачье, припадок бессмысленной, кровожадной мании - это
Род бешенства, напоминающего собачье, припадок бессмысленной, кровожадной мании, - это
Родоначальником афористической педагогики является
Самым ярким представителем географического детерминизма среди французских философов является
Свойственная данной этнической общности система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения, а также стиль жизни, культуры этноса - это
Серия экспериментов, выявивших инвариантность мимики в различных культурах и получивших название «исследований универсальности», в 60-е годы провели
Система взаимосвязанных представлений, регулирующих поведение членов социальной группы, - это
Система образов, которые лежат в основе человеских представлений о мире и о своем месте в нем и, следовательно, определяют поведение людей, - это
Система просвещения нерусских народностей на основе их родных языков была разработана
Склонность воспринимать и оценивать женский мир сквозь призму мужского восприятия - это
Сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации, - это
Согласно американским культурантропологам во главе с Г.Барри, к числу агентов социализации, различающихся по характеру влияния на ребенка, относятся
Согласно американским культурантропологам во главе с Г.Барри, к числу агентов социализации, различающихся по характеру влияния на ребенка, относятся
Согласно американским культурантропологам во главе с Г.Барри, к числу агентов социализации, различающихся по характеру влияния на ребенка, относятся
Соотнесите понятия и определения
Соотнесите понятия и определения
Соотнесите понятия и определения
Соотнесите понятия и определения
Соотнесите понятия и определения
Соотнесите понятия и определения
Соотнесите понятия и определения
Соотнесите понятия и определения
Соотнесите понятия и определения
Соотнесите понятия и определения
Соотнесите понятия и определения
Соотнесите понятия и определения
Соотнесите понятия и определения
Соотнесите понятия и определения
Соотнесите понятия и определения
Социологическая концепция, рассматривающая способность человека жить в гармонии с окружающими, не теряя при этом своей индивидуальности, как наиболее желанное качество качество личности, - это
Сравнительно прочно сохранившиеся черты личности, чаще всего встречающиеся у взрослых членов общества - это
Сформировавшиеся в ходе исторического развития этнической общности устойчивые способы действий, стереотипы поведения и образа жизни людей – это национальные
Требование о том, чтобы всякому народу все должно преподаваться на родном языке, было выдвинуто
Труд «Мысль и язык» написал
Универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает с теми или иными вариациями, - это
Условиями возникновения этноса считаются
Условиями возникновения этноса считаются
Устойчивая в своем существовании группа людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этно-дифференцирующие, - это
Устойчивые схематизированные модели поведения, являющиеся результатом национально осмысленного опыта и свойственные для действий и поступков всех представителей данной этнической общности, - это
Утрата народом своего языка равносильна его денационализации. Этот вывод впервые сделал
Фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов, - это
Французский ученый, автор концепции о ментальности первобытного и современного человека - это
Функция языка – не обозначать уже готовую мысль, а творить ее, преобразовывать первоначальные доязычные элементы. Представители разных народов посредством национальных языков формируют мысль своим, отличным от других способом. Так считал
Характерными чертами этноса считаются
Характерными чертами этноса считаются
Часть окружения человека, созданная им самим, - это
Человек широкой души, вежливый, надежный, добродетельный, гордый, щедрый, правдивый, обладающий чувством долга, - это
Человек, склонный к индивидуализму, - это
Человек, склонный к коллективизму, - это
Школой нравов называет отчий дом
Элементы социально-культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени, - это
Элементы социально-культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени, - это национальные(ый)
Этническое поле индивида представляется в виде структуры, в которую входят следующие уровни: «____»
Этнопсихология помогает педагогической науке исследовать
Этнопсихология помогает педагогической науке исследовать