В культурно-исторической теории критический возраст предстает необходимым моментом развития, точкой диалектического возврата, а в теории деятельности кризис отвергается:
В основе теории Ж. Пиаже лежит представление об исходной активности детского организма, врожденной потребности в познании и действии:
В рамках деятельностного подхода основными характеристиками возраста выступают место ребенка в системе общественных отношений и ведущая деятельность:
В рамках отечественной психологии психическое развитие ребенка можно представить как процесс присвоения культурно-заданных средств овладения собой и видения мира или как процесс становления высших психических функций:
Л. С. Выготский вводит теоретическое представление о двух типах возрастов - критическом и стабильном:
Л. С. Выготский выделяет одну определяющую характеристику социальной ситуации развития: объективную - среду:
Оптимальным для развития личности, по А. Маслоу, является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждении во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания:
По А. Н.Леонтьеву, кризис - свидетельство не совершившегося своевременно перехода:
Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях:
С точки зрения бихевиоризма воздействия социальной среды формируют человека и являются источником его психического развития:
С точки зрения Д. Б. Эльконина, деятельность ребенка внутри систем "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый" представляет собой единый процесс, в котором формируется личность ребенка:
С точки зрения К. Н. Поливановой, момент преодоления противоречия - обязательный элемент развития и описывается как акт развития:
С точки зрения психоанализа развитие психики - приспособление, адаптация к окружающей среде:
С точки зрения Э. Эриксона, развитие личности заканчивается в детстве:
С точки зрения Э. Эриксона, среда, культура и социальное окружение ребенка оказывают огромное влияние на развитие личности:
Структура возрастного кризиса представляет собой предкритическую и собственно критическую фазы:
Теория Д. Келли подчеркивает познавательный аспект в содержании структуры личности и ее отношений с миром: