"Трудного" характеризует пассивное сопротивление воспитательному воздействию со стороны школы, семьи:
"Я-концепция" личности подростка оценивается как: а) положительная: нравлюсь; способен; защищен; б) отрицательная: не нравлюсь; не способен; не защищен; в) аномальная: эгоистическая; агрессивная; ожесточенная:
В воспитании социально запущенных подростков необходимо основное участие специальных профилактических служб и ресоциализирующих центров:
В зависимости от природы, источника и характера нарушений выделяются типологические группы дезадаптированных "трудных" детей и подростков:
В психологии давно уже сложились единое понимание понятия "трудный ребенок", единый подход к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития:
Диагностическая карта "трудного ребенка" включает такие блоки информации, как: сопротивляемость педагогическим воздействиям; уровень социально ценного жизненного опыта; "Я-концепция" личности; отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам; уровень самоуправления поведением:
Для "трудного" ребенка характерна его абсолютная автономность, независимость от уличной субкультуры:
Для получения диагностических данных с целью составления эффективной коррекционной программы по отношению к трудным подросткам целесообразно использовать преимущественно методы:
Изучение контактности ребенка с классным коллективом, его отношений с большинством педагогов, реакций на педагогические требования, податливости педагогическим воздействием позволяет, прежде всего, выявить его:
Изучение опыта и характера общения подростка с людьми, опыта участия в различных видах деятельности, требовательности к себе при неудачах позволяет, прежде всего, выявить его:
Изучение того, как долго и качественно может ребенок трудиться в области, которая его интересует, насколько быстро утомляет его однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность позволяет, прежде всего, выявить его:
Источниками отклоняющегося поведения являются деформация глубинных психологических структур или ограничения ресурсов - внешних (ситуация не способна обеспечить необходимые средства) и внутренних (подросток не знает, что преследуемая цель может быть достигнута социально приемлемым путем):
К типичным ошибкам семейного воспитания относятся: непосильность предъявляемых к учащимся требований, их перегрузка; устойчиво негативная оценка результатов их деятельности; несоблюдение дифференцированного подхода в учебно-воспитательной работе:
Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов:
Набор вполне определенных типических и социальных качеств подростка, связанных с ожиданием от него общественно опасного или неодобряемого поведения раскрывает понятие ребенка:
Организованный социально-педагогический процесс восстановления заново социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков, носит название:
Особо одаренный учащийся может вызывать серьезные затруднения у педагога самостоятельностью своего мышления, неприятием привычных, трафаретных решений, склонностью к спорам, возражениям:
Оценка отношения трудного подростка к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам должно учитывать его требовательность к себе и самокритичность:
Оценка уровня социально ценного жизненного опыта предполагает изучение того, как долго и качественно может ребенок трудиться в области, которая его интересует, насколько быстро утомляет его однообразная и неинтересная для него, но важная коллективная деятельность:
При составлении реабилитационной программы необходимо учитывать, что в качестве главных профилактических и коррекционных мер для групп подростков с патогенной дезадаптацией выступают воздействия:
Причинами трудностей в усвоении знаний могут быть мотивационная незрелость ребенка, сенсорные проблемы, логопедические нарушения:
Процесс ресоциализации обычно состоит из трех этапов: а) диагностики; б) составления реабилитационной программы; в) ее реализация:
Распространенным мнением родителей является тезис о том, что главным воспитателем детей является школа, а в плохой успеваемости ученика виноват учитель:
Ресоциализация "трудного" подростка в первую очередь должна быть связана с заменой института социализации:
Системный подход к преодолению трудновоспитуемости предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, обучение методике самостимуляции положительного поведения:
Сопротивление воспитательному воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая дефекты умственного и физического развития, педагогические просчеты, затрудненную социальную адаптацию, носит название:
Сопротивление ребенка воспитательному воздействию может проявляться как следствие педагогических просчетов:
Та непосредственная среда, в которой протекает общение подростка и реализуются основные потребности его возраста и которая выступает в качестве референтной группы, называется социализации:
Типичным следствием трудного младшего школьного возраста являются грубость, невыдержанность, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими, копирование взрослых привычек:
У "трудного" весьма затруднен процесс формирования самосознания. Он либо не способен к реальной критической самооценке своего поведения, либо оценивает себя с позиции своей неформальной группы, либо пользуется различными приемами психологической защиты: