А. Дистервег считал необходимым учитывать процесс естественного развития человека на каждом возрастном этапе:
Активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива:
Воспитание в узком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность:
Гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на аксиологические характеристики личности:
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса:
Ж. Ж. Руссо и К. Маркс интерпретировали воспитание как всестороннее и гармоничное (а позднее и целостное) развитие человека:
Интериоризация имеет эмоциональную природу:
Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации:
Личностный подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей:
На втором этапе формирования коллектива требование к своим членам предъявляет сам коллектив:
Потребности человека выступают основой его жизнедеятельности:
Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности:
С. Т. Шацкий доказал, что никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива:
Традиции - чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества :
Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей:
Ценностные ориентации личности всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием:
Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности: