В излишней рациональности и забвении «досознательного», в котором якобы находятся источники любви, счастья, свободы и смысла жизни, обвиняют школу
В качестве философского основания разработки проблем индивидуализации обучения выступает
В книге "Материнская школа" свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей изложил выдающийся педагог
В своих природных, биологических особенностях человек (человеческий организм) предстает как
В труде "Великая дидактика" основные вопросы теории и организации учебной работы разработал выдающийся педагог
Важную роль в развитии педагогических взглядов Дальневосточной цивилизации сыграл мыслитель, моралист и педагог
Введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся называется
Взгляды отдельных представителей науки и педагогической практики по основным вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения образуют
Впервые включил педагогику и учение о воспитании души в свою классификацию наук философ и естествоиспытатель
Вся система обучения и воспитания должна быть направлена на развитие «досознательного» стремления приблизиться к Богу - так считают
Главное место в системе антропологически ориентированных наук об образовании должно принадлежать
Дальневосточная цивилизация сложилась во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. на территории
Детерминанты воспитания и обучения, включающие целерациональные, ценностно-рациональные и традиционные компоненты цивилизации, образуют
Дж. Дьюи и его последователи Т.Брамельд, А.Маслоу, Э.Келли и другие рассматривают вопросы нравственного воспитания с позиции
Дж. Дьюи объявил индивидуальный мир ребенка основой учебного процесса опираясь на базовое понятие прагматизма
Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в
Динамическая саморазвивающаяся иерархическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности называется
Доказывая ведущую роль религии в воспитании подрастающего поколения, Ж.Маритен, У.Канингхэм, М.Адлер, М.Казотти и другие выступают с позиций
Духовно-религиозной основой развития Западной цивилизации, оказавшей огромное влияние на педагогику, стало
Закономерности психического развития человека в условиях обучения и воспитания изучает
Закономерным итогом взаимодействия педагогики и философии явилось возникновение
Идеи, концепции, нормы, регулирующие и направляющие педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов, образуют
Из перечисленных пунктов к уровням структуры методологического знания относятся: 1) философский; 2) общенаучный; 3) базисный; 4) конкретно-научный; 5) групповой; 6) технологический
Изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой стороны - решать задачи гуманизации общества позволяет подход
Интересный анализ имеющихся в науке подходов к соотношению педагогической науки и психологического знания дал в своей книге «Дидактические очерки. Теория образования»
Исторически исходным пунктом научно обоснованных системных представлений о мире стали теории
Методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания, представляют собой четвертый уровень методологии -
Методологическое направление исследований, в основу которого положена категория предметной деятельности, - это подход
Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.Сартр, А.Камю, Э.Брейзах, П.Тиллих и другие философы являются основными представителями
На перестройку содержания естественно-математического образования в 60-70-е годы большое влияние оказали крупные ученые нашего столетия - физики, химики, математики, разделяющие позиции
На понимании той роли, которую школа, образование выполняют по отношению к здоровью молодого поколения основана связь педагогики с
На протяжении 1-го тысячелетия до н.э. происходило становление Южноазиатской цивилизации, центром которой была
Надпредметное учение об основаниях и детерминантах развития систем, их самоорганизации, о необходимости образования систем в процессе развития природы и общества называется
Наиболее полное выражение связь педагогики и биологических наук нашла в педологии, возникшей
Направление в теоретической педагогике и человекознании, предполагающее критическую оценку метафизических схем абстрактного философствования и резкое неприятие практики бюрократического вмешательства в учебно-воспитательный процесс, получило название
Направление философии, признающее наукой лишь математику и естествознание и относящее обществознание к области мифологии называется
Направленность исследовательских усилий ученых на совершенствование педагогической теории выражает функцию
Направленность работы ученых на совершенствованию педагогического процесса выражает функцию
Неотомизм как учение, которое в целях усиления влияния церкви на людей признает разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм, идет от средневекового религиозного философа
Нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие опосредующим и связующим звеном между сложившимися общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога, - это
О.Больнов, В.Лох, Г.Рот, И.Дерболав, А.Флитнер, М.Бубер и другие развили и конкретизировали идеи
Область исследования общей теоретической проблематики, целей и ценностных оснований образования, принципов формирования его содержания и направленности называется
Обобщив опыт обучения, накопленный в Китае и основав первую в Китае частную школу, китайский мыслитель, моралист и педагог Конфуций внес свой вклад в развитие
Общенаучный уровень методологии в анализе педагогических явлений представлен прежде всего подходом
Общественный организм (историко-культурный тип общества), обладающий комплексом устойчивых во времени и пространстве социокультурных характеристик и соответствующих им особенностей культурного наследования называется
Общие принципы познания, задающие стратегию изучения и категориальный строй науки в целом, задают содержание уровня методологии
Одним из ведущих представителей прагматизма, создателем педоцентрической теории и методики обучения является американский философ-идеалист, педагог
Ориентация на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности составляет содержание подхода
Основателем прагматической педагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США, считается
Основоположником научной педагогики в России, в трудах которого было осуществлено оформление российской теоретической педагогики на основе антропологии и психологии считается
Особое качество, приобретаемое индивидом в общественных по своей природе отношениях, в которые вовлекается индивид понимается, как
Осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности предполагает идея
Педагогика Западной цивилизации, связанная с высокой политической активностью граждан древнегреческого полиса и их свободомыслием в сфере философии и научных представлений о мире берет начало
Первое упоминание о школе, где жрецы обучали детей царских сановников началам арифметики и геометрии встречается в древнеегипетских источниках
Плоскость анализа системы «Я-Ты», которую он противопоставлял как индивидуализму, так и коллективизму, для которых по его мнению закрыта целостность человека, развил в своей книге «Проблема человека. Перспективы»
Положение о бесконечности человека, о принципиальной незавершенности его бытия является одним из постулатов
Положение о том, что материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом; явления объективного мира и сознания причинно обусловлены; все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются - образуют основу
Понятие «педагогическая антропология» ввел
Построением системы воспитания и обучения на основе всестороннего рассмотрения закономерностей возрастного развития занималась наука
Появление в философии нового направления - позитивизма обусловили великие открытия, сделанные в области химии, биологии
Приоритетной теоретической задачей педагогической науки является решение проблемы по выявлению
Программу широкого гуманитарного образования, готовящего людей как для духовной, так и для светской деятельности, выдвинул глава бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма
Разработка аксиологического подхода в педагогической науке позволила выделить новое направление в анализе образовательных систем -
Разработка и использование методов познания во многом зависит от принятой в данной науке системы теоретических принципов, получивших в науковедении название
Рассмотрение смысловых аспектов образования и развития сквозь призму человеческих ценностей - это подход
Рассмотрение смысловых аспектов образования и развития сквозь призму человеческих ценностей обеспечивает в педагогике подход
Совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей и взрослых называется
Совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования, образует
Совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине представляют собой третий уровень методологии -
Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство называется
Содержательным основанием всякого методологического знания, определяющим мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности выступает уровень методологии
Социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентаций, образуют
Социальные субъекты - участники образовательного процесса: сама система образования в целом, ее уровневые подсистемы и соответствующие институты и групповые агенты являются предметом исследования
Социология образования как отдельная научная дисциплина стала развиваться систематически
Сочетание и взаимодействие многих культурных традиций было важным источником формирования собственно ближневосточной цивилизации, стержнем которой стал
Среди общенаучных принципов познания мира, выходящих за рамки построения картины действительности в конкретных дисциплинах, все большее значение приобретает подход
Статус педагогики как самостоятельной науки впервые был закреплен трудами и авторитетом выдающегося педагога
Стремление к обеспечению сохранности и воспроизводства в обществе накопленного социокультурного опыта и его направленности на всестороннее развитие человека как субъекта различных видов деятельности, как личности и индивидуальности выражает
Существенный вклад в рассмотрение педагогического аспекта народного воспитания внес выдающийся отечественный педагог
Существование как индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я» - это центральное понятие
Сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности раскрывает наука
Теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин представляют собой второй уровень методологии -
Теоретическое и методическое исследование проблем воспитания, раскрытие и обоснованием его сущности и закономерностей осуществляет
Термин «народная педагогика» впервые был введен в произведении «Родное слово» (1864), где автор охарактеризовал русские сказки как «первые и блестящие попытки русской народной педагогики» известным педагогом
Термины «педагогика» (так назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми), «школа», что означает досуг, «гимназия» - общественная школа физического развития возникли в
Труд Г.Ноля «Педагогическое человековедение», где обосновывалась мысль о создании педагогической антропологии, которая должна представлять собой синтез различных подходов к человеку и служить в качестве теории педагогической деятельности вышел в
Усиление внимания к лицам с ослабленным здоровьем и даже с отклонениями в нем привело к созданию специальной отрасли педагогической науки -
Устойчивые связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами в обучении и воспитании выражаются в виде
Устойчивые характеристики материального и духовного бытия цивилизаций формируют базисные образовательные и воспитательные
Учение о закономерностях познавательной деятельности, направленной на решение научных задач называется
Учение о принципах построения науки, формах и способах научного познания называется
Учение о регуляции деятельности, направленной на решение конструктивных задач, разработку положительных рекомендаций и правил научной деятельности называется
Учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, признающее разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм называется
Философ, психолог и педагог, впервые поставивший вопрос о самостоятельности педагогики как науки в полном объеме и предпринявший попытку теоретически обосновать педагогику
Философия образования как отрасль педагогической науки разрабатывается главным образом в США, Великобритании, ФРГ, где действуют соответствующие научные общества, выпускаются периодические издания начиная
Философия существования, переживания человеком своего бытия в мире называется
Философское учение о закономерностях и принципах познающей активности человека называется
Философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления называется
Философское учение, отрицающее объективное научное знание и сводящее познание действительности к индивидуальному опыту человека называется
Философское учения о ценностях и об оценках в этике, исследующее, в частности, смысл человеческой жизни называется
Человек как самостоятельное и свободное существо, творчески воздействующее на объективные сферы бытия понимается в