69. Под креативностью Е. П. Торранс понимает
Автором «Группового интеллектуального теста» (ГИТ) является
Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает
Актуализируемые для выполнения определенных действий нервные центры в процессе многократного повторения образуют между собой прочные и легко проходимые связи. Такая структура связей носит название
В развитии психики человека в онтогенезе изменения могут происходить медленно и постепенно, а могут - быстро и резко. Соответственно выделяются стадии развития
В субтесте «словарный» теста Векслера от испытуемого требуется
Возможность выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден, - это показатель такого качества мышления, как
Все теории, так или иначе объясняющие движущие силы психического развития человека, можно объединить в два больших направления
Выражения детей типа «яйцовые скорлупки» являются примером
Высшие психические функции
Гейдельбергский тест речевого развития, предложенный Х. Гримм и Х. Шелер в 1978 году, предназначен для диагностики речевых способностей детей в возрасте от
Графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений, носит название
Группа тестов, предназначенных для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких, как память, внимание, воображение, речь, восприятие, носит название тестов
Детская игра, в которой ребенок, исполняя различные социальные роли, воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, сказок и рассказов, носит название игры
Для обозначения качественного своеобразия системы связей ребенка с социальной средой на каждом возрастном этапе его развития Л.С. Выготским было введено понятие
Для старших школьников ориентировочная средняя скорость чтения составляет _________ слов в минуту
Долгое время считалось (до начала XX века), что мышление может быть изучено только методом
Доступность, ориентированность на восприятие речи адресатом характеризуют такое свойство речи, как
Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях, называется развитием
Изменение или функционирование системы, сопровождающееся появлением нового качества (возникновением качественных новообразований), носит название
Изобретательность мышления называется
Индивидуально-своеобразная система используемых конкретным человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации - это
К акустическим характеристикам речи относится
К группе ведущих видов деятельности, ориентирующих ребенка на нормы отношений между людьми, относятся
К числу общих закономерностей и особенностей процесса психического и физического развития человека относится его
Каждый критический период - результат перестройки социальной ситуации развития, в основе которой лежит, с одной стороны, объективное изменение положения ребенка в системе доступных ему общественных отношений, а с другой
Количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста, называется
Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности - это качество речи
Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности характеризует такое качество речи, как ее
Концепция креативности как универсальной творческой способности приобрела популярность после работ
Краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах, носят название периодов
Метод трех слов (тест Масселона) позволяет оценить
Методика «Двойная стимуляция» Выготского-Сахарова предназначена для выявления особенностей
Методика психодиагностики личности, созданная для изучения неосознаваемых склонностей и побуждений человека и представляющая собой серию симметричных цветных пятен, интерпретация которых человеком позволяет судить о его мотивации, - это тест
Мнение о том, что воспитатель может «написать» на душе ребенка как на чистой доске все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые, характеризует представителей направления
Мыслительная операция расчленения целого на составные части, компоненты и выделение отдельных признаков, элементов, свойств, связей, отношений, сторон - это
Наглядно-действенное мышление проявляется в действии, в конкретных операциях, ведущих к достижению цели. Оно является преобладающим у ребенка в возрасте
Наиболее популярный тип речевых ошибок - это так называемые спунеризмы. Термин «спунеризм» происходит от фамилии Спунера (декана одного из оксфордских колледжей), вошедшего в историю психолингвистики благодаря
Нарушение звукопроизношения и гнусавость речи при врожденных расщелинах верхней губы - это
Нарушение звукопроизношения из-за недостаточной иннервации речевых органов, сопровождающееся неточностью и ограниченностью объема движений артикуляторов, - это
Нарушение звукопроизношения, возникающее из-за анатомических дефектов артикуляторного аппарата, либо из-за функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах, либо в результате неблагоприятных социально-психологических условий, - это
Наука, рассматривающая речевой сигнал в ряду других колебательных процессов, - это
Обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответствующего языка изучает наука
Общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой, называется
Особенность детского мышления, характеризующаяся в переходе от частного к частному, минуя общее, оперирование единичными случаями, носит название
Осознанная и сформулированная проблема представляет собой
Отечественные психологи считают, что от рождения наследуются, по крайней мере
Относительно ограниченная во времени ступень психического развития человека, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, называется
Относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее, называется
Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около
Преднамеренное построение новых образов в связи с сознательно поставленной задачей, осуществляемое с помощью волевых усилий, - это воображение
Преобразования, которые прежде всего обусловлены включенностью человека в систему разнообразных социальных связей и межличностных отношений, характеризуют развитие
Психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области), называется
Психологический механизм перехода определенного (усваиваемого) содержания из внешнего во внутренний план действий называется
Развитие таких психических функций, как восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение и изменение межфункциональных связей между ними на разных возрастных этапах характеризует развитие человека
Реакция испытуемого, когда в «Прямом ассоциативном тесте» на слово «армия» он приводит слово «солдат», является примером реакции
Речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, внутреннее проговаривание носит название
Речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление, называется речью
С помощью методики «Исключение лишнего» выявляются особенности
Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение, - это
Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение, - это
Связь в пределах одной грамматической категории (дождь - грязь, хороший - плохой) в «Прямом ассоциативном тесте» является примером реакции
Синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения - это качество речи
Скорость перестройки мыслительных процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой связана с таким качеством мышления, как
Сложные формы сознательной психической деятельности, формирующиеся у человека под влиянием жизни в обществе, воспитания и обучения, называются
Смена периодов резких качественных изменений психики периодами с постепенным накоплением количественных изменений характеризует такую закономерность психического развития, как его
Совокупность знаний, умений и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний, называется
Согласно Л.С. Выготоскому, понятия, основанные на системе наглядно-действенных связей, это понятия
Соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов - все это характеризует такую форму воображения, как
Создание образа желаемого будущего - это
Соответствие речи литературной норме характеризует такое ее свойство, как
Социально обусловленный психический процесс поиска и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза называется
Способность ученика усваивать новые знания и умения - это его
Способность человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия является отражением функции речи
Стимульным материалом в тесте Роршаха являются
Субтест «Кубики Косса» в тесте Векслера предполагает следующие действия испытуемого
Существенные структурные изменения в когнитивной области, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению, происходят в возрасте
Схема, отражающая порядок следования элементов содержания текста (иерархия предикатов) при его порождении, - это ________ текста
Тест АСТУР предназначен для диагностики умственного развития
Тест интеллекта, предназначенный для диагностики умственных способностей личности с помощью цветного и черно-белого вариантов рисунков, которые надо проанализировать и найти закономерные связи между ними, носит название теста
Требования социально-психологического норматива отражают
Увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей - все это характеризует такую форму воображения, как
Умение человека выбрать для передачи информации наилучшие языковые средства, обусловленные целью высказывания, характеризует такое свойство речи, как
Умственные действия, осуществляемые, в отличие от конкретных операций, не с предметными представлениями, а с отвлеченными понятиями, носят название операций
Устная речь как сложный динамический процесс обеспечивается одновременной и целостной деятельностью систем
Утверждение о том, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми... затем внутри ребенка», принадлежит
Утверждение о том, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска, принадлежит
Форма воображения, в которой изменяется облик действительности, отраженной в сознании, - это
Форма воображения, в которой переживаются образы при отсутствии какой бы то ни было внешней стимуляции, - это
Форма мышления, заключающаяся в отражении связей между предметами и явлениями действительности или между свойствами и признаками, - это
Форма мышления, отражающая существенные свойства и отношения предметов и явлений и выраженная в словах, - это
Функционирование органов артикуляции во время осуществления речедвижений и работу слухового анализатора при восприятии звучащей речи изучает
Характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к сказуемому, - это
Число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность, характеризует такое качество мышления, как его
Школьный тест умственного развития, разработанный отечественными психологами, состоит из
Эгоцентрическая речь выступает как
Эмоциональная насыщенность речи, богатство языковых средств, их разнообразие - это качество речи
Эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие характеризует такое качество речи, как ее