1-ый Всероссийский Съезд по психоневрологии, на котором впервые было выдвинуто требование применить марксизм в психологии, состоялся в … году (укажите год)
Автор первой русской книги по психологии «Наука о душе», вышедшей в свет в
1796 году, - это _________ (введите его фамилию)
Верны ли определения?
А) «Зона ближайшего развития» по Л. С. Выготскому - это зона обучения ребёнка, включающая в себя тот уровень задач, которые ребёнок может решить под руководством взрослого
В) «Зона ближайшего развития» по Л. С. Выготскому - это зона обучения ребёнка, включающая в себя тот уровень задач, которые ребёнок может решить самостоятельно
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Главная задача человека, утверждаемая в сборнике «Пчела», - это охранять свой ум от порабощения страстью
В) Условия совершенства ума, утверждаемые в сборнике «Пчела», - природные и деятельные
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) До начала 90-х годов ХХ века в психологической науке в России главенствовали два подхода к пониманию предмета психологии – естественнонаучный и деятельностный
В) До начала 90-х годов ХХ века в психологической науке в России главенствовали два подхода к пониманию предмета психологии – психоанализ и когнитивная психология
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Естественнонаучное направление в психологии – это направление, провозглашавшее союз с естествознанием и выступавшее с идеями строго объективного изучения явлений сознания и его функций
В) Естественнонаучное направление в психологии – это направление, предметом которого является духовная жизнь человека в виде особых переживаний, которые возникают благодаря приобщённости к ценностям культуры
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Научные направления, которые в середине 20-х годов в СССР идентифицировались с марксизмом, – это реактология и рефлексология
В) Научные направления, которые в середине 20-х годов в СССР идентифицировались с марксизмом, – это психодиагностика и психотехника
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) По А. Н. Леонтьеву, ведущий вид деятельности – это преобладающий вид деятельности в тот или иной возрастной период жизни человека
В) Моменты смены одной деятельности на другую – это и есть, по А. Н. Леонтьеву, переходы от одного периода психического развития к другому
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) По А. Н. Леонтьеву, уровни организации и преобразования деятельности – это уровень эволюции животного мира; уровень истории человеческого общества; уровень индивидуального развития человека
В) По А. Н. Леонтьеву, «сдвиг мотива на цель» - это ситуация превращения цели в мотив, то есть превращение прежнего действия в самостоятельную деятельность
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) По А. Н. Радищеву, человек – это социальное существо
В) По А. Н. Радищеву, ключ к психологии людей – это условия их общественной жизни
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) По В. М. Бехтереву, сочетательные рефлексы – это условные рефлексы
В) По В. М. Бехтереву, сочетательные рефлексы – это безусловные рефлексы
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) По И. М. Сеченову, нервный механизм психических функций – воли и мышления – это процесс торможения в головном мозгу
В) По И. М. Сеченову, нервный механизм психических функций – воли и мышления – это процесс возбуждения в головном мозгу
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) По И. П. Павлову, внутренний фактор, благодаря которому закрепляется реакция, - это потребность организма
В) По И. П. Павлову, внутренний фактор, благодаря которому закрепляется реакция, - это сигнал, ориентирующий организм в среде
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) По И. П. Павлову, предметом психологии является изолированное сознание
В) По И. П. Павлову, предметом психологии является целостное поведение
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) По И. П. Павлову, рефлекс – это жёстко фиксированная, стереотипная реакция
В) По И. П. Павлову, рефлекс – это программа действий организма, которую он может изменить в зависимости от внешних и внутренних условий
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) По К. Н. Корнилову, суть реакции – в нераздельности объективного и субъективного: она измеряется объективно, но за этим скрыта деятельность сознания
В) «Марксистская реформа психологии», проводимая К. Н. Корниловым, заключалась в изучении психических процессов в качестве реакций
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) По Л. С. Выготскому, «общая психология», с помощью которой можно выйти из кризиса, - это изложение общих проблем психологии и её основных учений
В) По Л. С. Выготскому, «общая психология», с помощью которой можно выйти из кризиса, - это система категорий и принципов, организующих производство знаний в данной области, методология научного познания
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) По Л. С. Выготскому, психические функции, данные природой, - «натуральные»
В) По Л. С. Выготскому, психические функции, данные природой, - «культурные»
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) По Л. С. Выготскому, смысл кризиса в психологии в середине 20-х годов – в исторически созревшей потребности в «общей психологии»
В) По Л. С. Выготскому, смысл кризиса в психологии в середине 20-х годов – в его разрушительной роли, в борьбе школ и направлений психологии и физиологии
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) По М. Я. Басову, деятельность – это особая структура, состоящая из отдельных актов и механизмов, связи между которыми регулируются задачей
В) По М. Я. Басову, деятельность – это особая структура, складывающаяся из динамики психических форм – гештальтов
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) По П. П. Блонскому, детское развитие – это процесс плавных преобразований в психической жизни ребёнка
В) По П. П. Блонскому, детское развитие – это резкое качественное изменение, происходящее в переломные периоды
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) По профессору П. И. Ковалевскому, развитие психической деятельности – это результат противоречий между мышлением и самочувствием, снимающихся воспитанием воли
В) По профессору П. И. Ковалевскому, развитие психической деятельности – это результат расчленения сознания человека на отдельные элементы
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) По Я. П. Козельскому, психология – составная часть теоретической философии
В) По Я. П. Козельскому, психология – составная часть практической философии
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) По Я. П. Козельскому, человек – это существо, которое раскрывается в общественной деятельности
В) По Я. П. Козельскому, человек – это существо, которое раскрывается только в своей биологической природе
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Своеобразие понимания Л. С. Выготским бессознательного заключалось в том, что он полагал его локализацию в глубинах внутренней жизни субъекта
В) Своеобразие понимания Л. С. Выготским бессознательного заключалось в том, что он полагал его локализацию в независимой от субъекта объективной организации творения искусства
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Физиологическое основание схемы психической деятельности, по И. М. Сеченову, – это саморегуляция поведения организма посредством чувствований-сигналов
В) Предмет психологии, по И. М. Сеченову, – это психически регулируемое поведение
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) «Психологические заметки» Владимира Фёдоровича Одоевского отражают вопросы о соотношении языка и чувства, языка и мысли
В) В статьях по проблемам психологии Виссарион Григорьевич Белинский утверждал, что «психология, не опирающаяся на физиологию, так же не самостоятельна, как и физиология, не знающая о существовании анатомии»
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Деятельность Л. С. Выготского была направлена на поддержание и обоснование версии о «двух психологиях»: естественнонаучной и культурной
В) Деятельность Л. С. Выготского была связана с критикой версии о «двух психологиях» - естественнонаучной и культурной – и поиском выхода из неё
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Драматический характер развития отечественной психологии в советский период связан с условиями тоталитарного режима и культивированием версии об «особом пути» марксистской психологии как «единственно верной» отрасли знания
В) До Октябрьского переворота у российской психологии не было принципиальных отличий от развития психологии на Западе и отечественная наука была одним из отрядов мировой научной мысли
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Михаил Иванович Владиславлев – противник материалистического и гегелевского методов в психологии
В) Михаил Иванович Владиславлев – сторонник материалистического и гегелевского методов в психологии
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Новая ситуация в современной отечественной психологии выводит к двум основным группам проблем, в одну из которых входят вопросы о специфике предмета психологии и природе психического
В) Новая ситуация в современной отечественной психологии выводит к двум основным группам проблем, в одну из которых входят вопросы о соотношении психологических теорий и психологических практик (психотехник)
Верны ли утверждения?
А) Основная идея работ по психологии в России 60-х годов ХIХ века выражается в том, что развитие психических качеств человека совершается с развитием их нейрофизиологической основы
В) Основная идея работ по психологии в России 60-х годов ХIХ века выражается в том, что душевная и телесная жизнь человека не имеют взаимной связи
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) По В. Д. Небылицыну, психологические свойства нервной системы проявляются в особенностях темперамента – скорости, интенсивности, темпе психических процессов и состояний
В) Неорефлексологический подход в педагогической психологии в СССР в 50-е годы сводил обучение и усвоение к ассоциациям на основе условных рефлексов или временных связей
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) По И. М Сеченову, сигнал связан и с организмом, который его воспринимает, и с внешней средой, свойства которой он различает
В) По И. М. Сеченову, действие сигнала ограничено возбуждением нервных волокон
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) По Л. С. Выготскому, обучение не должно забегать вперёд развития
В) По Л. С. Выготскому, обучение, создавая «зону ближайшего развития», ведёт это развитие за собой
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Подчёркивая особую роль и важность педагогической психологии, С. Л. Рубинштейн утверждал, что ограниченность биологизаторских концепций в психологии состоит в том, что в них утрачено понятие образования
В) Подчёркивая особую роль и важность педагогической психологии, С. Л. Рубинштейн утверждал, что она исследует предпосылки, процессы, механизмы и результаты психического развития детей в условиях их обучения и воспитания
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Решая проблему периодизации детского развития, П. П. Блонский утверждал, что процессы психического развития изменяются с развитием человечества, и может происходить появление новых периодов
В) Решая проблему периодизации детского развития, П. П. Блонский утверждал, что темпы развития детей подвержены изменениям: чем благоприятнее условия, тем выше темпы развития
Подберите правильный ответ
«Законами душевной жизни», которые сформулировал Иван Михайлов, являются следующие утверждения
«Повесть временных лет», в которой сделаны первые описания психических состояний людей, хронологически относятся к ___________ веку (введите век римской цифрой)
Александр Николаевич Радищев – представитель ___ ХVIII века
В западной психологии идею интериоризации преобразовал в своём учении
В западной психологии сеченовское понятие о торможении воспринял
В научных и религиозных сочинениях Древней и средневековой Руси решались следующие вопросы и проблемы
В первые годы после Октябрьского переворота в психологической науке в России ведущую роль играло __________ направление
В русле педологии осуществлялась работа следующих отечественных психологов и педагогов
В состав сборника «Пчела», издаваемом в средневековой Руси, входили статьи: «___»
В сочинении «О главных знамениях» ХV века были освещены следующие проблемы
В творчестве Льва Семёновича Выготского можно проследить влияние и основы
Военный врач, организовавший работу первой терапевтической клиники в России, описавший все известные психические процессы, - это
Вопросам физиологии и химическим вопросам посвящена работа Михаила Васильевича Ломоносова «___»
Выдающийся отечественный психолог и философ (1896 – 1934), автор идей о механизмах и законах культурного развития личности и идеи о «зоне ближайшего развития» - это _________ (введите фамилию учёного)
Выдающийся учёный в области проблем нейрофизиологии, основатель биомеханики в России и автор концепции физиологической активности – это __________ (введите фамилию учёного)
Гениальный швейцарский математик, физик, механик, астроном, профессор физиологии, возглавивший после П. В. Постникова кафедру анатомии и физиологии Академии Наук, - это Леонард …(введите фамилию учёного)
Георгий Иванович Челпанов – лидер ___________ направления в России второй половины ХIХ века
Глава «О возбуждении, утолении и изображении страстей», посвящённая проблемам психологии, - составная часть книги Михаила Васильевича Ломоносова «___»
Даниил Бернулли был выходцем из ___ семьи
Знакомство Петра I с голландскими исследователями-анатомами послужило к развитию в России
Идеи Ивана Михайловича Сеченова получили своё развитие в России в трудах
Из перечисленных ниже Лев Семёнович Выготский в 20-е годы ХХ века выделял следующие уровни методологического анализа
Из перечисленных ниже произведений, Даниилу Бернулли принадлежат «__»
Из перечисленных ниже работ, посвящённых проблемам психологии, Александру Ивановичу Герцену принадлежат: «___»
Из перечисленных ниже трудов Алексею Николаевичу Леонтьеву принадлежат следующие: «___»
Из перечисленных ниже учебных заведений, Пётр Васильевич Постников окончил
Из перечисленных ниже учёных первым начальником кафедры анатомии и физиологии Академии наук был
Из перечисленных ниже учёных, вопросами исследования темперамента в СССР в 40-50-е годы занимались
Из перечисленных ниже, А. Н. Радищеву принадлежат произведения: «___»
Из перечисленных ниже, Иваном Михайловичем Сеченовым было открыто следующее явление
Из перечисленных ниже, идеями И. М. Сеченова являются следующие
Из перечисленных ниже, к идеям деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна принадлежат следующие
Из перечисленных ниже, российскому философу и психологу А. И. Галичу принадлежат следующие идеи
Из перечисленных ниже, Якову Павловичу Козельскому принадлежит произведение «___»
Известный русский психолог и педагог, организатор первого в России Психологического института (по типу института В. Вундта) – это
Известный русский психолог и психиатр, организатор первой российской лаборатории и создатель Психоневрологического института – это _________ (введите фамилию учёного)
Известный русский психолог и философ, профессор, ректор Петербургского университета, утвердивший психологию в качестве ведущей дисциплины, - это
К разработкам выдающегося русского физиолога Ивана Петровича Павлова относятся
К учёным-психологам и философам, творившим в России в конце ХIХ – начале ХХ века, из перечисленных ниже относятся
К философам-психологам, стоявшим на позициях идеализма, относятся
Концепция, разработанная Львом Семёновичем Выготским, известна в истории психологии как концепция
Матвею Михайловичу Троицкому принадлежат произведения: «___»
Михаил Иванович Владиславлев – автор следующих работ: «___»
На формирование психологической мысли Древней и средневековой Руси наложили существенный отпечаток следующие факторы
Николай Николаевич Ланге – один из основоположников ____________ психологии в России
Николай Яковлевич Грот – автор следующих произведений: «___»
Николаю Александровичу Бернштейну принадлежат работы: «____»
Обвинение и разгром педологии в 30-х годах ХХ века заключалось в
Один из организаторов российской психологии (1852 – 1899), представитель Московского психологическогообщества, создатель журнала «Вопросы философии и психологии» - это учёный ___________ (введите фамилию)
Основной элемент психики, по К. Н. Корнилову, - это
Особая ветвь психологии, возникшая в начале ХХ века, получившая теоретическое оформление в работах В. Штерна, Г. Мюнстерберга, задача которой заключалась в использовании на производстве законов психологии, разработке основ профотбора, изучении закономерностей процесса труда, – это _________.
Особая наука, активно развивашаяся в России в начале ХХ века, под которой имелось в виду комплексное изучение ребёнка, охватывающее все аспекты его развития, – это __________
Особенностями взглядов Михаила Яковлевича Басова на сознание как систему взаимосвязанных психических функций являются следующие
Особенностями знака как особого регулятора психической функции, созданного культурой, по Л. С. Выготскому являются следующие: речевой знак
Отечественному психологу А. Р. Лурии принадлежат следующие работы: «___»
Отечественный психолог (1892 – 1931), пионер выделения деятельности в особую, не сводимую ни к каким другим формам жизни категорию, – это Михаил Яковлевич ______ (введите фамилию психолога)
Отечественный психолог и философ (1899 – 1960), автор принципа «единства сознания и деятельности» и основоположник субъектно-деятельностной концепции – это
Отечественный психолог Константин Николаевич Корнилов в своём учении-реактологии опирался на
Отечественный психолог, педагог и философ (1884 – 1941), считавший предметом психологии поведение, автор классификации видов памяти и идеи превращения всей психологии в социальную – это
Педология как наука о ребёнке возникла на Западе в конце _______ века (введите век римскими цифрами)
Первая физиологическая работа в России – это работа Даниила Бернулли «___»
Первоначально как психолог М. Я. Басов примыкал к ___ направлению
Первые лекции Даниила Бернулли были посвящены
Первый «великий перелом» в развитии психологической науки, произошедший в 1936 году вместе с Постановлением ЦК ВКП(б), был связан с разгромом и объявлением «лженауками»
Период существования психотехники в России и СССР – это
Петру Францевичу Лесгафту принадлежат следующие работы: «___»
По И. М. Сеченову, единственно надёжным для психологии являет(ют)ся
По М. Я. Басову, особенностями деятельности являются следующие
Предложенный Л. С. Выготским строго объективный метод психологии, разработанный им со ссылкой на «Капитал» К. Маркса – это ___________ метод
Представителями рефлексологии были
При анализе ключевых проблем психологии С. Л. Рубинштейн считал необходимым применять следующий принцип, который и являлся сквозным в его творчестве, - это принцип
Программа Ивана Петровича Павлова, обнародованная им в 1903 году, называлась «___»
Прообразом разработки марксистски ориентированной психологии в России стала
Профессор душевных и нервных болезней, развивший активную научную деятельность в Киевском и Петербургском университетах, редактор журнала «Вопросы нервнопсихической медицины» - это
Профессор Харьковского университета, основатель первого русского психиатрического журнала «Архив психиатрии, нейрологии и судебной психопатологии» - это
Психолог и философ А. И. Галич по своим воззрениям был
Развитие высших психических функций, по Л. С. Выготскому, имеет следующие особенности
Развитие отечественной психологии в 20-е годы ХХ века отличалось следующими особенностями
Расположите в хронологическом порядке научные и литературные труды Древней и средневековой Руси, иллюстрирующие процесс зарождения отечественного психологического знания (от ранних - к более поздним)
Расположите в хронологическом порядке научные и литературные труды Древней и средневековой Руси, иллюстрирующие процесс зарождения отечественного психологического знания (от ранних к более поздним)
Расположите в хронологическом порядке следующие события (от совершившихся ранее - к более поздним)
Расположите имена отечественных-психологов в хронологическом порядке (от родившихся и живших ранее - к родившимся и творившим позднее)
Расположите имена российских научных деятелей в хронологическом порядке (от родившихся и творивших ранее к родившимся и жившим позднее)
Расположите имена учёных в хронологическом порядке (от родившихся и живших ранее - к родившимся и жившим позднее)
Расположите имена учёных в хронологическом порядке (от родившихся и живших ранее - к родившимся и жившим позднее)
Расположите нижеперечисленные работы по психологии и физиологии в хронологическом порядке (от написанных ранее - к написанным позднее)
Расположите перечисленные ниже имена отечественных учёных в хронологическом порядке (от родившихся и живших ранее - к родившимся и творившим позднее)
Расположите работы Сергея Леонидовича Рубинштейна в хронологическом порядке (от написанных ранее - к написанным позднее)
Расположите работы учёных-психологов России первой половины ХIХ века в хронологическом порядке (от написанных ранее к поздним)
Расположите следующие события, важные в истории отечественной психологии, в хронологическом порядке _____________ (от произошедших ранее - к более поздним)
Расположите структурные компоненты деятельноси как особой целостности, выделенные Алексеем Николаевичем Леонтьевым, в порядке от низшего к высшему
Расположите труды Л. С. Выготского в хронологическом порядке (от написанных ранее - к написанным позднее)
Рассказы о Ветхом Завете «Толковая Палея», в которых аккумулировались взгляды на природу человека, хронологически относятся к __________ веку (введите век римской цифрой)
Российский психолог Николай Яковлевич Грот в своих исследованиях сформулировал следующее из нижеперечисленного
Русский анатом, педагог, психолог Пётр Францевич Лесгафт утверждал в своей теории следующие идеи и принципы
Русский естествоиспытатель, основоположник объективной психологии и создатель физиологической школы, автор теории о рефлекторном кольце – это _________. (введите фамилию учёного)
Русский просветитель, учёный и дипломат (1734 – 1803), посол во Франции и Нидерландах, друг Вольтера, издавший в России книгу Гельвеция, - это князь _________ . (введите его фамилию)
Русский психолог и философ (1835 – 1899), первый председатель Московского психологического общества – это Матвей Михалович ___________ (введите фамилию учёного)
Русский психолог М. М. Троицкий развивал идеи
Русский священник Иван Михайлов в своих психологических взглядах опирался на позиции
С. Л. Рубинштейн выделял следующие особенности педагогической психологии как особой отрасли
Сборник изречений из «Священного Писания» отцов церкви и учёных античности, издававшийся на Руси с конца ХII века, - это «___»
Своим учением К. Н. Корнилов пытался преодолеть конфронтацию
Советский психолог, приверженец структурного анализа деятельности и сознания, предложивший схему организации деятельности, автор работы «Деятельность. Сознание. Личность.» - это ____________ (введите фамилию учёного)
Специфика развития современной отечественной психологии заключается в следующих моментах
Среди первых научных подразделений Российской Академии наук были(а) созданы(а) кафедры (а)
Теоретические вопросы психологии российский просветитель Николай Иванович Новиков отразил в издаваемых им журналах: «___»
Труд Матвея Пеккена, в котором отражены его рассуждения о методе и «повторительные опыты» над животными и человеком, - это «___»
Трудами Михаила Яковлевича Басова являются: «___»
Школа И. П. Павлова разрабатывала понятия