Большое значение для построения социальных теорий имеет введенное ___________ понятие «идеальный тип»
Cовокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности - это
_________ - базовая форма организации профессиональной науки, объединяющая на предметно-содержательном основании области научного знания, сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией, а также механизмы развития и воспроизводства соответствующей отрасли науки как профессии
_________ различала (в физике два основных типа теорий: конструктивные (феноменологические) и фундаментальные
_________ функция науки - объединение отдельных достоверных знаний в единую целостную систему
__________ науки - это науки о космосе, его строении и эволюции (астрономия, космология, астрофизика), о Земле (геология, геофизика, геохимия), о физических, химических и биологических системах и процессах (физика, химия, биология), о человеке как биологическом виде, его психологии и эволюции и др.
___________ науки - науки о человеке как социальной личности, как одухотворенном субъекте, о его духовном, внутреннем мире, о человеческих взаимоотношениях и духовной культуре общества (психология, логика, искусствоведение, науки о языке и т.д.)
___________ основания науки - идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру
___________ полагал, что мир представляет собой гармонию чисел
___________ утверждал, что книга Природы написана языком математики
___________ функция науки - на основании теоретических представлений о наличном состоянии известных явлений делаются выводы об их будущих состояниях, а также о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или свойств
____________ методы - совокупность наиболее общих способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в различных отраслях научного знания
____________ основания - совокупность принципов, отражающих границы и закономерности познавательной деятельности (представления о границах и законах познания, о способах познания и об истине)
____________ основания - совокупность фундаментальных принципов, отражающих свойства бытия (принцип единства материи, философское понимание пространства, времени, движения и т.д.)
____________ функция науки - на базе теории формулируются разнообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности
____________- это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении
_____________ основания - совокупность наиболее общих методов в виде норм, правил и требований (законы логики, диалектические принципы и т.д.)
_____________ основания - совокупность представлений о ценностях и этических нормах, определяющих ценностные ориентации науки и ученых
_____________ функция науки - выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его сущностных характеристик
______________ метод - способ построения научной теории, при котором: 1) выбирается некоторое множество принимаемых без доказательств положений; 2) формулируются правила определения и правила вывода данной теории, позволяющие вводить новые термины (понятия) и логически выводить одни положения из других
______________ методы - система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в определенную отрасль науки или возникшей на стыках наук
_______________ науки - комплекс наук, исследующих явления, важные для развития техники, либо её саму
_______________ уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов
_________________ науки - науки об обществе, его структуре и развитии (история, экономика, социология, этнография)
__________________ видел мироздание как движение атомов в пустоте
_____________методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке
В 1931году ___________ были доказаны теоремы о принципиальной неполноте достаточно развитых формальных систем
В основе решения проблемы _____________ научного знания лежит философский принцип единства мира
В современной социологии со времени работ крупного американского социолога ____________ (т.е. с начала XXв.) принято выделять три уровня предметного изучения социальных явлений и, соответственно, три типа теорий
Верны ли утверждения? А) Выделение внутреннего и внешнего, относительно науки, и их отношение, взаимосвязь - одна из важнейших проблем философии науки В) Разделение внутренних и внешних факторов, участвующих в приращении научного знания и жесткое их противопоставление друг другу является характерной чертой позитивизма
Верны ли утверждения? А) Дифференциация стала ведущей закономерностью научного прогресса В) В настоящее время можно проследить в науке одновременно и процессы дифференциации и процессы интеграции
Верны ли утверждения? А) Доминирующую роль в построении математических теорий играют аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы В) В настоящее время важнейшим инструментом научно-технического прогресса становится математическое моделирование
Верны ли утверждения? А) Методология связана с формальной логикой В) Методология не имеет связей с формальной логикой
Верны ли утверждения? А) Наиболее общие принципы научных теорий нельзя непосредственно сопоставить с действительностью, чтобы удостовериться в их истинности В) Наиболее общие принципы научных теорий надо сопоставить с действительностью, чтобы удостовериться в их истинности
Верны ли утверждения? А) Описание подразделяется на два основных вида: качественное и количественное В) Количественное описание осуществляется с применением языка математики и предполагает проведение различных измерительных процедур
Верны ли утверждения? А) Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта В) Метод представляет собой систему определенных правил, приемов и норм, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи
Верны ли утверждения? А) Основой индукции является интуиция В) Основой индукции являются опыт, эксперимент и наблюдение
Верны ли утверждения? А) Проблема - это застывшая форма знания В) Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента: ее постановку и решение
Верны ли утверждения? А) Сам по себе метод обладает не только объективной, но и субъективной стороной В) Объективность метода выражается в его соответствии объекту исследования
Верны ли утверждения? А) Сама идея научной картины мира связана в своем происхождении с философией науки XVIIв. и с натурфилософией того времени В) Картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки
Верны ли утверждения? А) Современное научное исследование немыслимо без создания специальных наблюдательных средств и экспериментальных установок В) Прогресс научного познания существенно зависит от развития используемых наукой средств
Глава школы экстерналистов ______________, различая порядок изложения и порядок производства, получения знания, считает, что задачей истории науки является изучение различного рода обстоятельств, сопровождающих открытие
Изучение объекта путем создания и исследования его аналога, имитирующего одно или несколько свойств изучаемого объекта, - это
Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины, а именно
Исторически первоначально проблемы методологии разрабатывались в рамках
Как особая культурная реальность научная картина мира начала складываться в ____ вв.
Метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок и единичных фактов, - это
Метод исследования, в ходе которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования, - это
Метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках, - это
Метод познания, состоящий в разделении целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения
Метод познания, состоящий в соединении выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое, - это
Метод рассуждения, основанный на выведении (дедукции) заключения из определенных гипотез, - это
Методологическая установка, направленная на объяснение сложных явлений средствами науки, описывающей менее сложные явления, - это
Методы __________ - совокупность ряда синтетических, интегративных способов, которые применяются в исследованиях на стыках научных дисциплин
Направление в истории и философии науки, представители которого считают, что развитие науки определяется внешними для познания социокультурными факторами, - это
Направление в истории и философии науки, представители которого считают, что развитие науки управляется и определяется внутренне присущими ей закономерностями, внутренней логикой познавательного процесса, - это
Направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом, - это
Направление в философии науки, согласно которому все высказывания о мире носят гипотетический характер, - это
Научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений, которое строится с учетом известных закономерностей, - это
Обосновывает идею о том, что научное знание в принципе не может быть отделено от знания философского
Отображение знания в знаковой форме, которое производится для точного выражения мыслей с целью исключения возможности неоднозначного понимания, - это
Представление о том, что философия либо наука способна постигать и представлять абсолютную истину, - это
Прием мысленного отвлечения от несущественных свойств, признаков и отношений объекта с целью выделения отдельных значимых для цели исследования признаков, свойств и отношений - это
Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов, - это
Прием предельного отвлечения от реальных свойств предмета с одновременным выделением в содержании образуемого понятия признаков, нереализуемых в действительности, - это
Проведенный __________ анализ научной революции XVIIв., показал, что переход от аристотелевской физики к естественной науке Нового времени означал, прежде всего, смену философских представлений
Развернутую концепцию инструментализма сформулировал
Разновидностью редукционизма является
Результат мысленной переработки чувственного материала познания и закрепление его в языке - это
Родоначальник позитивизма - это
Система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию, - это
Способ рассуждения, посредством которого из общих посылок выводится заключение частного характера, - это
Существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями, - это
Форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но необходимо познать, - это
Целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений в естественных условиях, без активного вмешательства в ход их развития - это
Целостная развивающаяся система понятийных средств («идея-синтез»), в конечном счете детерминированная социальной реальностью, - это
Целостная система представлений о свойствах и законах действительности, полученная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных идей, - это
Экстернализм как особое направление начинает формироваться в 30-е гг. ХХв. в __________ как реакция на позитивистскую концепцию науки
Эссенциализм был подвергнут критике со стороны известного методолога науки