СГА ответы Комбат бесплатно
Главная   Главная   Ответы   Ответы Комбат   Материалы   Скачать   Поиск   Поиск   Форум   Форум   Чат   Чат

   
Навигация

· Главная
· Новости

Общение

· Форум для студента
· Чат для студента
· Связь с нами

К прочтению

· Правила сервиса
· FAQ / ЧаВО
· Как правильно искать
· Как скачивать материалы
· Ответы к ЛС Интегратор
· Как помочь сайту
· Для вебмастеров


Инструменты

· Ответы Комбат
· Скачать материалы
· Поиск по сайту
· Поиск кода предмета



   


Отправка файла на e-mail


Имя файла:1046.Экз.01;ТБПД.01;1
Размер:126 Kb
Дата публикации:2015-03-09 03:29:19
Описание:
Философия и методология науки (курс 1) - Тестовая база по дисциплине

Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов):
"Корень всякого движения и жизненности", по Гегелю, - это
"Пограничная ситуация", по Ясперсу,
"Протокольные предложения" - это предложения, фиксирующие
"Третий мир" К. Поппера - это
«В каждом знании столько истины, сколько есть математики» - считал
«Закон трех стадий» Конта включает следующие стадии умственного развития человечества -
«Закон трех стадий» применял к развитию науки
«Как и природа, наука не делает резких скачков» - писал
«Логико-философский трактат» был написан
«Материальная точка» является примером
«Мотивация», «вклад», «оценка», «признание», «карьера» - это фундаментальные понятия
«Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения» - писал
«Нельзя ошибаться только в том, что все теории ошибочны» - полагал в своей концепции
«Презентизм» в истории науки - это
«Презентизм» и «антикваризм» - это основные установки в
«Принцип непрерывности», который позволяет включить феномен научного открытия в непрерывный ряд развития, сформулировал
«Прогресс науки подчиняется (как и все в мире) универсальному закону эволюции» - так считал
А.Койре занимался преимущественно
Абсолютно истинная картина природы выступала идеалом
Абсолютно необходимыми, обязательными личные контакты ученых являются в рамках
Абстракция, выделяющая в действительности строго фиксированный набор свойств и отношений вещей, называется
Автором работы «Кибернетика» является
Авторство разработки экспериментального метода в науке приписывают
Американский философ Г.Сколимовски придерживался при объяснении развития техники __________________ модели
Ампер и Фарадей работали в эпоху
Английский вариант «Логики научного открытия» К.Поппера впервые был издан в
Аспект семиотики, рассматривающий язык только как совокупность знаков, преобразуемых по определенным правилам, называется
Бифуркация - это
Большинство ученых придерживается версии о том, что наука возникает в
В античности сфера искусственного, умений, навыков обозначалась термином
В завершённом виде кумулятивистская модель развития науки была сформулирована
В завершенном виде кумулятивистская модель развития науки была сформулирована в
В каждом социальном институте (в том числе в науке) выделял «жесткое ядро» и изменчивую сферу мотивации
В конце 90-х годов бюджетное финансирование науки составляло _______ ВВП
В конце ХХ в. в науке работало более ___________ человек
В конце ХХ в. число научных журналов начинает приближаться к
В концепции этоса науки (Р.Мертона) выделяется ________ основополагающие ценности (основополагающих ценностей)
В науке выделяют _________________________________ уровни познания
В непрерывном поступательном характере развития науки убеждены
В основание логического позитивизма легли положения
В отечественной философской литературе наиболее развернутая классификация научных традиций и новаций дана в работах
В отличие от обычной науки, паранаука
В работе «Доказательства и опровержения» обосновывается концепция
В развитии научно-исследовательской программы И. Лакатос выделяет следующие стадии
В развитии сильнонеравновесных и открытых систем с точки зрения синергетики можно выделить фаз
В рамках «второго позитивизма» специально обсуждает проблему научного открытия
В своем объяснении природы Шеллинг исходил из
В свою классификацию Конт включает следующий набор наук -
В современной науке объем научной деятельности удваивается примерно каждые
В создании университетских лабораторий (в XIX в.) первенство принадлежало
В состав оснований науки входит ___________ блока (блоков)
В течение ХVII-ХVIII вв. идеалы и нормы научного исследования выражали установки
В философии (теории познания) Нового времени сформировалось два направления -
В центре внимания постпозитивизма оказывается проблема
Важнейшая роль телевидения заключается в том, что
Величины, которые нельзя складывать, называются
Влиятельным направлением западной философии, ядро которого составляют методологические идеи К.Поппера и его последователей, является
Все природные и социальные процессы, с точки зрения синергетики, характеризуются
Все существующие научные дисциплины можно условно объединить в
Всякая научная модель имеет
Вторая глобальная научная революция произошла в
Выделение в науке новых дисциплин - это
Высказывания, описывающие некоторое положение дел, называются
Высказывания, посредством которых мы воздействуем на мир, называются
Высшая форма развития научного знания, дающая целостное отображение существенных закономерных связей определенной области действительности, называется
Высший уровень познания, опосредованно связанный с практикой и ориентированный на познание сущности, закономерностей объекта, называется
Высший уровень рационального познания, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы, называется
Высшую ступень рационального обобщения представляет собой
Гадамер настаивал на
Галилей и Ньютон являются выдающимися представителями
Герменевтика - это
Гипотеза ad hoc - это гипотеза ,
Гипотеза Канта-Лапласа объяняет
Главной социальной функцией науки с точки зрения Конта является
Главной темой анализа на втором этапе развития философии науки являлись(лось,лся)
Гносеологический (эпистемологический) поворот в философии произошел в эпоху
Д.Блур, Б.Барнс, М.Малкей, К.Кнор-Цетина являются представителями
Дарвин и Менделеев являются представителями этапа
Два основных типа ученых - классиков и романтиков, выделял
Деление знания на «знание-что» и «знание-как» предложил
Дж.Холтон, Ст.Тулмин, П.Фейерабенд являются представителями
Диалектическое развитие имеет форму
Диалог, согласно учению о диалоге, - это логика
Диссипативные структуры - это структуры
Диссипативные структуры возникают в
Дисциплинарную матрицу образуют
Дисциплинарные научные сообщества начинают оформляться в
Для неэмпирических наук характерен
Для образного мышления характерно
Для современной науки характерен (но)
Для сопоставления экспериментальных данных с теорией требуются
До предела абсолютизирует свободу, сводит ее к произволу индивида
Достижение экзистенции, по Ясперсу, происходит
Достоверное заключение по методу различия можно получить только в том случае, если
Достоверное заключение по методу сходства может быть получено в случае
Древнегреческие философы относили к области знания только _____ знание(я)
Единственным принципом, не препятствующим прогрессу науки, является принцип «допустимо все» - так считал
Ж.Эллюль известен
За все время существования философии науки как особого направления ею было выработано следующее количество основных моделей развития научного познания
Завершение становления науки как социального института произошло в
Задача "наук о духе" - это
Закон трех стадий О. Конта выглядит следующим образом:
Законы, объясняющие эмпирические явления путем введения предположений о не наблюдаемых в опыте причинах таких явлений, - это
Законы, описывающие поведение наблюдаемых объектов, - это
Знание о незнании, вопрос, возникающий в случае расхождения теории и эмпирии, - это
Знание, истину добывает из материала чувственности интеллект считает
Знание, которое приобретается путем непосредственного контакта человека с реальностью, - это
Знания, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, представляют собой
Знания, накопленные предшествующими поколениями ученых, передаваемые последующим поколениям и сохраняемые научным сообществом, - это
Идеал исторической реконструкции внедряется в естествознание на этапе
Идеал энциклопедического развития личности ученого и инженера сформировался в эпоху
Идеализм, в котором за основу всего существующего принимается мыслящее существо, - это идеализм
Идеализм, в котором за основу существующего принимается некий мысленный, идеальный предмет, - это идеализм
Идеографический метод - это способ
Идею «черных ящиков» выдвинул в рамках концепции «кейс стадис»
Идею о необходимости систематизации знаний о взаимодействиях организма со средой обитания высказал
Идею фридмонов в современной физике выдвинул
Идею, что научное знание не может быть отделено от философского, одним из первых в философии науки обосновал
Идея о раздвоении природы на природу порожденную и природу порождающую принадлежит
Идея П.Фейерабенда, в рамках которой утверждается, что опыт всегда является теоретически нагруженным, а принятие той или иной теории обусловливает систему восприятия, в философии науки обозначается как
Из всех научных открытий и изобретений на долю науки ХХ в. приходится свыше
Из всех ученых, когда-либо живших на земле, практически являются нашими современниками
Из перечисленного: 1) системность; 2) самоорганизация; 3) глобальный эволюционизм; 4) историчность; 5) механистический детерминизм; 6) принцип наблюдаемости; 7) принцип дополнительности; 8) верификация - к фундаментальным принципам построения современной научной картины мира относятся только
Из перечисленного: 1) совокупность методов; 2) набор культурных ценностей; 3) совокупность накопленных знаний; 4) деятельность по производству знаний; 5) система теоретических знаний; 6) особый социальный институт - основными характеристиками науки являются только
Из перечисленного: 1) характер предмета исследования; 2) характер ученого; 3) особенности средств исследования; 4) особенности метода; 5) особенности организации научного поиска - специфику познания на эмпирическом и теоретическом уровне определяют только
Из перечисленных законов: 1) «закон трех стадий»; 2) закон постоянного подчинения воображения наблюдению; 3) энциклопедический закон; 4) закон единства и борьбы противоположностей; 5) эволюционный закон; 6) закон сохранения вещества и энергии - в основание позитивной философии О.Конт кладет только
Из перечисленных моментов перехода: 1) от древнего к новому; 2) количества в качество; 3) от бессвязанности к связанности; 4) от абстрактного к конкретному; 5) от однородного к разнородному; 6) от неопределенности к определенности - Г.Спенсер считает характерными для эволюции
Из перечисленных принципов: 1) движения от абстрактного к конкретному; 2) движения от древнего к новому; 3) движения от простого к сложному; 4) движения от конкретного к абстрактному; 5) причинности; 6) «экономии мышления» - Конт в своей классификации наук опирается только на
Из перечисленных функций: 1) синтетическая; 2) объяснительная; 3) методологическая; 4) предсказательная; 5) описательная; 6) организационная - содержание гносеологической функции науки конкретизируют только
Из перечисленных ценностей: 1) универсализм; 2) гедонизм; 3) общность (знаний); 4) сервилизм; 5) незаинтересованность; 6) организованный скептицизм - к этосу науки Р.Мертон относит только
Из перечисленных этапов: 1) теологический; 2) допарадигмальный; 3) позитивный; 4) метафизический; 5) парадигмальный; 6) научная революция - развитие науки, по Куну, характеризуют только следующие
Известность среди философов П.Фейерабенду принес его
Издания, содержащие публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей), с основными фактическими сведениями и выводами, называются
Изменчивость набора неотторгаемых элементов парадигмы допускал
Изучение функциональных связей методом сопутствующих изменений корректно, если
Индивидуальные заблуждения в науке устраняются посредством
Индуктивную логику как универсальный метод научного познания разрабатывал
Инструментальный характер науки подчеркивали представители
Интегративные тенденции в развитии научного познания оказываются доминирующими, начиная с
Интерпретирует как диалог, общение, связи между событиями в истории научного познания концепция
Интерсубъективность - это
Информация, полученная в результате теоретического объяснения данных наблюдения и экспериментов, - это
Исследование сущности науки, законов ее функционирования и развития является предметом
Истина уже дана в чувственном опыте считает
Истинное положение, установленное на опыте (эмпирически), - это
История науки выглядит как совокупность отдельных индивидуальных неповторимых событий, происходящих в определенном месте и в определенное время, с точки зрения концепции
История науки есть последовательность периодов кумулятивного развития, прерывающаяся некумулятивными скачками, - считает в своей концепции
Исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, называется
Исходным объяснительным принципом анализа научных знаний в материалистической диалектике является
К основаниям науки из перечисленного: 1) идеалы и нормы исследования; 2) научные картины мира; 3) философские основания; 4) научные открытия; 5) научное предвидение; 6) парадоксы - относится
К основным закономерностям развития науки из перечисленного: 1) ускорение темпов развития; 2) непрерывность эволюции; 3) дифференциация и интеграция; 4) управление и обратная связь; 5) математизация; 6) поступательность; 7) диалектизация - относятся только
К представителям «когнитивной социологии» относятся
К родоначальникам эволюционной эпистемологии относится
К собственно методам построения теории относятся только
К формам антидиалектического мышления относятся
К числу специфических черт науки Нового времени относят
Как источник заблуждений рассматривала субъективность
Кант впервые интерпретирует познание как
Качественный скачок в научном познании, предполагающий коренную перестройку исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки, - это
Кибернетика и теория систем оформляются в качестве общенаучных подходов на этапе развития науки
Классификацию наук в рамках материалистической диалектики впервые создал
Классический тип рациональности предполагал для достижения объективного знания о мире элиминирование
Когнитивная социология науки возникла в
Когнитивная социология науки относится к
Количественной формой оценки заслуг ученого является(ются)
Комплекс ценностей и норм, воспроизводящийся в процессе развития науки и являющийся обязательным для каждого исследователя, - это
Компоненты опосредованного научного наблюдения (наблюдения в науке преобразуются в изучение целой цепочки искусственных, замещающих подлинный объект, явлений), которые воспринимаются как безусловно истинные, не вызывающие сомнения, т.е. не требующие специального анализа и обсуждения, называются в концепции Т.Пинча
Концепции науки Дюгема и Пуанкаре примыкают к
Концепцию «личностного знания» в философии науки сформулировал
Концепцию научно-исследовательских программ предложил
Концепцию развития науки как конкуренции научно-исследовательских программ сформулировал
Концепцию рационального объяснения предложил
Концепцию фальсификационизма предложил
Концепция Дж.Холтона, направленная на поиск черт постоянства, непрерывности, инвариантных структур познания, которые воспроизводятся даже в ситуациях научных революций, была названа
Концепция научно-исследовательских программ была сформулирована в
Концепция научных революций Куна является
Концепция тематического анализа науки была предложена
Критический рационализм К. Поппера опровергает следующий принцип развития науки
Крупнейшим представителем «второго позитивизма» был
Кумулятивная модель развития знания предполагает
Лакатос считал, что твердое ядро исследовательской программы
Лейбниц считается родоначальником
Логика рассматривается Дж.Ст.Миллем как ветвь
Логический позитивизм возник в
М.Малкей, Р.Телнер, Т.Пинч являются представителями методологии
М.Полани является ____________ ученым
Математику как «врата и ключи к прочим наукам» трактовал
Математический идеал в теоретической деятельности господствовал приблизительно
Метод ситуационного исследования («кейс стадис») разрабатывался в рамках
Метод установления причины, вызывающей определенную часть сложного действия, при условии, что причины, вызывающие другие части этого действия, уже выявлены, называется
Методологическая установка, приписывающая решающую роль в развитии общества изменению технической стороны производства, - это
Методологическая установка, противоположная кумулятивизму, делающая акцент на прерывности, качественной изменчивости научного познания называется
Методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки, называется
Механика, физика, химия, биология оформляются как самостоятельные дисциплины в
Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной на этапе
Механическая картина природы выступала в качестве общенаучной в эпоху
Многотомный труд «Основные начала» был создан
Множество изучаемых объектов при соблюдении определенных правил разбивается на подмножества, и знания строятся относительно каждого из них благодаря ____________ способу
Модель научного знания и его развития, предложенная Т.Куном, носит название
Модель развития знания, предложенная Куном,
Модель развития методологии науки Л. Лаудана является
Модель развития науки, в которой история науки понимается как совокупность индивидуальных, частных ситуаций, называется
Модель развития науки, интерпретирующая ее историю как поступательный прогрессивный процесс, называется
Момент начала формирования научного сообщества обычно относят к
Монографии «Этюды о Галилее», «Гипотеза и эксперимент у Ньютона» написана
Монография «Против метода» принадлежит перу
Монография «Структура научных революций» написана
Монография «Структура научных революций» написана
Мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и осуществимых в действительности, называется
Мысль о том, что «философствование без системы не может иметь в себе ничего научного», принадлежит
На ранних этапах человеческой истории техническое действие не отделялось от
На рубеже ХVIII-ХIХ вв. численность ученых достигала __________ человек
Наблюдение и эксперимент являются основными методами
Наблюдение объектов с помощью научных приборов называется
Названием концепции П.Фейерабенда (в силу отрицания им наличия единого универсального метода, убеждения в господстве принципа «все дозволено» в деятельности ученого) является
Наиболее известная концепция этоса науки принадлежит
Наиболее простым объяснением возникновения новаций в науке является концепция
Направление в гносеологии, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания является либо описанием этого опыта, либо может быть сведено к нему, называется
Направление социологии науки, пытающееся социологически объяснить не только нормы науки как социального института, но и содержание научного знания в любых его формах - это
Направление философии и истории науки считающее, что развитие науки управляется и определяется внутренне присущими ей закономерностями, внутренней логикой познавательного процесса - это
Наука как социальный институт является предметом социологии науки, по мнению
Наука Нового времени, по Хайдеггеру, - это
Наука оформляется в качестве особого социального института, особой сферы духовного производства в
Наука понимается не как система знаний, а как деятельность научных сообществ в концепции
Наука, по Хайдеггеру, - это изобретение
Наука, согласно Хайдеггеру, абсолютизирует значение
Наукометрия исследует в развитии науки ____________________ параметры
Науку как техническую инженерию интерпретировал
Науку от других форм теоретического познания, прежде всего от философии, отделяет
Научная революция, по Куну, - это
Научное знание отождествляется с идеологией (совокупностью утверждений и верований) в рамках
Научное знание, по Ясперсу,
Научное познание, по Ясперсу, не способно устанавливать
Научной гипотезой, по Попперу, является гипотеза
Научные революции связаны с переходом
Научный метод объяснения фактов и их эмпирических законов с помощью введения теоретических предположений и эмпирической проверки дедуктивно выводимых из них следствий, - это метод
Начало постпозитивистского этапа в развитии философии науки чаще всего относят к
Начало становления постпозитивизма связано с работами
Начало формирования классической науки относится к
Начало четвертой глобальной научной революции можно отнести к
Не общество влияет на изменение научного знания, а скорее наука своими достижениями воздействует на общество, приводя к его изменениям, считал:
Не признавая за философией роли внутреннего фактора развития науки, Лаудан приблизился к идеям
Невербализованное знание (к нему относятся ценностные ориентации, образцы способов решения задач), передающееся в научном сообществе на уровне демонстрации, «социальной эстафеты» - называется
Недоказуемость истинности теории утверждал
Необходимость, проявляющаяся в статистических законах, возникает вследствие
Неокантанцами, разрабатывавшими методологию гуманитарных наук, были
Непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте, называется
Неразрешимая в рамках определенной парадигмы проблема называется
Нововведения в научном знании, в том числе новые концепции, открытия, - это
Номотетический метод - это способ
Ноосфера - это
Нормативные правила, задающие пути модификации и развития опровергаемых программ, пути уточнения гипотез «защитного пояса», фиксируются понятием
Обеспечивают целостность науки и включение ее результатов в конкретную культуру
Область знания, исследующая способы, приемы, операции построения научного знания, называется
Обобщение, в котором путем перечисления устанавливают принадлежность признака некоторым предметам или частям класса и на этой основе проблематично заключают о его принадлежности всему классу, называется
Обработкой отечественной и зарубежной литературы по общественным наукам занимается
Общенаучная картина мира начинает интерпретироваться учеными как система относительно истинного знания о мире на этапе
Общие знания о мире, сложившиеся в качестве итога совокупного развития научного знания, - это
Общие условия адекватности всякого научного объяснения сформулировал
Объединение естественных и гуманитарных наук возможно на основе
Объект, который может быть осмыслен и использован в нескольких научных традициях, называется
Объект-гипотезы образуются на уровне
Объективным основанием для отказа от конкретной научно-исследовательской программы служит
Объекты, отнесенные ко всеобщим ценностям, изучаются
Одним из ключевых понятий из области концептуализации хаотических множеств является
Одно из основных направлений западной философии XX в., считавшее, что единственно возможным является специально-научное знание и задачей философии поэтому выступает анализ языковых форм знания (ее традиционные проблемы - бессмысленны), - это
Окончание («закат») постпозитивистского этапа развития философии науки чаще всего относят к
Опираясь на анализ типологии научных традиций, логично новации в науке разделить на
Оправданное, обоснованное убеждение (уверенность) человека в истине - это
Ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними ___________ исследование
Основа процессов, которые человек находит в себе и проявления которых он наблюдает в поведении других людей, - это
Основа телесного мира - это
Основателем критического рационализма был
Основная методологическая работа К.Поппера (на раннем этапе его творчества) называется
Основное произведение П.Фейерабенда «Против метода. Очерк анархистской теории познания» вышло в свет в
Основной герменевтический способ достижения истины в гуманитарных науках - это
Основной структурной единицей науки как целостного корпуса знания является (являются)
Основные методы в неопозитивистской концепции научного знания - это
Основные приемы методологии научного знания К. Поппера - это
Основные принципы позитивизма соединил с идеей эволюции
Основным видом финансирования научных исследований в современных условиях являются (является)
Основных подходов к решению проблемы соотношения науки и техники насчитывается
Основоположниками метода науки Нового времени являются
Основоположниками позитивизма считаются
Основоположником конвенциализма считается
Основоположником позитивизма считается
Основоположником рационализма считают
Основоположником социологии познания считается
Основоположником эмпиризма считается
Особенно актуальной проблема социальной ответственности ученых становится во (в)
Остин и Райл - это
Отделение научного знания от остальных видов знания, - это
Отношение к языку как нейтральному средству познания, термины которого служат для выражения результатов наблюдения, было сформулировано
Отрицает в своей концепции существование границы между философией и наукой, наукой и религией, мифом
Отрицает связь социально-экономической и политической структур с состоянием науки какой-либо исторической эпохи
Отрицательная эвристика запрещает применение к твердому ядру исследовательской программы
Парадигмальный период развития науки, в рамках которого история науки реализуется в форме совершенствования оформившейся традиции (парадигмы), - это
Первая глобальная научная революция привела к становлению
Первая глобальная научная революция происходила в
Первая университетская кафедра по истории науки была создана в
Первая формулировка учения о геоцентрической модели Вселенной приписывается древнегреческому философу
Первой завершенной формой классической науки является
Первым определил свободу как познанную необходимость
Первыми науками, столкнувшимися со сложными развивающимися системами, были
Перестройка оснований науки может осуществляться
Переход к стадии дисциплинарно-организованной науки происходил в
Переход к этапу дисциплинарно организованной науки происходит в результате
Переходя от равновесных условий к сильно неравновесным, мы переходим от
Планк, Эйнштейн, Бор
По критерию главной проблематики в развитии философии науки XX выделяют ___________ этапа (этапов)
По мнению В.Степина, наука проходит в своем развитии ______ этапа (этапов)
По мнению Г. Спенсера, наука - это
По мнению Д. Остина, оппозиция истинного/ложного применима
По проблеме места и времени возникновения науки существует _________ основных точек зрения (основные точки зрения)
По сравнению с понятием парадигмы понятие научно-исследовательской программы подчеркивает аспект
Повышенный интерес к аномалиям свойственен ученым,
Подробная систематическая разработка геоцентрической модели Вселенной принадлежит
Подтверждение, повышающее степень правдоподобия, но не степень вероятности теории и не портящее ее фальсифицируемость, в концепции К.Поппера называется
Подход в гносеологии, базирующийся на признании равноправности множества типов знания, методов, называется
Позитивизм как форма философии науки возник в середине
Позитивизм характеризуется
Позитивистская концепция научного познания в различных ее модификациях просуществовала в качестве ведущей в западной философии науки до
Познавательная роль элиминативной индукции заключается в
Положение «Вся философия есть «критика языка» лежит в основании
Положение в науке, согласно которому только та гипотеза может быть признана истинной теорией, которая не противоречит эмпирическим законам, - это
Положительная эвристика направлена на
Понимание научного сообщества, как совокупности специалистов в определённой области знания со сходным образованием, однотипными профессиональными навыками, усвоившими одну и ту же учебную литературу и реализующих определённые цели, принадлежит
Понятие "эпицикла"
Понятие «дисциплинарная матрица» сформулировано
Понятие «научно-исследовательской» программы ввёл в научный оборот
Понятие «постпозитивизм» обозначает
Понятие верифицируемости было отклонено, потому что
Понятие информации фиксирует меру
Понятие парадигмы в научный оборот ввел
Понятие парадигмы в научный оборот ввёл
Понятие, предполагающее открытость научной теории для фальсификации, - это
Поппер считал, что научное знание претендует на
Попытка создания комплексной науки о науке (науковедения) была предпринята в
Постпозитивизм возникает в
Постпозитивизм отвергает
Предположительное знание о возможном закономерном порядке явлений, о возможных их причинах; форма вероятного знания, получаемого на теоретическом уровне научного познания, - это
Представителями неопозитивизма были
Представить Вселенную в качестве самой крупной и сложной системы, состоящей из множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности? позволяет принцип
Представление о мире, согласно которому он имеет пространственно-временную структуру, в нем господствует причинная обусловленность и он подчинен небольшому количеству законов, называется
Представление о том, что в основе научного знания лежат абсолютно достоверные факты, называется
Представление о том, что в основе научного знания лежат ясные и отчетливые идеи, называется
Представления, складывающиеся у людей под воздействием их обычного жизненного опыта, - это
Преимущество новой парадигмы по сравнению со старой
Преобразование классической науки, становление неклассического естествознания происходит в ходе глобальной научной революции
Приведение научного знания в более технологическую форму - это
Приведение научной теории в строгую логическую форму путем построения искусственного языка - это
Признание невозможности существования мира, Вселенной и всех ее подсистем вне изменения и развития в современной науке выражает принцип
Признание равноправности процессов усложнения и деградации во Вселенной, признание наличия сходных черт в процессах роста порядка в любых системах характеризует
Принцип «экономии мышления» в качестве основополагающего для науки был предложен
Принцип подтверждаемости знания в опыте, используемый позитивистами в качестве критерия научности, называется
Принцип саморазвития становится фундаментальным в рамках
Принцип фальсификации научного знания сформулировал
Принципиальную незавершенность мира, находящегося в стадии становления, неокончательный характер любой формируемой картины мира современная наука фиксирует принципом
Природа в общенаучной картине мира, выработанной на неклассическом этапе развития науки, понимается как
Причина упадка натурфилософской традиции в XIX в. - это
Проблемы комплексного характера, междисциплинарные методы и подходы, построение «объединительных теорий» - это формы реализации
Проблемы, разрабатываемые учеными в период "нормальной" науки, Кун называет
Пропущенный элемент в ряду типов рациональности: классический - неклассический - …
Проскопия - это
Профессионализация науки, по мнению Л.Грехема, окончательно сложилась в
Процесс дифференциации научного познания преобладал до
Процесс, имеющий своей целью истинное знание, - это
Процессу технологизации не поддаются знания
Психокинез - это
Психологические и индуктивно-логические процедуры эмпирического познания являлись главными проблемами
Р. Мертон, А. Кромби, Э. Цильзель, Дж. Нидам, С. Лилли были преверженцами
Работа «Амбивалентность ученого» принадлежит перу
Работа «Возникновение технологии» написана
Работа «Доказательства и опровержения» была написана
Работа «История индуктивных наук» принадлежит перу
Работа «Курс позитивной философии» принадлежит перу
Работа «Личностное знание» была написана и издана в 1958 г.
Работа «Логика и научные открытия» принадлежит перу
Работа «Логика научного открытия» принадлежит перу
Работа «Метафизические основания современной классической науки» принадлежит перу
Работа «Методология научно-исследовательских программ» принадлежит перу
Работа «Наука в истории общества» принадлежит перу
Работа «Наука и социология знания» написана
Работа «Нормативная структура науки» была написана
Работа «Общий театр машин» принадлежит перу
Работа «Основы философии техники» была написана
Работа «Принципы геологии» принадлежит перу
Работа «Реализм и цель науки» принадлежит перу
Работа «Тематический анализ науки» написана
Работа «Физическая теория» написана
Работа «Шаги за горизонт» написана
Работу «Галилеевские этюды» написал
Рабочая гипотеза - это гипотеза,
Радикальные изменения в основаниях науки, происходящие в последней трети ХХ в., являются признаками начала ___________ глобальной научной революции
Развитие науки имеет объемный, нелинейный, многосубъектный и многособытийный характер согласно концепции
Развитие науки уподобляется биологической эволюции в постпозитивистской концепции
Раздел теории познания, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, выявляются условия его истинности, - это
Разделение внутренних и внешних факторов, участвующих в приращении научного знания, и жесткое противопоставление их друг другу является характерной чертой
Разделение науки и ненауки, позволяющее освободить научное знание от мифологических и идеологических наслоений, иррациональных и псевдонаучных положений, обозначается термином
Разделение объекта на части, с целью их самостоятельного изучения, называется
Разновидность постпозитивистских концепций философии науки, рассматривающая динамику научного познания по аналогии с биологической эволюцией, называется
Разработкой методологии ситуационных исследований из перечисленных ученых занимались
Рассматривает процесс развития техники как автономный, независимый от прогресса науки, но скоординированный с ним
Рассматривает развитие науки как процесс, детерминированный внешними для познания социокультурными факторами
Рассматривает технику как простое приложение науки или даже как прикладную науку (развитие техники тогда определяется развитием науки)
Рассмотрение Поппером проблем научного знания проводилось с позиций
Рассмотрение языковых выражений в отношении к практической деятельности происходит в
Реальность, относительно которой в процессе познания устанавливается некоторая истина, - это
Революция в физике, связанная с открытием делимости атома, становлением теории относительности и квантовой теории, произошла в
Результат воздействия реальности на органы чувств - это
Родоначальником кибернетического подхода в науке является
Родоначальником философии техники считается
С появлением кибернетики в естественные науки вводится подход
Сборник научных работ под названием «Человеческое понимание» принадлежит перу
Свойства, являющиеся следствием эффекта целостности системы, отсутствующие у ее частей, называются
Связь, в которой один предмет целиком и полностью обуславливает другой предмет, - это связь
Сенсорная информация является
Синергетика (теория самоорганизации) начинает формироваться в
Синергетика - это
Синергетика дала возможность описывать структуры как адаптацию системы к _________ условиям
Синтез дисциплин в науке - это
Синтез отдельных разнохарактерных ощущений в представлении о предмете чувственного опыта - это
Система искусственных органов деятельности общественного человека, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, использующая в этом процессе познанные силы и закономерности природы, называется
Система умозаключений, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся путем обнаружения подтверждающих обстоятельств и исключения обстоятельств, не удовлетворяющих свойствам причинной связи, называется
Ситуационные исследования выдвигаются на передний план в философии науки в
Сложные саморегулирующиеся системы попадают в поле зрения ученых на этапе
Случай ошибки, когда научная концепция признается в качестве безусловной истины, - это
Собрание технических сведений под названием «общая технология» была создана
Собрание, совокупность специалистов в определенной области знания, получивших сходное образование, сформировавших однотипные профессиональные навыки, усвоивших одну и ту же учебную литературу и отвечающих за реализацию определенных целей, называется в концепции Т.Куна
Совокупность вспомогательных теорий, предохраняющих ядро научно-исследовательской программы от опровержений, фальсификации, - это:
Совокупность исследователей со сходной научной подготовкой, единых в понимании целей науки и ее отношений к социальной среде, называют
Совокупность научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем, называется
Совокупность познавательных форм (фундаментальных категорий, понятий, принципов, методов, схем объяснения), характерных для определенного исторического этапа развития научного познания, - это
Совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции, - это
Современная «большая наука» включает в себя научных дисциплин более ________ тысяч
Согласно И. Лакатосу, главным источником развития науки является
Согласно И. Лакатосу, методологический анализ выявления научности исследовательской программы проходит следующие этапы из перечисленных: 1) выдвижение рациональной реконструкции истории науки; 2) критика рациональной реконструкции; 3) сравнение реконструкции с реальной историей; 4) научная революция; 5) парадигмальный; 6) теологический
Согласно И. Лакатосу, совокупность сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов, - это
Согласно И. Лакатосу, центральное место в научно-исследовательской программе занимает
Согласно Конту, универсальным методом получения знаний является
Согласно концепции Дж.Сартона, критерием выделения периодов в развитии науки является
Согласно Лакатосу, в серии теорий теоретически прогрессивной будет та, которая
Согласно определению А.А. Маркова, одной из характерных черт алгоритма является
Согласно Ясперсу, философия
Содержание языковых выражений изучается в
Создателем аналитической геометрии был
Создателем историко-эволюционистской концепции развития науки является
Создателем концепции критического рационализма в философии науки является
Создателем отечественного почвоведения является
Сосредоточенность анализа не на итоге научного познания, а на конкретном событии в науке (малом по объему, локальном), на связи этого события с предшествующими и последующими - характерная черта методологии
Социальные аспекты производства и использования научных знаний специально изучает
Социология познания как отдельная область социологии возникла в
Специфически человеческий способ жизнедеятельности - это
Список вопросов, на которые мы должны ответить при сборе эмпирической информации, называется
Способ истолкования чего-либо непонятного через понятное или общеизвестное, - это
Способ организации информации, состоящий в том, что изучаемый объект разделяется на части и подсистемы, называется _________ способом
Способ понимания социальности в науке как совокупности отношений внутри лаборатории, складывающихся в процессе конструирования нового знания, характерен для
Способность материи, природы, мира к самоусложнению (возникновению все более упорядоченных структур в процессе эволюции) фиксирует принцип
Способом существования человека, по Гадамеру, является
Становление каждого нового типа рациональности, по В.С. Степину,
Становление науки в качестве непосредственной производительной силы начинается с
Степень правдоподобия теории выявляет, согласно К. Попперу
Сторонники разных парадигм
Сторонником интернализма из перечисленных мыслителей был
Суть метафизики, по Хайдеггеру, состоит в
Суть механизма перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние выражает в современной научной картине мира принцип
Существенные (с точки зрения конкретного исследования) свойства, признаки объекта, подлежащего изучению, закономерности его функционирования и развития являются
Сущность, законы функционирования и развития науки являются предметом
Сущностью науки, по Хайдеггеру, является
Считал, что «в самом сердце науки существуют области практического знания, которое через формулировки передать невозможно»
Считал, что «история науки является, прежде всего, интеллектуальной историей, что в ней ничего нельзя понять и объяснить, исследуя внешние факторы»
Считал, что «…наиболее весомый вклад в рост научного знания, который может сделать теория, состоит из новых проблем, порождаемых ею…»
Тезис «Вся философия есть «критика языка» был высказан
Тезис «Физика - бойся метафизики» принадлежит
Тезис о том, что «телеграф, в сущности, открыл Генри, а не Морзе; динамо - Фарадей, а не Сименс; электромотор - Эрстед, а не Якоби; радиотелеграф - Максвелл и Герц, а не Маркони и Де Форрест…», сформулировал
Тезис о том, что «философия науки без истории науки пуста; история науки без философии - слепа», принадлежит
Тезис о том, что наука сама себе философия и методология, принадлежит
Тезис, истинность которого не может быть достоверно доказана, называется
Тенденцию превращения науки в непосредственную производительную силу впервые зафиксировал
Тенденцию превращения науки в непосредственную производительную силу капитала впервые зафиксировал
Тенденция к становлению науки в качестве социальной силы проявляется в
Тенденция превращения науки в социальную силу начинает проявляться в
Теологическую, метафизическую и позитивную стадии в развитии интеллекта (в том числе научного) выделяет
Теоретическое предположение, объясняющее факт, - это
Теорию дрейфа континентов выдвинул
Теорию образования коралловых островов сформулировал
Теория Большого взрыва в современной космологии создается в
Теория истины, которая признает в качестве основания истинности знания его согласованность с более общей системой знания, это … теория
Теория истины, признающая истинным такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике, - это теория
Теория истины, согласно которой истина есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел, - это теория
Теория эрозионных циклов была создана
Теория, согласно которой все происходящее обусловлено причинно- следственными связями, - это
Термин "позитивизм" был введен
Термин «диссипативные структуры» был введен
Термин П.Фейерабенда, означающий размножение теорий, являющихся несоизмеримыми (за счет чего и происходит рост, развитие знания) - это
Термин синергетика (буквально «совместное действие») в научный оборот ввел
Термин Ст.Тулмина, обозначающий научные теории, рассматриваемые не как логические конструкции, а по аналогии с биологическими объектами - это
Термин, означающий (в концепции К.Поппера) опровержение теории ссылкой на противоречащий ей эмпирический факт, - это
Термином, уточняющим понятие парадигмы, выступает в концепции Т.Куна
Тип мышления, в котором происходит абсолютизация формально-логических способов мышления называется
То, что главная движущая сила развития науки лежит в мотивации индивидуальной деятельности ученого считает
То, что задачей истории науки является изучение социальных, культурных, психологических и прочих обстоятельств, сопровождающих открытие, считал
То, что существует благодаря самому себе, а не благодаря чему-то иному, - это
Точное предписание, которое задает вычислительный процесс, начинающийся с произвольного исходного данного и направленный на получение полностью определяемого этим исходным данным результата, называется
Точность предписания, не оставляющая места произволу, и его общепонятность, является характерной чертой
Третья глобальная научная революция произошла в
Убеждение в реальности всего, что нормальный человек воспринимает в нормальных условиях и описывает общепринятым и соответствующим фактам языком, - это
Увеличение скорости прироста научного знания - это
Умение, навык, наличие способности совершать определенные действия, - это
Умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака классу (множеству) основывается на знании об образце (подмножестве), полученном методичным отбором явлений из различных частей этого класса, называется
Умозаключение, в котором логически переходят от общего к частному, называется
Умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом, называется
Умозаключение, в котором одна из посылок - условное, а другая посылка и заключение - категорические суждения, называется
Умозаключение, в котором одна из посылок разделительное, а другая посылка и заключение - категорические суждения, называется
Умозаключение, в котором одна посылка условное, а другая - разделительное суждение, называется
Умозаключение, в котором переходят от частного к общему, называется
Умозаключение, в котором посылка, выраженная категорическим суждением, утверждает истинность основания, а заключение утверждает истинность следствия, относится к разряду
Умозаключение, где модус, в котором посылка, выраженная категорическим суждением, отрицает истинность основания, называется
Универсальным методом анализа знаний логический позитивизм считает
Универсальным методом познания рационалисты считают
Универсальным методом познания эмпирики считают
Уровень познания, обеспечивающий непосредственную связь ученого с интересующим его объектом реальности, ориентированный на изучение явлений и зависимостей между ними, - это
Устав Лондонского королевского общества был подготовлен
Установка в эпистемологии, предполагающая обязательную проверку обоснованности всякого знания, - это
Установка в эпистемологии, принимающая за достоверно истинное только то, что невозможно подвергнуть сомнению, - это
Установка на нормативно-ценностную нейтральность науки получила наибольшее распространение в научном сообществе в
Установление каких-либо закономерностей является целью _________ эксперимента
Учение об идеальном типе разработал
Учение, отвергающее всеобщность и единообразие причинности, - это
Учение, полагающее познание истинной сущности предмета невозможным, - это
Учение, признающее все существующие научные истины только условным соглашением научного сообщества, - это
Учение, рассматривающее в качестве единственного основания знания данные чувственного опыта, - это
Учение, рассматривающее в качестве единственного основания знания мышление, - это
Учение, сводящее все свойства сложных структур к свойствам простых структур, из которых они состоят, - это
Ученые, входящие в научное сообщество,
Учитывает соотнесенность знаний об объекте не только с особенностями средств познания, но и с ценностно-целевыми структурами (внутри- и вненаучными) тип рациональности
Феномен амодальности восприятия заключается в том, что воспринимаемый предмет не зависит от
Феномен неявного знания исследовал в конце 50-х гг. ХХ в.
Феномен техники в целом, его сущность исследует(ют)
Феномен техники с позиций экзистенциализма исследует
Физический идеал науки формируется в
Философия как основание науки
Философия науки как особая дисциплина возникает в
Философия науки проходит в своем развитии _____________ этапа (этапов)
Философия науки является идеологической спекуляцией на науке, приносящей вред, считает
Философия техники как особое направление складывается в
Философия является «наукой наук», по мнению
Философом, показавшим, что существование Бога нельзя ни доказать, ни опровергнуть, был
Философско-мировоззренческая, культурная ориентация, абсолютизирующая ценность науки, основанная на вере в способность науки разрешить все социальные проблемы, называется
Философское течение, рассматривавшее положительное знание как результат деятельности отдельных специальных наук, как объединение, синтез этих результатов, отрицавшее на данном основании самостоятельный статус философии, - это
Философское учение о знании - это
Философское учение, которое предполагает существование двух принципиально различных и независимых друг от друга видов бытия - материи и сознания, - это
Философское учение, принимающее материю за единственное основание всего существующего, - это
Философское учение, принимающее сознание или мысль (дух) за единственное основание всего существующего, - это
Философы Венского кружка разрабатывали
Форма вероятностно-истинного знания, результат индуктивного обобщения фактов называется
Форма достоверного, объективного знания, получаемая на эмпирическом уровне научного познания, - это
Форма теоретического познания объективных законов действительности, опирающаяся на эмпирические процедуры проверки своих представлений и использующая точный строгий язык (в пределе - математику), называется
Формирование концепции нестационарной Вселенной происходило в рамках этапа
Фундаментальная характеристика человеческого бытия, по Гадамеру, - это
Характерным признаком теоретических толкований Нового времени был
Целью поисков греческих натурфилософов было
Ценностные и целевые установки науки выражают
Центральная проблема материалистической диалектики - это проблема
Часть объективной реальности, выделяемая субъектом с целью познания ее законов - это
Человек, осуществляющий познающую деятельность, - это
Число глобальных научных революций в истории науки достигает (согласно В.С.Степину)
Членами Венского кружка были
Э.Мах выступал с позиций радикального
Эволюционистскую программу развития науки Ст.Тулмин сформулировал в
Эволюция, с точки зрения синергетики,
Эйнштейн и Гейзенберг являются представителями
Экзистенция Ясперса
Экстернализм и интернализм как направления истории и философии науки начинают формироваться в
Эпистемологическая установка, в соответствии с которой реальность приписывается только таким предметам (процессам, свойствам и взаимосвязям), которые полагаются и описываются научными теориями, - это
Эпистемологическая установка, объясняющая возможность знания на основании той или иной онтологии (учения о бытии), - это
Этап «неклассической науки» относится к
Явления общественной жизни, оказывающие влияние на рост, углубление теоретического, объективно-истинного знания о мире (к этому разряду будут относиться все предпосылки, условия, причины, стимулы, обеспечивающие изменение и развитие научного познания) - называются
Для отправки этого файла Вы должны ввести код указаный на картинке справа в поле под этой картинкой --->


ВНИМАНИЕ:
  • Нажимая на кнопку "Отправить" Вы подтверждаете свое полное и безоговорочное согласие с "Правилами сервиса"

  • Перед отправкой убедитесь, что Ваш почтовый ящик позволяет принимать письма размером, приблизительно, в 183 Kb
  • Введите e-mail для отправки файла:

      

    .