XIX век является
«Златоустом, паче всех просиявших на Руси» называли
«Истина - это не только производная категория познания; в своем первичном смысле она выступает конкретной онтологической сущностью, сущностным основанием жизни», - отмечал
«История русской культуры начинается с Крещения Руси» и «языческое время остается за порогом истории», - считал
«Каждый народ имеет свой особенный характер, отличающий его от других народов и свою философию, более или менее наукообразную, или, по крайней мере, рассеянную в преданиях, повестях, нравоучениях, стихотворениях и религии», - указывал
«Мы-философия» С.Л. Франка, онтологизм русской философии - примеры
«Национализм в философии невозможен, как и в науке, но возможен преимущественный интерес к различным мировым проблемам и различным традициям мысли у различных наций. …Существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания, обсуждения. Разные нации замечают и ценят различные мысли и чувства в том богатстве содержания, которое дается каждым великим философом», - считает
«Невозможно никакое доказательство существование Бога, кроме как через существование человека, в котором есть божественное начало», - считал
«Ничто так определенно не подтверждает самостоятельность и оригинальность русской философии, как наличность ее развития», - указывал
«Признаком человека является именно его сверхчеловеческая, богочеловеческая природа», - отметил
«Русская философия должна своим развитием духовенству русскому и частию грекам, первоначально занимавшим высшие места в русской иерархии», - отмечал
«Русский дух не жил еще до сих пор в полной мере философской традицией… и не дал еще ничего философски оригинального», - считал
«Философия по своей сущности является не только наукой, может быть, она является наукой лишь в производном смысле, а первично, по своим коренным основаниям, она есть сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении… Если принимать философию в этом широком и одновременно глубоком значении, то можно с полным правом говорить о русской философии…», - считал
А.И. Введенский в своих исследованиях
Автор высказывания: «Русская философская мысль, развивавшаяся на основе греко-православных представлений, в свою очередь, во многом заимствованных у античности, кладет в основание всего Логос… Русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западноевропейским абстрактным ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом и является беспрестанным, постоянно поднимающимся на новую ступень постижением иррациональных и тайных глубин космоса конкретным и живым разумом», - это
Автор высказывания: «То, что все развитие русской философии нацелено на истолкование мира в духе христианства, говорит о многом: русская философия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации», - это
Автор мнения: «Византизм организовал нас, система византийской культуры создала величие наше...», - это
Автором «Задонщины» традиционно считается
Автором высказывания: «Православие, то есть форма исповедания Христа, есть начало нравственности и совести нашей, а стало быть, общественной силы, науки, всего», является
Автором высказывания: «Примерное благочестие, глубокая преданность отечеству и царю - главные черты русского характера и духа. Только с выражением их может создаться самобытная философия, достойная великого народа», является
Автором высказывания: «Русская философия - по преимуществу философствование. Поэтому ее темы редко бывают оригинальны, даже тон - ей задан», является
Автором высказывания: «Русская философская мысль, развивавшаяся на основе греко-православных представлений, в свою очередь, во многом заимствованных у античности, кладет в основание всего Логос… Русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западноевропейским абстрактным ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом и является беспрестанным, постоянно поднимающимся на новую ступень постижением иррациональных и тайных глубин космоса конкретным и живым разумом», является
Автором высказывания: «Философии у нас не существовало, или философия наша была греческою - те предвзятые мнения или идолы, по Бэкону, от которых следовало освободиться, потому что в науке нет места для предвзятых мнений. Насколько Россия принимает теперь участие в развитии общеевропейской науки, настолько же на нас лежит обязанность внести в общую сокровищницу работу наших предков», является
Архимандрит Гавриил (Воскресенский) датирует начало русской философии
Б.П. Вышеславцев своеобразие русской философии связывает с ее
В X-XIII веках формируется
В мифологический период отечественной мысли формируется следующий цивилизационный фактор -
В раннесредневековый период славянство и евразийство русской философии, благодаря принятию восточной ветви христианства, дополняются
В русской философии выделяет архимандрит Гавриил (Воскресенский)
В своем высказывании о русской философии М.В. Безобразова
В словах Н.Я. Данилевского: «…есть понятие более обширное, нежели наука, искусство, религия, политическое, гражданское, экономическое и общественное развитие, взятые в отдельности, ибо … это все в себе заключает», речь идет о
В средневековой русской мысли знание связывалось с
В формировании российской цивилизации решающая роль принадлежит
Византизм как цивилизационный фактор - это
Временные рамки русской философии Нового времени - это
Всеединство - это
Г.Г. Шпет усматривал причину низкого уровня развития философской культуры в России в
Главным назначением сакральной мудрости в средневековом христианском воззрении было
Державность как цивилизационный фактор - это
Евразийский характер русской философии, в первую очередь, обусловлен
Евразийство «требует подлинного православия», - отмечал
Евразийство как цивилизационный фактор - это
Западниками являются
И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, Г.В. Флоровский, Н.К. Михайловский, - это (наиболее точная характеристика)
Исследователем XIX в., который связывал особенности русской философии с отношением к Богу, географическими факторами, социально-психологическими особенностями народа и его традициями, является
Историософская концепция «Москва - третий Рим» была сформулирована
Исторически свойственное отечественной цивилизации синтетическое понятие, которое вбирает в себя смысл теоретической истины и нравственной справедливости, правого порядка и праведности в личной жизни, - это
Исторический феномен, характеризующий особенности цивилизационных отношений Киевской Руси с Болгарией, Сербией, а также с Византией, - это
К идеологической триаде С.С. Уварова не относится
Ключевой идеей евразийства было
Комплекс дохристианских религиозных представлений, составляющий основу религиозных культов, обрядовых правил и предписаний, регулировавших сакральную и бытовую стороны жизни людей, - это
Космогенный тип цивилизации свойственен, прежде всего, цивилизациям:
Кризис русской средневековой цивилизации и переходный период в развитии русской культуры относятся к
Культура - это
М.Н. Громов предлагал следующую периодизацию русской философии -
Методологической основой в выборе начального этапа русской философии для М.Н. Громова служит
Н.О. Лосский значимость русской философии связывает с ее
Национальная и цивилизационная идентичность Руси окончательно сформировалась в результате
Начало XVIII века стало завершающим для
Начало развития отечественной философской мысли обусловлено
Начальный этап в развитии русской средневековой философской мысли охарактеризован В.В. Зеньковским как
Нил Синаит (Нил Философ) считал, что подлинным философом может быть
Онтологизм - это
Основные направления философских учений России XVIII в. - это
Основным критерием в выборе начального этапа русской философии у большинства историков русской философии служит
Основными типами цивилизации являются
Особенности русской философии Нового времени складывались под доминирующим влиянием философии
Пантеизм - это
Пантеизм - это воззрение, которое
Первый представитель русской софиологии - это
Периодизацию русской философии - 1) подготовительный период (от открытия Московского университета); 2) период господства немецкого идеализма (до закрытия кафедр философии в русских университетах); 3) период «вторичного развития» (с 1863 г.) - предлагал
Периодизацию русской философии - 1) пролог (а - до Петра I, b - XVIII в.); 2) первый период - до возникновения систем (XIX в. - до 1870-х гг.); 3) второй период - возникновение систем (кон. XIX-нач. XX в.); 4) третий период - XX в. (после 1917 г.) - предлагал
Периодизация русской философии - 1) подготовительный период (до Ломоносова); 2) построительный период (от Ломоносова до нач. XX в.) - принадлежит
По мере развития отечественной цивилизации, включения в орбиту ее влияния новых народов формируется
По мнению А.С. Хомякова, особенность православия по сравнению с католицизмом, состоит в том, что
По мнению В.В. Зеньковского, самостоятельное философское творчество в России начинается
Попытка разрешить дилемму свободы и ответственности, индивидуального и коллективного в русской философии осуществляется на основе принципа
Правда - это
Православие как цивилизационный фактор - это
Примером синтеза языческих и христианских идей является
Принципом, не характерным для русской философии, является
Религиозной доминантой развития русской философской мысли является
Русская философия является частью исторического процесса развития традиции
Русская цивилизация (наиболее точное высказывание)
Русский космизм - это
С принятием христианства на смену языческому пониманию времени приходит
С.Л. Франк значимость русской философии связывает с ее
Синтетический тип цивилизации представлен преимущественно
Славянофилы - это
Славянство как цивилизационный фактор - это
Смена языческого древнерусского мировоззрения христианским происходит на рубеже
Соборность как цивилизационный фактор - это
Совокупность объективно-исторических условий общественного развития, характеризующихся устойчивостью и самовоспроизводством в традиционных преемственных формах, - это
Современный этап развития отечественной философии связан с
Софиология - это
София - это
Специфическое мировосприятие и мироощущение, утверждающее внутреннее органическое единство бытия и рассматривающее все происходящее на Земле в тесном единстве с космическими процессами, - это
Страшный суд - это
Тезис, не свойственный Э.Л. Радлову, - это то, что
Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает
Термин для обозначения так называемых ложных многобожных религий и культов, предшествующих и противостоящих религии истинной, единобожной, - это
Техногенный тип представлен, в первую очередь, цивилизациями
Течение мистического православия, связанное с учением о внутренней духовной сосредоточенности, молитвенно-аскетической практикой, т.н. учением «священнобезмолвия», - это
Тип цивилизации, обладающий следующими чертами: процесс развития - циклический, изменения в развитии не приводят к смене идентичности цивилизации, любые нововведения проводятся в рамках сложившихся социально-экономических структур; основным субъектом проведения реформ является государство, называется
Тип цивилизации, обладающий следующими чертами: процесс развития отличается динамизмом, способностью адаптации в различных условиях; периоды перехода на качественно новые уровни развития сопровождается ломкой сложившихся общественных структур и формированием новых систем ценностей, называется
Феофан Прокопович и Василий Татищев - русские мыслители
Философия, согласно С.Л. Франку, - это
Философское понятие, выражающее органическое единство мира, взаимопроникнутость и взаимосвязь его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности, - это
Формирование русского средневекового мировоззрения связано, в первую очередь, с
Фундаментальной разработкой проблем методологии науки и социального преобразования характеризуется
Характеристика: данный фактор обладает интегративным характером, выражая именно цивилизационный уровень развития разнообразных славянских народов, относится к
Христианская философия, масонство, светская философия - основные направления философских учений России
Хронологические рамки русской средневековой философии - это
Хронологическими рамками русской философииявляются
Целостный взгляд на мир в мифологическом мировоззрении славян обеспечивался
Цивилизационный фактор - это
Цивилизационный фактор развития Русской государственности, обусловленный влиянием культур народов Востока и Запада, - это
Цивилизационный фактор развития русской культуры, отражающий особенности эволюции общественного сознания славянских народов, закономерности изменения их этнокультурных форм социальной жизни, - это
Цивилизационный фактор, обусловленный влиянием восточного христианства на социальную жизнь и культуру народов, принадлежащих данной духовной традиции, - это
Цивилизационный фактор, обусловленный ключевой ролью государства в истории отечественной цивилизации и в развитии сбалансированных отношений с иными цивилизациями, - это
Цивилизационный фактор, регулирующий развитие личности и социальных групп на основе гармоничного сочетания свободы и единства, творчества и ответственности; особый род духовной солидарности и внутреннего единства, основанного на общей вере и любви, - это
Цивилизационным фактором России не является
Цивилизация - это
Экзегетика - это
Я.Н. Колубовский в своих работах по русской философии
Язычество - это
Язычество - это