Анализ интонационных единиц сходен с анализом морфем или слов со связанным абстрактным значением:
В любом функционально ориентированном описании наименее значимой единицей считается ядерный тон:
Выделяют составные тоны, к которым относятся разделенные нисходяще-восходящий тон (падение + подъем), восходяще-нисходящий тон (подъем + падение), а иногда даже такие конфигурации, как нисходяще-восходящий + восходящий или восходяще-нисходящий + нисходяще-восходящий тоны:
Значение коммуникативного типа приобретается мелодической структурой только при отсутствии других средств его выражения:
Изучение интонации с точки зрения ее роли в тексте является сравнительно новой областью интонологии:
Исходной единицей интонационного анализа американские исследователи считают высотный уровень, который они называют интонационной (мелодической) фонемой:
Мелодическая конфигурация фразы представляет собой целостное образование, состоящее из линейных отрезков, каждый из которых имеет свое функциональное предназначение:
Мелодическая структура передает непосредственно значения коммуникативного типа:
Набор средств для формирования фоностиля неслучаен: он подчинен цели, которую преследует говорящий, и многим другим факторам:
Наличие во фразе оценочной лексики не означает, что именно она конкретизирует значение мелодической модели:
Общее эмоционально-модальное значение тона может быть представлено как синтез значения завершенности/незавершенности (уровень конца тона) и заинтересованности/незаинтересованности (уровень начала тона):
Регистр и диапазон способны передавать только эмоционально-модальные значения:
С точки зрения описываемых подходов конкретные фонетические реализации высотных уровней многочисленны, разнообразны и зависят от сегментного контекста:
Собственно тональные различия (оппозиции нисходящего, восходящего и т. д. тонов) начинают играть различительную роль во фразах, содержащих только одну синтагмы:
Фоностилистическая функция состоит в способности мелодии и интонации в целом различать стили и разновидности устной речи: