__________________ исходит из того, что источником связи между содержанием отдельных учебных предметов является индивидуальная и общественная деятельность ученика
____________________ исходит из того, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки
______________________ рассматривает обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся
_________________________ исходит из того, что при отборе и построении содержания программ нужно руководствоваться мировоззренческим подходом, отражая в содержании отдельных предметов их ведущую идею
_________________________ предполагает, что в содержании обучения выделяются принципиальные вопросы (основные понятия, законы, теоремы, принципы, правила и т. п.), а также тщательно анализируются логические и содержательные связи, существующие между ними
Анализ развития познания с точки зрения становления его основных форм, позволяющий определить своеобразие изучаемой области явлений, ее отличие от других, - это _____________ подход.
Андрагогика как новая научная дисциплина возникла
Аудиовизуальные средства (кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, радио- и телепередачи и др.) входят в группу учебных пособий, которая называется
Базисные педагогические традиции всех великих цивилизаций включают следующие компоненты цивилизации: 1) целерациональные; 2) ценностно-рациональные; 3) традиционные; 4) проективные. Правильным ответом является
В качестве общих характеристик системы в самых различных исследованиях фигурируют следующие: 1) целостность; 2) структурность; 3) взаимосвязь системы со средой; 4) иерархичность; 5) множественность описания. Правильным ответом является
В качестве основной единицы анализа педагогического процесса может быть рассмотрена
В качестве основных функций методологического знания выступают: 1) интегративная; 2) критико-конструктивная; 3) мировоззренческая; 4) исследовательская. Правильным ответом является
В качестве принципиального противника систематического использования учебников, особенно в начальной школе, выступал
В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в т. ч. и педагогики: 1) экзистеционализм; 2) прагматизм; 3) диалектический материализм; 4) неотомизм; 5) неопозитивизм. Правильным ответом является
В помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития создаются
В проекте Базисного учебного плана для 12-летней школы усилена вариативная часть Базисного учебного плана для чего введен _____________ компонент
В произведениях выдающегося немецкого педагога Ф. Дистервега было выдвинуто требование о __________ характере воспитания.
В специально создаваемых учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства реализуется ____________ образование
В структуре методологического знания, как правило, выделяют следующие уровни: 1) философский; 2) общенаучный; 3) конкретно-научный; 4) технологический. Правильным ответом является
В том, что учитель руководит процессами преподавания и учения в их общей взаимосвязи, которая определяется единством цели, содержания, метода и условий состоит
В узком педагогическом смысле - специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений воспитанников, - это
В целях подготовки детей к школе, где обучение ведется не на родном языке, а также детей, которые не воспитывались в дошкольных учреждениях, открываются
В широком педагогическом смысле - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе учебно-воспитательных учреждений и охватывающая весь учебно-воспитательный процесс, - это
В широком социальном смысле - воздействие на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности - это
Введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагогов и обучающихся - это педагогическая
Взаимодействие субъектов педагогического процесса на содержательной основе с использованием разнообразных средств - это __________ педагогического процесса
Взаимосвязанная последовательность решения в ходе педагогического процесса бесчисленного множества задач разного уровня сложности образует
Взгляды отдельных представителей науки и педагогической практики по основным вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения - это
Владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике - это
Влияние, которое процесс обучения оказывает на формирование сознания и выражается в овладении учащимися знаниями, умениями, навыками и их использовании на практике, выражается в
Влияние, которое учитель в процессе обучения оказывает на духовное становление личности ученика, образует
Внешний план развития личности, и прежде всего ее социальный аспект отражает термин
Во второй половине XIX в. основоположником научной педагогики в России выступил
Воздействия, которые оказывает обучение на различные стороны процесса формирования целостной личности, выражают
Возможность использования стандарта как системы объективных измерителей в интересах коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения находит свое выражение в функции
Возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования предоставляет гражданам ________ образование
Возможность с помощью стандарта фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня подготовки школьников находит свое выражение в функции
Возрастной период онтогенеза (наряду с младенчеством, школьным возрастом, подростковым и др.) - это
Вопросы воспитательного воздействия на молодое поколение в рамках целостных социальных систем (общество, народ, нация, этнос) относятся к компетенции
Воспитательная функция процесса обучения связана с
Воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, предметов и явлений жизни общества - это
Впервые включил педагогику и учение о воспитании души в классификацию наук в начале XVII в.
Все виды дидактической деятельности, направленные на непосредственное руководство процессом обучения, конкретную организацию дидактической коммуникации и кооперации в целях передачи и усвоения содержания обучения, - это
Все материальные средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках, - это
Все педагогические задачи имеют одно общее свойство - являются задачами
Вспомогательная литература (хрестоматии по литературе и истории; сборники задач по математике, физике, химии; атласы по географии, истории, биологии; сборники упражнений по языкам и др.) входит в группу учебных пособий, которая называется
Второй уровень структуры управления школой - это
Выведение целей и средств образования из сущности человека, целостный образ которого раскрывается в философской антропологии, - это одно из основных положений
Выделение доминирующей функции и ее объединение с сопутствующей функцией обеспечивает целостность педагогического процесса в плане
Гармоничное развитие личности, предполагающее гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса, имеет своей целью теория
Государственный образовательный стандарт включает: 1) федеральный компонент; 2) региональный (национально-региональный) компонент; 3) компонент образовательного учреждения. Правильным ответом является
Готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту - это
Группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно-ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения, - это
Дети и подростки направляются органами управления образованием с согласия родителей (лиц, их заменяющих) и по заключению психолого-медико-педагогической консультации в такие образовательные учреждения, как
Деятельность учителя по установлению связи между запроектированным и фактически совершившимся дидактическими процессами и разработке рекомендаций для дальнейшего хода обучения называется
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы
Для работающей молодежи открываются (преимущественно на базе школ третьей ступени)
Для реализации общих целей начального образования и с учетом демократических принципов развития образовательных систем разработка содержания начального образования ведется по
Для сравнительной педагогики методологически важны: 1) объективность; 2) комплексность; 3) конкретно-исторический подход; 4) культурологический подход; 5) этно-психологический подход. Правильным ответом является
Документ (или комплект документов), определяющий содержание образования по конкретному направлению (специальности) определенного уровня, - это
Достижение гармонии самости и социумности личности является стратегическим направлением реализации теории
Если при рассмотрении содержания образования в качестве сущности содержания выступают не отчужденные от личности знания, а способности самого человека, то имеет место ________________ подход
Если при рассмотрении содержания образования в центре внимания находятся знания как выражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта, то имеет место __________________ подход
Завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создание условий для наиболее полного учета интереса учащихся, активного их включения в жизнь общества обеспечивает
Зависимость воспитательных результатов от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром; стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности; соответствие содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особенностям и индивидуальным возможностям воспитанников - это
Закладывать основы функциональной грамотности учащихся, вооружать их основными умениями и навыками общения и учебного труда, приобщать к отечественной и мировой культуре, создавая, тем самым, базу для последующего освоения образовательных программ основной школы, призвано
Заменить учебник, по мысли создателя «новой» французской школы С. Френе, призваны специальные
Занимается проблемами перевоспитания осужденных правонарушителей, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях, -
Заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы - это
Идеи единства материального и формального подходов к отбору содержания образования отстаивал известный педагог
Идеи, концепции, нормы, регулирующие и направляющие педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов, - это ______________ ценности
Иерархизированная система замещений объекта знаками, включенными в определенные системы оперирования, в которых эти системы замещения существуют реально как объекты особого рода, - это
Изучает особенности обучения и воспитания, связанные с возрастом обучающихся (воспитуемых), -
Индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, социальные нормы, роли, ценности и идеалы, - это
Интересы, способности и склонности учащихся выступают по отношению к содержанию образования в роли такого фактора, как
Исследования, направленные на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения, - это
Исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает искусственное введение в реальный педагогический процесс некоторых факторов, способных обеспечить изменение его качества и последующую проверку и сравнительную оценку полученных результатов, - это
Исторически сложившаяся общенациональная структура образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания и обучения подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей граждан, - это
К категориям педагогики относят и такие понятия, как: 1) образование; 2) обучение; 3) развитие; 4) социализация. Правильным ответом является
К методам активного обучения относятся: 1) дискуссионные методы; 2) игровые методы; 3) тренинги.
Каждый компонент содержания образования имеет свою особую форму фиксации в тексте учебной программы - воспитательный компонент должен вводиться через
Каждый компонент содержания образования имеет свою особую форму фиксации в тексте учебной программы - знания вводятся
Каждый компонент содержания образования имеет свою особую форму фиксации в тексте учебной программы - опыт творческой деятельности фиксируется в
Каждый компонент содержания образования имеет свою особую форму фиксации в тексте учебной программы - способы деятельности обозначаются
Когда учение выступает как активная, сознательная и во всевозрастающем объеме творческая деятельность ученика, то ученик представляет собой субъект
Когда ученик вовлекается в работу групп, перед которыми поставлены четкие учебные задачи для их коллективной разработки и разрешения, то он выступает как субъект
Когда учитель и ученик целенаправленно взаимодействуют в ходе совместной деятельности на основе разделения труда и совместного стремления к единой цели, то ученик выступает в качестве субъекта
Количественный метод исследования, который дает возможность ввести цифровые показатели в оценку отдельных сторон педагогической реальности, - это
Компонент содержания образования, включающий внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) навыки и умения, выработанные человечеством, называется
Компонент содержания образования, включающий систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира, вооружает диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности, называется
Компонент содержания образования, представляющий собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений школьника к себе, к миру, к деятельности, к людям, называется
Компонент содержания образования, призванный обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности, называется
Конкретные, подлежащие усвоению, фиксированные в учебниках и учебных пособиях элементы содержания образования, входящие в курс обучения выражают содержание образования на уровне
Коррекционная педагогика включает: 1) олигофренопедагогику; 2) сурдопедагогику; 3) тифлопедагогику; 4) логопедию. Правильным ответом является
Культура, «где взрослые учатся также у своих детей», которую предвидят, это мир, который будет, - это __________ тип культуры.
Культуры, в которых взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной «преемственности жизни», - это ___________ тип культуры.
Логика изложения учебного текста с учетом возрастных особенностей учащихся и логики усвоения человеком опыта предшествующих поколений выступают по отношению к содержанию образования в роли такого фактора, как
Любое педагогическое исследование предполагает разработку общепринятых методологических положений. К ним относятся: 1) научная проблема; 2) тема; 3) объект; 4) предмет; 5) цель; 6) задачи; 7) гипотеза; 8) основные результаты исследования. Правильным ответом является
Материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью, - это
Материальные и технические средства для трудовой, изобразительной и другой деятельности учащихся (древесина, металл, пластмасса, стекло и т. п.; измерительные, контрольные приборы, монтажные и отделочные инструменты; принадлежности и инструменты для черчения и рисования; машины, станки, технические устройства и др.) входят в группу учебных пособий, которая называется
Метод выделения и рассмотрения отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений - это
Метод выявления наличия определенного качества у каждого члена исследуемой группы и общего подсчета тех, у кого данное качество имеется или отсутствует, называется
Методологическое направление научных исследований, в основу которого положена категория предметной деятельности, - это
Можно говорить о целом ряде аспектов деятельности педагога (функциональном, содержательном, организационном), направленных на обеспечение
На оказание помощи школьникам в выборе духовных основ своего бытия в этом мире и своих смысложизненных ориентиров направлено воспитание
На подготовку молодежи к активному участию в жизни государства, его политических институтов и общественных организаций направлено воспитание
На получении удовлетворения от самого процесса познания, интересе к знаниям, любознательности, стремлении расширить свой кругозор, овладеть определенными умениями и навыками основаны мотивы
На понимании значимости знания вообще и учебного предмета, в частности, осознании мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений основаны мотивы
На решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации направлены
На решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ направлены
На формирование основ нравственной культуры личности, психологической установки и готовности к нравственной деятельности, освоение нравственных ценностей, правил этикета поведения и норм морали направлено воспитание
На формирование у школьников национального самосознания, включая патриотические чувства и настроения как мотивы деятельности, направлено воспитание
На формирование устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются средствами художественного творчества, направлено воспитание
На эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях ученика основаны мотивы
Надпредметное учение об основаниях и детерминантах развития систем, их самоорганизации, о необходимости образования систем в процессе развития природы и общества - это _____________ подход.
Наиболее общие, предельно широкие понятия, не выводимые из других и не сводимые к другим, называются
Наиболее яркий представитель прагматизма, американский ученый, философ-идеалист, педагог, создатель педоцентрической теории и методики обучения основатель прагматической педагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США, -
Направление в развитии определенной области знаний, закрепленное в деятельности целостного исследовательского коллектива, - это
Наука о воспитании и обучении аномальных детей и лиц, ставших инвалидами, - это
Наука о построении системы воспитания и обучения на основе всестороннего рассмотрения закономерностей возрастного развития человека называется
Наука о состоянии, основных тенденциях и закономерностях воспитания детей в семье называется
Наука, изучающая природное происхождение человека и его рас, изменчивость строения тела во времени, называется
Наука, предметом которой является действие экономических законов в сфере образования, называется
Научная дисциплина, рассматривающая школу как сложную структурную организацию, формирующую у обучающихся образовательные и другие социально значимые цели, разрабатывающая стратегию и способы их достижения, называется
Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией, - это
Научный труд, посвященный детальному рассмотрению одного фундаментального вопроса, называется
Необходимость осознания учащимися сущности познавательной и практической преобразующей деятельности вытекает из принципа
Необходимость разработки новых систем, методов, форм, средств и приемов обучения, воспитания, управления образованием - в числе ________ задач педагогики.
Необходимость создания условий для активного творческого освоения школьниками общечеловеческой культуры вытекает из принципа
Неоднократное возвращение к изучаемым знаниям, когда одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и глубине, в зависимости от возраста учащихся, предполагает
Непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта человечества с использованием возможностей имеющейся образовательной системы - это
Нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение, - это
Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства -
Обеспечение сохранности и воспроизводства в обществе накопленного социокультурного опыта и его направленности на всестороннее развитие человека как субъекта различных видов деятельности, как личности и индивидуальности, - это
Обеспечить становление личности ребенка, первичное развитие ее способностей, формирование у школьника умения и желания учиться призвана ____________ школа
Обобщенное системное представление о составе (элементах), структуре и общественных функциях передаваемого подрастающим поколениям социального опыта в его педагогической интерпретации выражает
Образование как система может рассматриваться в следующих измерениях, в качестве которых выступают: 1) социальный масштаб измерения; 2) образовательные уровни (образовательные цензы); 3) форма собственности образовательных учреждений. Правильным ответом является
Образовательная функция процесса обучения связана с
Обучающая литература (буквари, текстовые пособия, лекции, конспекты и прочее) входит в группу учебных пособий, которая называется
Объективно существующее, необходимое, повторяющееся, существенное отношение между явлениями - это
Объективное свойство, которое определяется совокупностью таких характеристик, как информативность, абстрактность, особенности структуры учебного текста, - это _________________ учебного материала
Объемные пособия (макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т. д.) входят в группу учебных пособий, которая называется
Обязательное присвоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений - это
Один из уровней теоретической функции педагогики, представляющий из себя выявление состояния педагогических явлений, оценку степени успешности деятельности педагогов и обучающихся, установление условий и причин, их обеспечивающих, называется
Один из уровней теоретической функции педагогики, представляющий из себя процесс изучения передового педагогического опыта, называется
Один из уровней теоретической функции педагогики, представляющий из себя процесс экспериментального исследования педагогической действительности и построения на его основе прогностических моделей ее преобразования, называется
Один из уровней технологической функции педагогики, направленный на непосредственное внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику, называется
Один из уровней технологической функции педагогики, предполагающий оценку степени влияния нововведений на существующую практику обучения и воспитания, называется
Один из уровней технологической функции педагогики, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, методических рекомендаций), воплощающих в себе основные идеи теоретических концепций обучения и воспитания, называется
Один из этапов научного поиска, основное содержание которого состоит в проведении специально организованных процедур по соотнесению идеализированного объекта с его реальным прообразом в целях изучения новых сторон и выявления новых качеств данного объекта, - это
Одновременное развитие различных видов (государственных и негосударственных) и типов учебных заведений называется __________ образовательных учреждений.
Одной из общих характеристик системы в самых различных исследованиях фигурирует взаимосвязь, которая может иметь “закрытый” (не изменяющий среду и систему) или “открытый” (преобразующий среду и систему) характер. Она называется
Одной из общих характеристик системы в самых различных исследованиях фигурирует несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойства как целого. Она называется
Одной из общих характеристик системы в самых различных исследованиях фигурирует связь и отношения элементов системы, которые упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом. Она называется
Одной из общих характеристик системы в самых различных исследованиях фигурирует характеристика, когда каждая система, являясь сложным объектом, в принципе, не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществование множества разных ее отображений. Она называется
Одной из общих характеристик системы в самых различных исследованиях фигурирует характеристика, когда каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему. Она называется
Описание конкретных условий и механизмов воспитания с антропологических позиций, с позиций “детоцентризма” - это одно из основных положений
Определение детства как самоценного периода человеческой жизни; ребенок не только ступень онтогенеза, но и ключ к пониманию сущности человека - это одно из основных положений
Определенная сторона объекта, выделение и закрепление которой происходит посредством введения специальных исследовательских средств - категорий и понятий, является
Определенные части содержания образования, представленные в учебных программах, выражают содержание образования на уровне
Определенным образом упорядоченная и организованная система усвоенных педагогом знаний и умений, представленная в виде теорий, закономерностей, принципов и методов, - это
Организационная сторона воспитания и обучения, связанная с количеством воспитанников (обучающихся), временем, местом и порядком осуществления данного процесса, - это
Основной государственный нормативный документ, устанавливающий комплекс норм и требований к структуре, содержанию и уровню образования учащихся, - это
Основной отличительной чертой обучения является то, что оно выступает как реализуемый в специфических условиях
Основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление, а в конечном счете помогающие творчески подойти к построению педагогического процесса отражаются в
Особую группу составляют информационные, контролирующие, обучающие учебные пособия, которые называются
Открытая система учебных пособий, обеспечивающая личностно-ориентированный уровень обучения в условиях массовой школы, - это
Открытие диалогической природы процесса воспитания (М. Бубер) - это одно из основных положений
Отражение в цели и содержании образования всех сторон опыта, накопленного человечеством, обеспечивает целостность педагогического процесса в плане
Отражение внутреннего плана развития личности, характеризующее глубину индивидуальности, - это
Отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности, называется
Отрасль педагогической науки, изучающая образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии, называется
Отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы образования взрослых людей, - это
Отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания, называется
Отрасль социологии, предметом исследования которой являются социальные субъекты - участники образовательного процесса в их взаимосвязи и взаимодействии с другими сферами общества, называется
Педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности, - это
Педагогические ценности различаются по уровню своего существования, который может стать основой их классификации. По этому основанию выделяют: 1) личностно-педагогические ценности; 2) групповые педагогические ценности; 3) социально-педагогические ценности. Правильным ответом является
Первый уровень структуры управления школой - это
Переход от решения одной задачи к другой в процессе реализации педагогических целей задает ____________ педагогического процесса
Плоскостные пособия (таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи) входят в группу учебных пособий, которая называется
По классификации М.К. Журавлева, Л.Я. Зориной, знания из разных учебных предметов, привлекаемые для «обслуживания» ведущего компонента данного учебного предмета, называются _______________ знания
По классификации М.К. Журавлева, Л.Я. Зориной, знания, которые фиксируют в учебном процессе в явном виде ценностное отношение личности к объекту познания, называются ______________ знания
По классификации М.К. Журавлева, Л.Я. Зориной, изобразительное искусство, музыка - это учебные предметы с ведущим компонентом
По классификации М.К. Журавлева, Л.Я. Зориной, иностранный язык, черчение, физкультура, комплекс дисциплин трудового обучения, информатика и др. - это учебные предметы с ведущим компонентом
По классификации М.К. Журавлева, Л.Я. Зориной, представления о материи и формах ее существования, о познаваемости мира, об абсолютной и относительной истине и т. д., привлекаемые для формирования мировоззрения учащихся, которое является одновременно и средством и результатом усвоения знаний, называются ________________ знания
По классификации М.К. Журавлева, Л.Я. Зориной, процессуальный блок учебных дисциплин может включать такие компоненты, как
По классификации М.К. Журавлева, Л.Я. Зориной, сведения, которые показывают эволюцию идей, теорий, представлений, понятий, пути конкретных открытий, дают представление о нравственности и ответственности ученого, называются ___________________ знания
По классификации М.К. Журавлева, Л.Я. Зориной, совокупность знаний из формальной логики (определение понятия, закон достаточного основания и т. д.), которые необходимы для полноценного усвоения научных знаний и развития логического мышления учащихся, называется _________________ знания
По классификации М.К. Журавлева, Л.Я. Зориной, совокупность положений из методологии науки (знания о теории, законах, методах научного познания и т. д.), необходимых для сознательного системного усвоения основ наук, формирования научного мировоззрения и научного мышления школьников, называется ______________ знания
По классификации М.К. Журавлева, Л.Я. Зориной, физика, химия, биология, астрономия, география, история и др. - это учебные предметы с ведущим компонентом
По М. Мид выделяются следующие типы культуры относительно обучения, образования: 1) постфигуративная; 2) кофигуративная; 3) префигуративная; 4) фигуративная. Правильным ответом является
Побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия, - это
Под внедрением результатов исследования понимается целый комплекс мероприятий, реализуемых в определенной последовательности. Они включают: 1) информирование научной общественности о полученных выводах; 2) создание новых учебных и методических пособий, базирующихся на полученных данных исследования; 3) разработку методических рекомендаций; 4) статистическую обработку данных. Правильным ответом является
Подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования имеет целью ____________ профессиональное образование
Подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования имеет целью ____________ профессиональное образование
Подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования имеет целью _________ профессиональное образование
Познавательные, нравственные, трудовые, коммуникативные, эстетические и физические качества личности по отношению к содержанию образования выступают в роли такого фактора, как
Познание как процесс психического отражения окружающей действительности отдельно взятым человеком изучает
Познание как специфический процесс, управляемый педагогом, изучает
Познание, направленное на получение объективного научного знания, существующего вне отдельного индивида, и выступающее как часть духовного производства изучает
Показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки, - это
Положение о том, что «всякая высшая психическая функция была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической, функцией, она была прежде социальным отношением двух людей», - было выдвинуто
Понимание образования как неотъемлемого признака бытия, как направленного процесса становления и самостановления человека - это одно из основных положений
Понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.) - это
Последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач, - это
Постепенное освоение социальных и профессиональных ролей, развитие «Я», достижение состояния зрелой личности, реализация своих замыслов в области образования - это
Превращение количества и качества - взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности, - развитие путем противоречия или отрицание отрицания, - спиральная форма развития - это
Предметы и технические средства для воспроизведения явлений и последующего их лабораторного изучения (реактивы, приборы и т. д.) входят в группу учебных пособий, которая называется
Предметы и явления объективной действительности, подготовленные для непосредственного изучения (минералы, горные породы, сырье, полупродукты и продукты производства, препараты растений и животных и т. д.), входят в группу учебных пособий, которая называется
Преднамеренный длительный или кратковременный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их качествах, - это
Предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу
Предполагает движение от общего суждения к частному выводу
Предполагает направленность исследовательских усилий ученых на совершенствование педагогической теории - _________________ педагогики
Предполагает направленность работы ученых на совершенствование педагогического процесса - _____________ функция педагогики
Предполагает расположение собранных данных в определенной последовательности, обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей и, соответственно, определение места в этом ряду каждого из исследуемых
Представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога, -
Предъявление воспитаннику социально-культурной нормы отношения и поведения - это
Преподавание и учение являются элементарными дидактическими процессами, образующими
Принципы всеобщей связи, становления и развития, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов - это
Проблематику общей организации образовательных учреждений разрабатывает формирующаяся отрасль научного знания -
Программно-методическая литература (программы и методические указания к ним, методические письма и руководства) входит в группу учебных пособий, которая называется
Программы, которые могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов, называются _________________ учебные программы
Программы, которые описывают национально-региональный компонент и учитывают возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся, называются _________________ учебные программы
Программы, которые разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области, называются _______________ учебные программы
Пронизанность антропологическим принципом всех конкретных наук о человеке, понимание их в качестве региональных антропологий (исторической, социальной, психологической и др.) - это одно из основных положений
Противоречивая ситуация в науке, выступающая в виде противоположных процессов и требующая адекватной теории для ее решения, - это
Противоречие между выдвигаемыми - ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений - это
Противоречия, возникающие и проявляющиеся там, где обнаруживается несоответствие традиционных, устаревших представлений, концепций, взглядов, подходов к изменившимся условиям социального развития и усложняющимся требованиям жизни к формирующейся личности, являются
Процесс познания, управляемый педагогом, - это
Процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности - это
Прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества закладывает
Психологическим объектом воспитания являются рождаемые в ходе жизни личности в обществе и регулирующие действия и поступки в разных проблемно-конфликтных ситуациях
Работы, имеющие своим результатом обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и прикладных достижений педагогики и предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе, называются
Работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики, - это
Равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем - один из принципов ______________ подхода.
Равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей - один из принципов ______________ подхода.
Развивающая функция процесса обучения связана с
Развивающийся во времени и пространстве общественный организм (историко-культурный тип общества), обладающий комплексом устойчивых социокультурных характеристик и соответствующих им особенностей культурного наследования, - это
Раздел педагогики, в котором изучаются методы, методика и техника научного педагогического исследования, называется
Раздел педагогики, занимающийся изучением, анализом и обобщением опыта образования и развития педагогической науки в различных странах и регионах мира, - это
Раздел педагогики, изучающий специально организуемый процесс воспитания в целом и по направлениям воспитательной работы, - это
Раздел педагогики, исследующий закономерности обучения - преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков, а также воспитательные возможности различных видов учебных занятий безотносительно к конкретной дисциплине, - это
Раздел педагогики, исследующий этапы, тенденции развития педагогических теорий и идей, а также систем образования, - это
Раздел педагогики, разрабатывающий категориальный строй педагогики и ее наиболее общие, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых и воспитанников законы и закономерности, - это
Разделение содержания каждой учебной дисциплины на логически завершенные смысловые блоки, называемые модулями, пошаговое их изучение и проведение промежуточного и итогового контроля (аттестации) обучающихся - это
Расположение учебного материала систематически и последовательно, с постепенным усложнением, по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним, - это
Рассмотрение воспитания как управления детьми и сведение главной цели воспитательной работы к достижению повиновения и дисциплинированности было представлено в теории
Рассмотрение процесса формирования содержания образования как строго упорядоченной (иерархизированной) системы, включающей следующие пять уровней: общее теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, процесс обучения, структуру личности учащегося, было предложено
Реабилитация здоровья детей проводится в
Реальное содержание образования, включаемое в процесс обучения, выражает содержание образования на уровне
Рождаемые в ходе жизни личности в обществе личностные смыслы и смысловые установки в качестве психологического объекта воспитания выделил
Роль и значение учебника как массового средства обучения, реализующего основные принципы дидактики, обосновал
Роль стандарта в определении минимально необходимых требований к подготовке учащихся, в дифференциации обучения, в обеспечении возможности овладения материалом на различных уровнях находит свое выражение в функции
Руководство обучением, руководство в процессе обучения и руководство через обучение образуют три аспекта
Свойство текста затруднять понимание и усвоение этого материала, которое зависит от уровня развития умений учебного труда самих школьников, - это _________________ учебного материала
Связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами в обучении и воспитании (в педагогике) - это
Связь процесса обучения со структурными изменениями психики в процессе обучения раскрывает
Связь части - обучения, и целого - педагогического процесса, выражается через такое понятие, как
Синтетическое качество, характеризующее высший уровень развития педагогического процесса, и выступающее результатом стимулирующих сознательных действий субъектов, функционирующих в нем, выражает _________ педагогического процесса
Система взглядов на процессы и явления в природе и обществе, объединенная единой идеей, называется
Система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства, - это
Система общественно-фиксированных знаков, служащая для общения людей между собой и для отражения объективной реальности, - это
Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала, - это
Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающих общественный идеал и учитывающих возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала, называется
Систематическое изложение в книге основ определенной области знаний на уровне современных достижений науки и культуры, отвечающее целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп, представляет собой
Слово или словосочетание, выражающее название определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, - это
Совокупности знаний и навыков воспитания, передающихся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения детей и взрослых, - это
Совокупность взглядов и теоретических положений, обосновывающих создание необходимых предпосылок и возможностей для активного участия граждан страны в различных видах учебно-познавательной деятельности с целью повышения качества жизни отдельного индивида, социальной группы и всего общества, - это
Совокупность дидактической деятельности обучающих в процессе обучения, включающая дидактическое проектирование, организацию дидактического процесса, дидактический анализ, образует процесс
Совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования, - это
Согласование отдельных линий педагогического взаимодействия обеспечивает целостность педагогического процесса в плане
Согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося, предполагает принцип
Содержание образования такое, каким оно сформировалось в сознании учащегося, - это содержание образования на уровне
Создал первую развернутую систему теоретической педагогики в IV в. до н. э.
Сокращение объема любого знания путем выделения структуры знания в качестве самостоятельного объекта изучения было предложено
Составной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства, - это
Социально-психологическая характеристика человека, связанная с переходом из состояния молодости во взрослую жизнь, которая осознается самим человеком и признается окружающими его людьми, -
Социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентаций, - это ______________ ценности
Специально организованная деятельность ученых и практиков по глубокому теоретическому и методологическому исследованию проблем воспитания, раскрытию и обоснованию его сущности, закономерностей и принципов - это _______________ педагогика.
Специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей человека, общества и государства, - это
Специфику конкретного образовательного учреждения, позволяющую ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, отражает
Специфический процесс познания, управляемый педагогом, - это
Способы взаимодействия исследователя с образовательной реальностью в интересах получения научной информации о них - это
Способы взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагогов и учащихся, обучающихся между собой, направленных на достижение целей образования, - это
Способы исследования реально существующего процесса обучения и воспитания в образовательных учреждениях различного типа - это
Способы, направленные на развитие у обучающихся самостоятельности, творческого мышления, готовности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи, - это
Стабилизирующая и регламентирующая роль стандартов образования в условиях перехода к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования находит свое выражение в функции
Статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося педагога
Степень влияния, которое обучение оказывает на процесс развития социальных и межличностных отношений школьника, выражает
Стихийный процесс передачи и освоения молодым поколением социальных ценностей, норм жизнедеятельности и поведения - это
Сторона процесса обучения, которая определяется действиями учеников и включает мотивы, учебные действия, действия контроля, оценки и анализа результатов называется
Сторонниками материальной теории формирования содержания образования был ____________________ , много лет своей жизни посвятивший работе над учебником, в котором он хотел разместить все знания, необходимые для учащихся
Строение окружающей человека действительности, отраженная в предметной структуре научного знания, выступает по отношению к содержанию образования в роли такого фактора, как
Сущность стандарта как гаранта получения каждым гражданином закрепленного Конституцией РФ уровня образования находит свое выражение в функции
Сущность стандарта как норматива, на который ориентируется система образования при определении содержания обучения, объема учебной нагрузки, оценки результатов обучения, аттестации учителей и учреждений образования, находит свое выражение в функции
Сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образования как педагогического процесса, целенаправленно организуемого в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях), - это
Та часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения (русский язык (как государственный), математика, информатика, физика, астрономия, химия), составляет ________________ компонент
Та часть содержания образования, которая обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны в лице субъектов Федерации (родной язык и литература, история и география региона и т. п.), составляет ______________ компонент
Та часть содержания образования, которая отражает специфику конкретного образовательного учреждения (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия), составляет ________________ компонент
Такие ценности, в которых проявляются личностно-профессиональные характеристики педагога, - это
Такие ценности, которые обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами, - это
Те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и др.), образуют
Те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры, образуют
Теоретическая функция педагогики реализуется на следующих взаимосвязанных уровнях: 1) диагностическом; 2) объяснительном; 3) прогностическом. Правильным ответом является
Теоретические основы создания учебной литературы начали активно разрабатываться в отечественной педагогике, начиная с
Теорию содержания образования, под названием функциональный материализм, разработал известный ученый
Теория авторитарного воспитания, в рамках которой воспитание сводилось к управлению детьми, а в качестве главной цели выступало достижение повиновения и дисциплинированности, оформилась в
Теория свободного воспитания, призывавшая уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка, была выдвинута
Термин, используемый для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности, - это
Технологическая функция педагогики включает следующие уровни реализации: 1) проективный; 2) преобразовательный; 3) рефлексивный. Правильным ответом является
Тип культуры, который предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников и в которой преобладающей моделью поведения для людей, принадлежащих к данному обществу, оказывается поведение их современников, - это ___________ тип культуры.
Тот же набор образовательных областей, что и в основной школе, однако построенный по принципу профильной дифференциации, включает в себя
Требование о включении в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста, составляет принцип
Требование о том, что, проектируя содержание учебного предмета или учебного материала, необходимо учитывать имеющиеся методы, закономерности, принципы и возможности обучения в целом, составляет принцип
Требования гуманистической направленности педагогического процесса; связи с жизнью и производственной практикой; соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу - выражают принципы
Требования научности, доступности и посильности обучения и воспитания школьников; соединение наглядности и абстрактности в учебном процессе; эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания выражают принципы
Требования обучения и воспитания детей в коллективе; преемственности, последовательности, систематичности; согласованности требований школы, семьи и общественности выражают принципы
Требования ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития, - это принципы
Требования сознательности и активности школьников в целостном педагогическом процессе - это принципы
Требования сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему, - это принципы
Требования сочетания прямых и параллельных педагогических действий; учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, - это принципы
Третий уровень структуры управления школой - это
Три раздела - управление, обучение и нравственное воспитание - выделил в процессе воспитания немецкий педагог
Умственное предвосхищение учителем процесса обучения и его результатов называется
Ускорение физического развития детей и подростков в современных условиях называется
Устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как
Учебник, соответствующий установившимся традициям классической педагогики, имеющий энциклопедический или монографический характер, реализующий прежде всего информационную функцию, называется
Учебник, рассчитанный на конкретную аудиторию, отвечающий требованиям государственных образовательных стандартов, что не мешает ему выражать некоторую оригинальность авторского замысла и концептуальную самостоятельность, называется
Учебник, создаваемый автором в соответствии с собственной учебной программой, отличающейся от примерной учебной программы Министерства образования, называется
Учебник, состоящий из двух компонентов: инвариантного, обеспечивающего знаниями, необходимыми каждому обучаемому независимо от его интересов; варьируемого, предполагающего расширение возможностей профессионального и личностного развития обучаемых в некоторых направлениях, называется
Учение о закономерностях познавательной деятельности, направленной на решение научных задач, - это
Учение о регуляции деятельности, направленной на решение конструктивных задач, разработку рекомендаций и правил научной деятельности, - это
Учет разнообразия культурных и этнических особенностей и их проявлений в образовании - один из принципов _______________ подхода.
Учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников - это
Фактическое управление частичными процессами или отдельными фазами обучения, например, мероприятиями, или действия в целях оптимизации дидактической коммуникации называется
Философское учение о закономерностях и принципах познавательной активности человека - это
Философское учение о ценностях и об оценках в этике, которое исследует, в частности, смысл человеческой жизни, - это
Философское учение, отрицающее объективное научное знание и сводящее познание действительности к индивидуальному опыту человека, - это
Форма организации педагогического взаимодействия, при которой педагог в течение точно установленного места и времени руководит коллективной познавательной деятельностью обучающихся в интересах достижения целей образования, - это
Формирование всесторонне и гармонично развитой личности - это современный
Французский просветитель Ж.-Ж.Руссо свой призыв уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка оформил в виде теории
Функционально полный и в то же время минимизированный набор образовательных областей: язык (родной, русский, иностранный) и литература; искусство; математика; физика и астрономия; химия; география, экология (комплексное изучение Земли); кибернетика и информатика (изучение самоуправляемых систем); биология; общественные дисциплины; технология, техника, труд; физическая культура включает
Функционирование и историческое развитие эталонов и норм познания как высшей формы отражения объективной действительности изучает
Целенаправленная деятельность по формированию у детей системы качеств личности, взглядов и убеждений - это
Целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал или данные, характеризующие особенности его протекания, - это
Целенаправленное управление процессом развития личности - это
Целенаправленный организованный процесс управления социализацией - это
Ценности, которые выступают в качестве средств достижения цели - это ______________ ценности
Ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям, - это _______________ ценности.
Часть объективной реальности, противостоящая исследователю в процессе познания, является
Часть учебной программы, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, основные научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета, - это
Часть учебной программы, включающая тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий, - это
Четвертый уровень структуры управления школой - это
Экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм, диалог и подвижничество в познании и практике - один из принципов ______________ подхода.
Эксперимент, для проведения которого требуется обеспечить особо тщательное наблюдение за ходом и результатами, допускается перемещение участников в искусственные, специально создаваемые исследователем условия (например, в помещение со специальным оборудованием), называется
Эксперимент, проводимый в условиях реального педагогического процесса, называется
Элементы образования, направленные на формирование творческих качеств личности: творческой самодеятельности, учебного проектирования, учебной исследовательской работы и др., выступают по отношению к содержанию образования в роли такого фактора, как
Элементы учебной программы, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков, - это