В психопрофилактике выделяют два уровня:
Выбор целей и направленности коррекции определяется пятью основными принципами:
Задача психодиагностики - дать информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает:
Конфликтная фаза по своему содержанию - попытка выявить в собственном поведении содержательные элементы взрослости, соединить замысел собственного взрослого действия с его реализацией:
На этапе рефлексии у ребенка возникает отношение к мере своих собственных возможностей, способностей, возникает рефлексивное отношение к искомой взрослости:
Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника:
Основное направление коррекционной работы - целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки ребенка в различных сферах предметной действительности и межличностных отношений:
Особенность отношения детей к взрослым - ребенок демонстрирует взрослому свою "взрослость", подчеркивая тем самым свою возросшую самостоятельность:
Поведение в критические возрасты - внешняя картина пробующего действия:
Поведение подростка находится в обратной зависимости от его представлений о себе другом, взрослом:
Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему:
Психопрофилактика - специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства:
Рефлексия - способность субъекта оценивать свои формы психической активности и соотносить с ними факты перцепции и выводы мысли:
Самостоятельность - реакция, при которой ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого:
Согласно взглядам, предложенным К. Н. Поливановой, в возрастном развитии ребенка возникает момент, когда он должен обнаружить для самого себя новые способности, которыми уже латентно (скрыто) обладает:
Стремление к общению со сверстниками становится особенно интенсивным и оказывает наибольшее влияние на развитие личности подростка в 10-12-летнем возрасте:
Чем больше у взрослеющего человека сфер (мест) общения и продуктивной деятельности, тем благополучнее прогноз разрешения подростковых возрастных кризисов: