_______ - в случае утомления внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым
_______ - методика направлена на выявление признаков вегетативных изменений, которые являются индикатором напряженности и степени утомления
_______ - методика предназначена для оценки субъективного актуального функционального состояния
_______ - методика предназначена для оценки тревожности как индивидуального свойства личности
_______ - при сильном утомлении возникает сонливость как выражение охранительного торможения; потребность во сне при изнурительной работе такова, что человек засыпает часто в любом положении, например, сидя
_______ - при утомлении ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль, отсутствует настойчивость
_______ - регенеративные изменении я межпозвоночных дисков возникают в результате физиологического нейроэндокринного процесса старения и вследствие изнашивания под влиянием одномоментных травм или повторных микротравм
_______ - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после нагрузок и на его основе разных степеней аутогенного погружений, при которых создаются условия для полноценного отдыха
_______ - таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе; если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста
_______ - утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации
_______ - утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает
_______ - эти дефекты также относятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа; мыслительные процессы особенно нарушаются при утомлении от умственной работы
_______ - это комплекс различных гимнастических упражнений, выполняемых с целью оздоровления и физического развития ежедневно, как правило, утром
_______ - это комплекс физических упражнений в начале рабочего дня, выполняемый для ускорения процесса вхождения в работу
_______ - это специальные 7–10-минутные перерывы в течение рабочего дня для выполнения физических упражнений с целью снятия утомления и повышения работоспособности
_______ - это физкультурные мероприятия в режиме рабочего дня
_______ адаптация означает идентификацию (отождествление) себя с избранной профессией, с социальной ролью, которую предстоит выполнять после окончания вуза
_______ адаптация означает интеграцию личности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.п.
_______ адаптация предполагает повышение уровня психической и интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения
_______ жизни студента – это определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний
_______ жизни студента – это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами
_______ направленность упражнений предполагает использование физической культуры с целью более эффективного отдыха, восстановления сил, израсходованных в процессе труда
_______ напряжение – нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизующим влиянием трудовой деятельности; это состояние психической активности – необходимое условие успешного выполнения действий
_______ не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности; снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде
_______ нервной системы – это закономерность реагирования нервных клеток либо на длительное действие раздражителя, дающего сосредоточенное в одних и тех же нервных центрах и накапливающееся в них возбуждение, либо на кратковременное действие сверхсильных раздражителей
_______ нервной системы – это свойство, связанное со скоростью возникновения, протекания и прекращения нервного процесса.
_______ нервной системы – это скорость движения, распространения нервных процессов, их иррадиации и концентрации, а также взаимного превращения
_______ нервной системы – это скорость образования условных рефлексов или способность нервной системы к научению в широком смысле этого слова
_______ связано с борьбой мотивов, выбором критериев для принятия решения
_______ сложный вид коррекции функционального состояния и работоспособности учащихся, подразумевает способность студента переходить к особому сноподобному состоянию, характеризующемуся доверием к лицу, проводящему сеанс
_______ сопровождается уменьшением производимой работы и представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Полное содержание его определяется не только физиологическим, но также психологическим, результативно-производственным и социальным факторами
_______ стадия утомления характеризуется острым переживанием утомления, которое принимает форму переутомления
_______ условий труда является одним из резервов повышения его производительности; способами ее могут быть индивидуальное регулирование, выбор одного из типовых вариантов или подбор рабочего места, задания в соответствии с индивидуальными особенностями студента
_______ учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием для организма и психики студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики.
_______ учебной деятельности – одна из областей медицинской психофизиологии, которая изучает условия и предпосылки обеспечения психофизиологического здоровья учащихся, ведущих активный образ жизни и активно занимающихся спортом
_______ чаще всего развивается в шейном и поясничном отделах позвоночника и может сочетаться с явлениями деформирующего спондилеза, характеризующегося распространенностью процесса
_______ – временное, объективно регистрируемое снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузок
_______ – комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления
_______ – напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека
_______ – напряжение, вызванное интенсивным характером интеллектуальных процессов (например, при учебной деятельности в экстремальных условиях)
_______ – напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания в частых и неожиданных направлениях
_______ – напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности
_______ – напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем, возникающее в случае трудностей в восприятии необходимой информации
_______ – напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями к концентрации и устойчивости внимания
_______ – особое состояние организма, обусловленное недостаточной двигательной активностью
_______ – отдых, необходимый для восстановления сил после трудовой деятельности
_______ – прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризуется его искривлением; деформация позвоночника ведет к многочисленным нарушениям деятельности внутренних органов
_______ – расщепление (или незаращение) дужек между суставными отростками; при такой патологии может произойти смещение тела позвонка кпереди (вперед и вниз, в полость малого таза),
_______ – студенты с высокой работоспособностью в первой половине дня; студенты встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы
_______ – студенты с высокой работоспособностью во второй половине дня; студенты наиболее работоспособны с 18 до 24 часов
_______ – форма отдыха в виде двигательной деятельности небольшого объема и интенсивности
_______ – форма отдыха после напряженной деятельности с явным преобладанием физического и интеллектуального бездействия
_______ – это накопление утомления в результате неправильного режима труда и отдыха, не обеспечивающего восстановление сил
_______ – это условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы
________ в состоянии бодрствования предполагает формирование осознанного отношения к арсеналу используемых приемов учебной деятельности с позиций их субъективной эффективности и рационального расходования сил
_______напряжение – напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения непредвиденной ситуации либо длительным напряжением прочих видов
Адаптация лиц, имеющих хронические заболевания и пониженную работоспособность в ходе учебной деятельности, должна основываться на двух принципах:
Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации; это отражается в таких важнейших компонентах, как
Анатомический поперечник мышц к 16-17 годам достигает показателей взрослого человека, рост мышц в длину продолжается до _______ лет
Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней уже не обнаруживается творческого начала. Усталый человек может выполнять такую работу относительно долго. Затем наступает другой период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения работы необходимо _______ усилие
В диагностике психофизиологических свойств используются группы методик; к третьей группе относятся методики субъективной оценки функционального состояния человека:
В диагностике психофизиологических свойств используются группы методик; ко второй группе относятся методики выявления и оценки характеристик сенсомоторных реакций:
В настоящее время накоплен обширный научный материал, доказывающий непосредственное воздействие целого ряда факторов окружающей среды на здоровье человека, а значит, и на его работоспособность; сюда относятся:
В настоящее время среди студентов близоруких примерно _______%; у девушек этот показатель выше из-за меньшей двигательной активности
В ОФЦ зона тренинга включает в себя:
В профилактике зрительного утомления и перенапряжения весьма значительное место занимает регламентация режимов труда и отдыха, особенно важна специальная _______ для глаз
В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел – головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов, а именно
В специальном учебном отделении занимаются студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, для которых противопоказана повышенная физическая нагрузка; основными критериями для включения студентов в специальное учебное отделение являются:
В ходе учебной деятельности в вузах, как правило, проводятся обследования функциональных состояний студентов. Для этой цели используется ряд тестов, позволяющих оценивать _______ состояние студентов. Это аппаратурные и бланковые методики.
Весь ночной сон состоит из _______ циклов, каждый из которых начинается с первых стадий медленного и завершается быстрым сном; каждый цикл продолжается около 90-100 мин
Влияют на состояние человека во время работы атмосферные условия:
Восстановление психической работоспособности основано на использовании возможностей восстановительной функциональной системы организма, получившей название трофотропной, действие этой системы зависит от уровня бодрствования, различают:
Впечатляют такие факты: тот, кто несколько суток подряд спал по 4 часа, находятся в состоянии, которое сравнимо с
Для близоруких студентов в занятия включаются следующие упражнения:
Для становления личности специалиста особое значение имеют:
Если говорить о духовном развитии в юношеском возрасте, то можно отметить такие характеристики, как: открытие «Я», осознание своей индивидуальности и ее свойств
Если говорить о психологических особенностях, присущих юношескому, студенческому возрасту, то нужно подчеркнуть наличие ряда качественно новых психических образований в этом возрасте; в плане мышления – это переход на уровень _______ мышления
Есть категория людей, которые плохо переносят сильную освещенность; это лица со слабым типом высшей нервной деятельности, которых _______ сравнивал с высокочувствительной фотопленкой
Занятия с нагрузками _______ интенсивности обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после чего оно постепенно затухает
Использование _______форм физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении условий учебного труда и повышении работоспособности самих учащихся
К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся:
К объективным факторам обучения относят среду жизнедеятельности, включая
К основным патологиям зрительной системы, встречающимся на студенческой скамье, относятся:
К основным свойствам нервной системы относятся:
К субъективным факторам обучения следует отнести:
К факторам риска, способствующим появлению сердечно-сосудистых, нервных и психических заболеваний, относятся также:
Медленный сон – это наиболее глубокая стадия сна, самое сильное отключение от внешнего мира; в это время возникают около _______% сновидений и именно в этой стадии возможны приступы лунатизма и ночные кошмары
Методика занятий при ожирении должна быть направлена на
Методы профилактики перенапряжения зрительного аппарата весьма разнообразны, наиболее радикальным средством оздоровления учебного труда является создание _______ оптимальных устройств считывания и восприятия зрительной информации
Многие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение; к ним относятся:
Можно выделить следующие неблагоприятные факторы, повышающие напряжение:
Мотивационная усталость - утомляемость определяется воздействием следующих факторов:
На _______ стадии утомления понижение производительности становится заметным и все более и более угрожающим, причем часто это понижение относится только к качеству, а не к количеству выработки
На _______ стадии утомления, на которой появляется относительно слабое чувство усталости; производительность труда не падает или падает незначительно
На работоспособность в учебной деятельности в определенной степени влияют:
На самочувствие оказывает влияние и изменение электромагнитного поля; в магнитоактивные дни:
Наиболее важна для психологии труда классификация состояний по уровню _______; именно этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния состояния на эффективность деятельности
Нарушение экологического равновесия, или так называемые «экологические ножницы», опасны срывом механизма адаптации человека; организм отвечает:
Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются:
Образец дневника самоконтроля, графа «Настроение до занятия»:
Образец дневника самоконтроля, графа «Объективная оценка физической нагрузки»:
Общие положения методики занятий в специальном учебном отделении при заболевании сердечно-сосудистой системы:
Одной из основных задач физического воспитания ослабленных студентов является обучение их правильному дыханию; в процессе обучения используют различные типы дыхания:
Оптимальный режим работы студентов осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств (например, компьютеров). Обстановка должна быть привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит _______ характер.
Основанием для распространенного метода психологической саморегуляции состояний – аутогенной тренировки (АТ) – служит использование приемов
Основными задачами психогигиены учебной деятельности являются: восстановление психической работоспособности, формирование благоприятного психологического климата, управление психическими состояниями, психическая _______ и активизация.
Особенностью занятий в специальном учебном отделении является большое число специальных упражнений, направленно влияющих на отдельные ослабленные системы организма. Применяются упражнения из разных видов спорта. Преимущество этих упражнений состоит в их _______ значении.
Особое внимание следует обратить на то, что обучение очень часто сводится лишь к умственной деятельности, но оно почти всегда связано с _______ напряжением, достижением поставленной цели и преодолением затруднительных ситуаций, которые также могут способствовать развитию нервного перенапряжения.
Очень эффективным средством снятия напряженности являются сеансы психологической разгрузки, включающие:
Под осанкой понимают привычную позу непринужденно стоящего человека; осанка зависит от многих факторов:
Показателем соответствия физической нагрузки подготовленности занимающегося являются также их _______ ощущения во время занятий и сразу после них
Практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов и их умственную работоспособность. Большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также _______ мероприятиям
Практический учебный материал для специального отделения имеет особенности:
При заболеваниях органов дыхания физическая культура должна быть направлена, прежде всего, на:
При заболеваниях периферической нервной системы используются преимущественно упражнения, направленные на:
При инфекционных артритах в занятие включают разновидности ходьбы, езду на велосипеде, ходьбу со снарядами (мячами, палками, гантелями и пр.) в положении сидя и лежа, подвижные игры. Противопоказаны прыжки, подскоки (многоскоки), упражнения с гантелями, гирями в положении стоя, а также плавание в _______ период.
При остеохондрозе _______ в профилактический комплекс включают физические упражнения для укрепления мышц шеи, плечевого пояса и верхних конечностей; дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, упражнения для восстановления нормальной амплитуды движений и др.
При остеохондрозе _______ занимающимся рекомендуется применять упражнения для расслабления мышц туловища и конечностей, вытяжения позвоночника для средних и крупных суставов нижних конечностей, для мышечного корсета, массаж спины, поясничной области
При остеохондрозе _______ применяются упражнения для укрепления мышц спины, растяжения длинных мышц и мышц брюшного пресса, упражнения в разгибании позвоночника и грудного отдела, в сведении лопаток, смешанные висы, растяжение позвоночника на наклонной плоскости, массаж спины и грудной клетки и др.
При отсутствии достаточной дозы ежедневных мышечных движений происходят нежелательные и существенные изменения _______ состояния мозга и сенсорных систем
При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны:
При экзогенном типе ожирения занятия должны быть длительными, в них должны использоваться:
Принцип индивидуального регулирования может быть применен при рационализации освещенности рабочего места. Уровень освещенности не только определяет скорость и точность восприятия. Свет является также _______ фактором производственной среды, оказывающим влияние на настроение работающих.
Приспособительно-компенсаторные механизмы, выработанные в процессе эволюции, с трудом справляются с новыми условиями действительности, возникает дисгармония между _______ и учебно-трудовыми, социальными ритмами
Проблемы утомления издавна привлекали к себе внимание исследователей, в том числе физиологов и психологов труда. Объясняется это их чрезвычайной практической _______: утомление является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на производительность труда и учебной деятельности.
Проведенные исследования позволяют рассмотреть варианты проведения занятий в экзаменационный период; _______-й вариант – два занятия в неделю по 45 мин по возможности после экзамена: общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры
Проведенные исследования позволяют рассмотреть варианты проведения занятий в экзаменационный период; _______-й вариант – два занятия в неделю по 45 мин упражнения на внимание – 5 мин., общеразвивающие – 10 мин, подвижные и спортивные игры – 25 мин., дыхательные упражнения – 5 мин.
Проведенные исследования позволяют рассмотреть варианты проведения занятий в экзаменационный период; _______-й вариант – ежедневные занятия по 60-70 мин умеренной интенсивности, в содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения
Проведенные исследования позволяют рассмотреть варианты проведения занятий в экзаменационный период; _______-й вариант – занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов (90 мин); содержание – плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения
Проведенные исследования позволяют рассмотреть варианты проведения занятий в экзаменационный период; _______-й вариант – отличается комплексной организацией ЗОЖ студентов в экзаменационный период; охватывает четкую регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе
Психологию коллектива, сложную совокупность внутриколлективных социально-психологических явлений в литературе часто определяют как _______ микроклимат
Распространение получили методики АТ в спортивной практике, как правило, применяемые в комплексе с другими приемами активного воздействия на состояние; большую популярность получила психорегулирующая тренировка, разработанная
С точки зрения психологии, утомление – это своеобразно переживаемое психическое состояние, которое включает в себя следующие компоненты:
Сколиозы бывают врожденными и приобретенными (_______); они представляют собой боковое искривление позвоночника и делятся на простые и сложные
Сон является физиологической потребностью организма, потребностью, обусловленной сложными _______ процессами
Соотнесите степень переутомления и профилактические мероприятия по его предупреждению характеристики (по К.К.Платонову)
Соотнесите степень переутомления при вегетативных сдвигах и их краткие характеристики (по К.К.Платонову)
Соотнесите степень переутомления при проявлении ранее отсутствовавшей усталости (при умственной нагрузке) и их краткие характеристики (по К.К.Платонову)
Соотнесите степень переутомления при расстройства сна и их краткие характеристики (по К.К.Платонову)
Соотнесите степень переутомления при снижении работоспособности и их краткие характеристики (по К.К.Платонову)
Соотнесите степень переутомления при снижении умственной работоспособности и их краткие характеристики (по К.К.Платонову)
Соотнесите степень переутомления при эмоциональных сдвигах и их краткие характеристики (по К.К.Платонову)
Соотнесите степень утомления внимания и внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А.Косилову)
Соотнесите степень утомления движений и внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А.Косилову)
Соотнесите степень утомления интереса к новому материалу и внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А.Косилову)
Соотнесите степень утомления позы и внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А.Косилову)
Состояния человека в трудовой деятельности классифицируют по признаку длительности: состояния
Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения, можно рекомендовать следующие:
Студенческий труд характеризуется дефицитом мышечных усилий и высоким уровнем _______ напряжения
Существует своеобразный «календарь» болезней, характерных для средних географических широт северного полушария. Соотнесите заболевания и времена года (месяцы)
Труд в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью; для студента – это:
Трудности обучения в вузе связаны с рядом обстоятельств студенческой жизни, который можно назвать неприспособленностью студентов к обучению в вузе; в числе причин такого явления наиболее значительные следующие:
У студентов в ходе учебной деятельности наиболее часто встречаются несколько групп заболеваний:
Умственная работоспособность – это способность человека к выполнению умственной работы, связанной с основными операциями мышления в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности:
Усталость, по определению _______, чуткий «натуральный предупредитель о начинающемся утомлении»; усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, непонимании ее значения, неудачах в ней
Утомление и должно рассматриваться, по меньшей мере, с трех сторон: со стороны
Учеба в вузе требует значительного нервного напряжения и минимальных мышечных затрат. Это приводит к понижению у студентов _______ тонуса, слабости мышц брюшного пресса, спины и ног, а в рабочей позе с наклоном вперед – к ослаблению функций органов дыхания, кровообращения, пищеварения, нарушению зрения.
Учебная деятельность имеет общие и специфические характеристики. К общим характеристикам относятся условия труда и _______ состояния, возникающие в ходе трудовой деятельности в целом. К специфическим характеристикам относится характер труда: физический, умственный, смешанный, творческий и т.д.
Учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся противоречия между
Учебное время студентов в среднем составляет _______час в неделю (включая самоподготовку)
Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда; здесь существует несколько периодов работоспособности. Соотнесите периоды с их суть
Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем физиолога _______, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие
Физические упражнения в воде оказывают интенсивное разностороннее действие на организм, а именно: на
Чередование умственных и физических нагрузок помогает в