, Автором «Философского исследования о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» является английский эстетик
Абсолютная идея составляет сущность природы, общественной жизни и всех ее проявлений. Эстетическое тоже абсолютная идея на определенном этапе ее развития. Высшим этапом развития идеи является абсолютный дух, создающий все формы общественного сознания. На этом постулате строится эстетическая концепция
Абсолютно во всех областях природы, человеческой жизни, во всех видах и жанрах искусства мы можем найти
Автор диссертации «Эстетическое отношение искусства к действительности»
Автор концепции о существовании суждений двух видов - логических и чувственных (логические формируются из отчетливых представлений и называются суждениями разума, а чувственные - из смутных и называются суждениями вкуса)
Адекватное отражение действительности в искусстве, глубокое раскрытие сущности изображаемых явлений с позиций эстетических идеалов называется
Академизм требовал от художника
Альберти считает чувство красоты
Анализируя эстетические категории, Кант четко определяет их иерархию
Английские просветители исходят из природы и ментальности современного им человека и отстаивают принципы
Английский просветитель Вильям Хогарт основным признаком красоты называл гармоническое сочетание единства и многообразия, примером которого является
Английский просветитель Хатчесон считал, что причиной, когда человек питает отвращение к прекрасному предмету и расположен к уродливому, является
Английский просветитель, разработавший теорию влияния обычая и моды на наши суждения о прекрасном во всех его проявлениях
Античная эстетика достигает своего наивысшего расцвета в
Аристотель считает источником эстетического удовольствия при восприятии произведений искусства
Ассоциативный процесс, в котором выявляются не естественные законы развития явления, а его связи с человеком, его значение для человека, называется
Бесконечное многообразие эстетических вкусов Иммануил Кант объясняет тем, что ощущения приятного и неприятного основываются на
Более известный как поэт, эстетик, считавший Вселенную мыслью Бога, а законы природы - знаками, которые конструирует одно мыслящее существо, чтобы сделать себя понятным другому существу
В XIX веке категориальное значение приобретает понятие
В «Критике чистого разума» И. Кант исходил из того, что«вещь-в-себе»
В античном обществе среди актуальных видов искусства не было
В изобразительных искусствах непосредственно выражается
В искусстве результатом художественного творчества выступает
В искусстве сущность, необходимые стороны и связи действительности отражаются в форме
В истории искусства не является воплощением возвышенного
В комическом как противоречии всегда присутствуют два противоположных начала
В литературных произведениях опосредованно выражается
В основе эстетической деятельности лежит
В отношениях эстетической целесообразности природная, техническая, экономическая, политическая и другие виды целесообразности
В первобытном обществе зарождаются эстетические
В первобытном обществе искусство было
В период предфилософии (например, у Гомера и Гесиода) рациональные мысли причудливо переплетаются
В понятии красоты субъективное не искажает объективного, а сливается с ним, образуя
В прекрасном соотношение качества и количества имеет вид такого соответствия, которое принято называть
В процессе развития эстетики как науки ее предмет
В процессе разнообразной практической деятельности и общения с окружающими происходит ___________ личности
В процессе создания первобытным человеком изображений, необходимых для передачи представлений о действительности, формируются
В процессе художественного творчества и восприятия искусства воспитание, познание, передача опыта, предвосхищение и суггестия осуществляются через
В процессе целеполагающей деятельности человека конкретно-чувственные проявления объективной закономерности, соотносясь с потребностями и интересами человека, с его духовным миром, порождают различные формы эстетического сознания и потребность в
В России первопроходцем в области семиотики стал
В ряд специфических признаков содержания художественного произведения не входит его
В системе эстетических категорий антиподом прекрасного является
В современном обществе актуальными являются
В средние века актуальным видом искусства можно назвать
В Средние века в проблеме происхождения прекрасного господствовала концепция
В том, что эстетическая деятельность пронизывает все сферы деятельности человека, проявляется принцип
В трактате «Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного» И. Кант заявил, что выступает в данном случае не философом, а
В требовании рассматривать предмет многосторонне, раскрывать его многомерность и сущность в чувственно-воспринимаемой форме, способной возбудить у человека эмоционально-личностное отношение и к единичному, и к общему, и к существенному, выражается принцип
В эпоху Возрождения актуальными видами искусства являлись
В эпоху Просвещения актуальными видами искусства были
В эстетике метакатегорией является понятие
В эстетическо-идеологическом отношении происходит сопоставление существенных качеств и всеобщих связей
В эстетическом освоении действительности следует различать эстетическую деятельность, составляющую момент материального и духовного производства и практических отношений, и
Вербальный вид искусства, эстетически осваивающий мир в художественном слове, называется
Взаимодействие понятий, чувственных образов, эмоций, стремлений человека, которое преодолевает шаблоны восприятия, и, пробуждая ассоциации в сознании человека, отражает мир целостно, называется
Взаимодействие противоположностей, их функционирование внутри органической целостности называется
Взаимодействие человека и объективной действительности переживается, оценивается и мыслится сугубо индивидуально, с точки зрения отношения к исторически детерминированным эстетическим идеалам - так определяется специфическая особенность
Вид изобразительного искусства, отображающий действительность средствами объемных пластических образов и пространственных форм, - это
Вид искусства, который наиболее полно удовлетворяет социально-эстетические потребности своей эпохи, называется
Вид искусства, наиболее объемно выполняющий роль исторической трансляции, называется
Виды искусства не могут быть
Возвышенно-приподнятое, приближенное к идеалу, изображение человеческих характеров и поступков называется
Возвышенное воплощает в себе количественные свойства предмета, поэтому понятие возвышенного применяется в сфере
Воздействие искусства на сознание человека, на его мировоззрение и процесс формирования личности осуществляется благодаря
Возможность соединения, установления связей между разными психическими явлениями называется
Вольтер был убежденным
Вольтер считал особенно многообещающим видом искусства, который не только воспитывает людей, но и объединяет их, делает общительными
Вопрос об антропологических корнях зла, о самоценности и этическом фундаменте личностной свободы поставил русский писатель
Воспринимая произведения искусства, человек присваивает
Временное господство эстетического вкуса в отношении эстетических объектов и эстетических аспектов явлений, которое характеризует явления поверхностно, называется
Временной вид искусства, который выражает посредством звуков эмоциональные переживания и окрашенную чувством идею, - это
Временной вид искусства, эстетически осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей, называется
Все типы художественного творчества сопровождает и комментирует вербальный знак, который называется
Всеобщая категория художественного творчества, средство и форма основания жизни искусством называется
Выбор материала для конкретного произведения искусства не определяется
Выбор первичного, начального основания как элемента оценки предопределяется
Выделившись в качестве самостоятельных эстетических категорий, трагическое и комическое нашли наиболее четкое и чистое выражение в
Выполнение искусством в обществе гедонистической функции не предполагает
Высшая ступень формирования стиля называется _______ стилем
Высшая форма организации научного знания и самая организованная сфера эстетического сознания называется эстетической
Высшая форма организации эстетического научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, называется эстетической
Высшей степенью прекрасного в человеке и обществе при неполной его воплощенности в реальной действительности, мы можем считать возвышенным
Гегг как форма комического возникает
Гегель не считает смерть уничтожением. Существу, подавленному инстинктом самосохранения, он противопоставляет человека, способного жертвовать ради высших целей, поскольку его освобождает от рабского сознания умение
Гегель считал, что дух, содержание, превалирует над формой в
Гераклит первым поставил вопрос о характере восприятия прекрасного, прекрасное постигается
Гераклит Эфесский считал, что основа прекрасного
Главной добродетелью Монтескье считал любовь к
Глубокое, страстное чувство художника, которое обладает огромной силой заразительности, принято определять понятием
Граница между материально-физическим планом и духовно-ценностным объектом эстетического восприятия в произведении искусства
Гуманисты рассматривают разум
Гуманисты, отстаивая представление о моральной активности и познавательной деятельности человека, основанных на его свободе и «универсальности», «мерой вещей» считали
Д. Дьюи был представителем
Действительность в ее эстетическом богатстве, в ее общечеловеческой ценности, преломляясь сквозь личность художника, предстает как
Дени Дидро из тезиса о влиянии искусства на моральный облик людей выводит требование: искусство должно
Дени Дидро исходит из того, что способ типизации предполагает
Дидро вкладывает в понятие «натура» следующее
Для обозначения субъективно-оценочной, эмоционально-идейной стороны содержания художественного произведения не используется понятие
Для оценки безобразного, низменного и отвратительного, имеющего место в действительности, главным критерием является
Для произведения искусства не характерно
Для удовлетворения эстетических потребностей, для выявления антропологической сущности человека в контексте окружающего мира человек создает
Доминантный эмоциональный смысл целостного художественного произведения называется
Древнегреческая эстетика была частью
Древние египтяне трактовали природу прекрасного
Дуалистическое направление в современной эстетике, исходящее из философских взглядов Фомы Аквинского
Если высказывание должно быть понято человеком, то знак должен
Если ценность - это один полюс в системе объективно-субъективных отношений, то вторым полюсом будет
Живописи как виду искусства предшествовала
Закономерное построение тождественных и аналогичных компонентов через равные и соизмеримые интервалы в пространстве или во времени называется
Закономерным проявлением единого исторического детерминированного процесса развития культуры является, например, приход на смену античному искусству
Знак более высокого смыслового наполнения и более широкого предметного значения, чем обычные знаки, строящие образ, является
Знак в искусстве мы можем рассматривать как
Знак по отношению к художественному тексту является
Знак, который находится с объектом в естественной, реально существующей в природе связи и с необходимостью предполагает соприсутствие обозначаемого объекта, называется
Знак, который предупреждает читателя, зрителя о характере произведения, дает возможность духовно подготовиться к восприятию, называется
Знаки художественной культуры по своей обращенности к человеческим чувствам, по сенсорному воздействию делятся на ряд типов, среди которых нет знаков
Знаки, обладающие сходством с обозначаемым объектом, дающие о нем конкретное-чувственное представление (передающие внешние очертания объекта, его облик), называются, по Ч. Пирсу
Знаковая система, выходящая на уровень предметно-смыслового содержания, называется
И в жизни, и в искусстве сфера действия трагического и комического по сравнению со сферой прекрасного и возвышенного
И в теории познания, и в этике, и в эстетике И. Кант стремился обосновать
И. Кант определяет то, что «безусловно велико» или то, «в сравнении с чем все другое мало», то, что при восприятии сначала вызывает торможение жизненных сил, а лишь потом способствует их сильному проявлению, как эстетическую категорию
И. Кант утверждал, что возвышенное может содержаться только
Идеал - это не только отражение действительности, но и отражение действенной стороны человеческого познания, как доминирующий мотив, то есть
Идеальный человек, герой, по мнению Винкельмана -
Идея, в которой исключительную роль играет эмоциональное отношение к миру, боль, радость, отвержение и принятие, обычно выражается в
Известные представители эстетики интуитивизма - основоположники этого учения
Излюбленный метод немецкой эстетики конца XVIII - начала XIX вв.
Изображение и воплощение в искусстве острой борьбы, столкновения противоположных интересов, идей, действий, характеров называется художественным
Изображение на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим воображением художника, называется
Иконоборцы отстаивали позицию, согласно которой
Имея знаковое происхождение, знаковую выраженность, сам по себе художественный образ
Имея чувственный фундамент и гармоничность наших отношений с объектом, мы интуитивно можем познавать предмет и сопоставлять его с эстетическим идеалом на __________ уровне осознания
Имя одного из титанов Возрождения, советовавшего художникам «подстерегать» красоту природы и человека, наблюдать их в те мгновения, когда красота наиболее полно выявляется в них
Имя ученого, признававшего ценность искусства как такового, не в связи с религиозным содержанием, поскольку нравится нам как раз красота изображения, а не его соответствие архетипу
Имя философа, постоянно боровшегося с чувственностью своего эстетического сознания и считавшего Бога высочайшим художником, истиной всякой красоты и самой величайшей красотой
Иногда явления природы кажутся нам прекрасными независимо от их структурных особенностей. Это бывает тогда, когда
Иоганн Иоахим Винкельман духовную красоту, творимую разумом называет
Искусственно построенные знаки, несущие развернутую информацию, обобщенно преподносящую целую систему понятий, находящиеся с объектом в ассоциативной связи, называются
Искусство - зеркало, которое художник держит перед природой. Так считали
Искусство выявляет сущность не только настоящего, но и будущего, основные тенденции отношения людей к миру, поэтому оно выполняет функцию
Искусство доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника. Тем самым, оно выполняет в обществе функцию
Искусство и теория истолкования текстов называется
Искусство как форма анализа реального мира выполняет функцию
Искусство не бывает
Искусство обобщает индивидуальный опыт отношений и индивидуализирует общий, выполняя функцию
Искусство является одной из форм
Искусство является средством познания, поэтому искусство выполняет в обществе функцию
Искусство является эстетической деятельностью, и это обусловливает функцию
Искусство, воздействуя на мысли и чувства людей, формируя целостную личность, выполняет в обществе функцию
Искусство, по мнению Шиллера, должно изображать
Исследуя категорию прекрасного, Кант, прежде всего, ищет
Исторически конкретное явление, напрямую связанное с эстетическим идеалом, в котором воплощаются представления личности о прекрасно-должном, мы можем назвать эстетическим
Исторически сложившиеся формы искусства, его основные структурные и классификационные единицы называются
Источником общечеловеческого, интернационального в искусстве является
К материалу искусства не относится
К материалу искусства не относится
К общим закономерностям проявления эстетической окраски содержания произведения искусства не относится
К особым сращениям формы и содержания художественного произведения не принадлежит
К специфическому языку живописи не относи(я)тся
К художественному языку поэзии не относится
Как правило, понятийное начало присутствует в художественном мышлении в скрытом виде. Явно оно проявляется в
Как только мощное, масштабное явление природы втягивается в систему общественных отношений, оно становится
Кант определяет творческую деятельность человека как свободную, подобную игре, приятную в сфере
Кант подчеркивает, что прекрасное в природе есть прекрасная вещь, прекрасное в искусстве - прекрасное представление о вещи. Однако для воспроизведения, для создания прекрасного мало представлять предмет применительно к удовольствию или неудовольствию, нужна еще одна способность
Кант утверждает, что в сфере эстетических суждений роль априорной формы играет принцип
Катартическо-компенсаторное действие искусства не предполагает аспекта
Качеством, не присущим художественному произведению, можно назвать
Классицизм нашел наиболее типичное выражение в (во)
Классицизм оформился как направление в художественной культуре европейских стран в
Классицисты считали прекрасным
Классические художественные произведения, имеющие общечеловеческую значимость
Ключевым понятием эстетики В.С. Соловьева стало введенное (ая) им
Когда мы видим в предмете нечто, не соответствующее нашим идеалам, противоречащее им, предмет нам кажется
Когда мы говорим, что предмет красив, мы обозначаем
Когда мы получаем чисто чувственное удовольствие от восприятия предмета органами слуха или зрения, мы находимся на _____________ уровне осознания
Комическое всегда выражает
Конкретно-чувственные средства называются
Конкретное последовательное изображение движений не только физического, но и внутреннего, духовного плана, мыслей и чувств в произведении искусства называется
Концентрированный эстетический опыт человечества в целом передается личности посредством
Концепцию о том, что искусство подражает чувственным вещам, которые являются отражениями идей, поэтому оно не только лишено познавательной ценности, но и препятствует познанию сущего мира, обманчиво, лживо и приносит вред, создал
Концепция о том, что прекрасное не может существовать как абсолютное свойство предметов и явлений, оно раскрывается лишь в отношении и совпадает с целесообразным и добрым, а относительность прекрасного определяется соотношением предмета с целями человеческой деятельности, принадлежит
Красота - это ценностное отношение между
Кризис эпохи Возрождения характеризовался в искусстве господством
Материально-физическую основу художественного творчества называют
Материальное явление, выступающее в качестве представителя какого-то предмета, конкретно-чувственной основы мысли, называется
Мелодичное и ритмичное движение человеческого тела, раскрывающее характеры людей, их чувства и мысли, - это
Методом эстетической теории является
Механизм индивидуального присвоения общественно-исторического опыта человечества, усвоение этого опыта как личностного сознания регулируется
Мнение о том, что искусство выполняет свое назначение только тогда, когда оно ставит и решает нравственные проблемы, выступает в качестве средства нравственного воспитания человека, принадлежит
Многозначность художественного содержания не может
Монтескье утверждал, что душа «любит» порядок, разнообразие, симметрию, контрасты, неожиданность, т.е. условия, которым более всего отвечает
На формирование художественного языка не оказывают существенного влияния
Наиболее полно и последовательно нашло свое отражение просветительское движение во Франции в творчестве
Найти реальные основания возвышенного, привести его к земной основе стремился
Направление в современной эстетике, «отрицающее» и «преодолевающее» реальность, противопоставляющее эстетическое отношение к миру иструментально-практическому и считающее его формой «свободы сознания», называется
Направление в современной эстетике, которое сделало предметом своего рассмотрения формы языка и попыталось осуществить анализ знания через возможности выражения его в языке, называется
Наслаждение, которое искусство доставляет людям, делая их сопричастными творчеству художника, называется
Насмешка над тем, чему люди привыкли поклоняться, как особый вид остроумия во Франции получил название
Научное мышление, возвысившееся до историко-теоретического уровня, предполагает
Научное познание стремится установить взаимоотношения
Научное понятие отличается от художественного образа
Начальная, чувственная ступень познания эстетического объекта называется
Нельзя назвать одной из форм комического
Нельзя сказать, что в художественном произведении
Немецкий просветитель Готхольд Эфраим Лессинг считал, что искусство часто приносит красоту в жертву высшим целям, а главным законом его можно назвать
Немецкий романтик, философия которого более поэзия, чем наука, объявивший своими основными принципами религиозную мистику, учение об интеллектуальной интуиции как единственном способе постижения абсолютного, культ гениальной личности и конструирование как основной метод философствования
Неоднократно воспроизводимые искусством аналогичные социально-психологические коллизии, характеры и переживания, ставшие принадлежностью жанра или почерпнутые из арсенала мифологии, относятся к теме
Неосвоенные мощные силы природы выступают для человека
Неофрейдизм считает основой художественного творчества
Никакое познание невозможно без своего инструмента, которым является
Нормы, не предписывающие определенное отношение к действительности, а выступающие в виде моделей, определяющие границы эстетического отношения, называются эстетическим
Образец гармонического развития личности, необходимый для медленного, спокойного превращения искалеченного человека в идеального гражданина, Шиллер видит в
Образное мышление в широком смысле слова отличается от художественной образности
Общая теория, исследующая свойства знаковых систем, называется
Общей закономерностью искусства является
Общественно-историческая практика является причиной появления
Объединение различных видов искусства в рамках единого художественного произведения называется
Объект и предмет любой науки соотносятся
Объективизацией системы художественных представлений мы называем
Объективные эстетические свойства действительности являются жизненной основой
Объектом эстетического отношения может быть
Один из крупнейших теоретиков английского Просвещения, философ и моралист Антони Эшли Купер Шефтсбери был
Одна из важнейших особенностей эстетики эпохи Возрождения
Одним из признаков любого художественного произведения можно назвать
Одним из уровней художественного образа не является _______ уровень
Одно из направлений развития мировой художественной культуры в его национальном варианте, отраженная в трудах Феофана Прокоповича, Антиоха Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова
Одновременно с формированием эстетического чувства у первобытного человека складывалась и
Одной из форм комического не является
Основа философской и эстетической концепции Гегеля
Основная фундаментальная проблема современной эстетики
Основной канал, при помощи которого средства эстетизации человеческой деятельности влияют на настроение и формирование личности, - это
Основной принцип эстетики романтизма
Основные принципы эстетического освоения действительности дополняются принципами
Основными видами эстетической деятельности являются эстетическое преобразование окружающей человека предметной среды, искусство и
Основными принципами эстетического освоения действительности являются
Основополагающий принцип эстетики Возрождения, опиравшийся на античные авторитеты и доводящий до логического конца светские тенденции называется
Основоположник немецкой классической эстетики
Основоположник просветительского движения во Франции
Особенностью содержания художественного произведения не является
Осознание своей эстетической потребности человеком порождает
Осознанное или неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении, называется
Осознанную, последовательную социальную ориентацию художника, включение миропонимания субъекта в русло общественных идей и устремлений принято называть
Отображение в искусстве национальных особенностей и национального характера народа называется
Отражение объективной действительности в абстрактно-теоретической и в чувственно-конкретной форме, причем отражение не столько того, что есть, сколько того, что должно быть, называется
Отражение реальности в искусстве предполагает
Отрицательным эстетическим понятием мы не можем назвать
Отход от мифа и противопоставление ему научного представления о закономерностях, господствующих в мире, первыми начали
Оценка не просто и не только является постижением ценности, но и
Парадигм теоретического постижения красоты на сегодняшний день насчитывается
Первобытные люди создавали орудия труда и предметы быта, имеющие симметричную и пропорциональную форму. Именно такая форма делала их наиболее
Пластический вид искусства, создающий замкнутый утилитарно-художественный мир, противостоящий стихийной среде, называется
По Канту, явления, пробуждающие в человеке идею бесконечного, абсолютного, заставляющие ощущать себя мизерным в качестве чувственного существа, но великим как существа разумного, можно определить как
По мнению Аристотеля, основным принципом эстетического отношения является
По мнению В. Соловьева, связующим звеном между Богом и миром, «душой мира» является Божественная Премудрость, называемая
По мнению Вольтера, причинами того, что современный мир лишен хорошего вкуса, являются (ется)
По мнению гносеолога Александра Баумгартена, логика -теория высшего интеллектуального познания, то эстетика - теория
По мнению Джозефа Аддисона, врожденная способность души воспринимать все прекрасное с удовольствием, а все несовершенное с неудовольствием называется
По мнению Дидро, приоритетным образцом для художника, создающего произведение искусства, является то, что
По мнению Дидро, чтобы правдиво восстановить образ человека, художник должен тщательно изучать
По мнению И. Канта, закономерно без закона, намеренно без намерения действует
По мнению Канта, идеалом может быть только
По мнению Монтескье, душа ярче всего проявляет себя
По мнению Н.А. Добролюбова, одно из ключевых эстетических понятий, возникающих в результате полного слияния науки и поэзии
По мнению немецкого просветителя Иоганна Иохима Винкельмана подражание ряду объектов приводит к созданию
По отношению к возвышенному человек
По сути, комическое - это
По сути, трагическое - это гибель
По Шеллингу, осознание субъектом первоначальной гармонии между объективным и субъективным, «самосозерцание духа» возможно только в (во)
По Шиллеру, отличительные признаки искусства
Подход к человеку в эпоху Возрождения, когда античный культ мудрости и знаний перерос в культ человека как единственного и суверенного носителя этих знаний, принято называть ренессансным
Познание воспроизводит не только свойства, присущие объекту, но и эмоциональное отношение личности к этим свойствам в сфере
Показатель объективно существующего несоответствия, противоречий между человеком и окружающим миром и стремления устранить это несоответствие - это
Понятие «образный» применимо в эстетике
Понятие гармонии связано с таким свойством действительности как
Понятие, в котором концентрируются наиболее значимые, характерные способы художественного отражения действительности, - это понятие __________ стиля
Потребность человека как биосоциального существа в оптимальной и гармонической деятельности, реализуемая в различных формах эстетической деятельности, в том числе - в искусстве, называется потребностью
Предмет, который в первобытном обществе не только выполнял свое утилитарное назначение, но и эстетически удовлетворял человека, становился
Предмет, который совпадал с представлением первобытного человека о совершенном предмете, приобретал новую общественную функцию
Предметы быта, созданные по законам красоты, но с утилитарной целью, являются произведениями
Представитель французского Просвещения - Клод Адриан Гельвеций - был
Представителя скептиков, опровергавшего все основные понятия эстетики и считавшего науку об искусстве невозможной, звали
Представителями пифагорейской школы впервые разработаны
Представление о наиболее совершенном предмете, с которым человек сравнивает создаваемый им предмет, является
Прекрасно то, что полезно для человека. Так считал
Прекрасное - это некая «одухотворенность» объекта, порожденная
Прекрасное - это сфера
Прекрасное и возвышенное коренятся в
Прекрасное обусловлено соответствием
При восприятии возвышенного мы чаще всего испытываем
Признаки знаковости присутствуют
Признаком любой научной системы не является
Признаком художественной образности мышления не является
Признаком художественной целостности произведения искусства не является
Признаком художественности конкретного произведения может выступать только
Применяя принцип эстетической целесообразности, мы
Принцип историзма не предполагает соблюдение следующего условия
Произведение искусства, которое может одновременно находиться в разных местах, - это
Происхождение, возникновение художественного образа, а в более широком смысле - и процесс его развития называется
Просветители считали, что морально-политическое воспитание должно превратить людей в граждан, а смягчить и объединить их может только
Просветитель, считавший, что совершенство произведений искусства заключается в «прикрашенном» подражании природе
Пространственная перспектива была открыта художниками
Пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, называется
Противопоставление природы и цивилизации в пользу природы - одна из основных тем в творчестве
Противоречие, к которому приходит экзистенциализм, утверждая самодовлеющую ценность индивида, состоит в том, что
Проторенессанс как период развития культуры возник в
Процесс создания новых эстетических ценностей, который находит полное свое выражение в создании и исполнении произведений искусства, называется
Развертывание эстетических чувств от воображаемых отрицательных к реальным положительным называется
Развитие техники и средств массовой коммуникации в социуме
Различия поэзии и изобразительного искусства, проявившиеся в художественном процессе отпочкования видов искусства, первым проанализировал
Расширение понятия «возвышенное» до эстетической категории принадлежит
Реальной основой для формирования эстетического идеала является прекрасное, возвышенное и героическое, которое человек
Результат творчества в сфере искусства и предмет художественного восприятия, обладающий определенным уровнем законченности и выразительности, называется художественным
Репрезентативный и актуальный виды искусства в определенный период развития культуры
Романтическая поэзия, по мнению самих романтиков, должна была стремиться стереть грани между
Русские мыслители - Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков, А.Я. Поленов, Я.П. Козельский, Д.И. Фонвизин, П.С. Батурин, Н.И. Новиков, находясь под влиянием Запада, продолжали традиции
Самая широкая, специфически фундаментальная категория какой-либо науки, определяющая ее сущность, называется
Самое широкое положительное общественное значение явления, его позитивную ценность для человечества как рода принято называть
Самообщение, которое может осуществляться в качестве внутреннего обсуждения сложной проблемы, внутреннего монолога в форме диалога или как отношение между сознанием и подсознанием, называется
Свободный, гармонически развитый человек был идеалом прекрасного не только в эпоху античности, но и в
Связь прекрасного с возвышенным коренится в том, что они являются
Сигнал, несущий непреднамеренную, необработанную информацию, является
Синтез определенных видов искусств, характеризующийся их нерасчлененностью, органическим единством, предшествовавшим отпочкованию видов искусств, называется
Синтетический вид искусства, способный отразить мир (реальный и внутренний мир художника) во всем его многообразии в виде зрительных и звуковых подвижных образов, - это
Система материальных изобразительно-выразительных средств, свойственных определенному виду искусства называется художественным
Система отношений, в которой субъект играет активную, а объект - пассивную роль, называется системой
Системой предметных значений и смыслов знаков в искусстве выступает
Слова, цвета, звуки, в которых овеществлен художественный образ, называется уровнем
Слово
Сложное психическое образование, своеобразная форма отражения действительности, в которой объект-субъектные отношения существенно отличаются от этих же отношений в познавательном отражении действительности, - это эстетические
Смех всегда радостное «разочарование-изумление», которое прямо противоположно
Смешное является конкретным проявлением
Событийный костяк художественного произведения, то, что можно мысленно вычленить из сюжета и пересказать, называется
Совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества художника, проявляющаяся в типичных для него темах, идеях, характерах, конфликтах, в своеобразии изобразительно-выразительных средств, художественных приемов, называется
Совокупность изобразительно-выразительных средств и приемов для воплощения идейно-эстетического содержания в художественном произведении называется
Совокупность образов, система художественных высказываний, сложившаяся в художественное сообщение, называется
Совокупность принципов отбора, художественного обобщения, идейно-эстетической оценки действительности с позиции конкретно-исторического эстетического идеала, регулирующих процесс художественной деятельности, называется художественным
Совпадение созданного первобытным человекам предмета с его представлением о совершенном предмете порождало у человека
Современные структурные методы изучения искусства восходят по своей сути к эстетике
Содержание и форма художественного произведения находятся в следующем соотношении
Содержание произведений художественного творчества человечества становится достоянием отдельной личности и оказывает на нее свое специфическое воздействие в процессе
Содержание произведения искусства не является
Содержательное единство положенное художником в основу произведения искусства называется
Содержательную предметность, ставшую художественной традицией мирового или национального искусства, можно назвать темой
Создавая произведение искусства, художник пользуется
Создавая эстетические суждения, мы выходим на уровень
Сознание человека спонтанно стремится к
Сознательное эстетическое оформление предметов возникает в первобытном обществе потому, что в процессе разнообразной практической деятельности формируются
Соотношение между классицизмом и академизмом можно характеризовать как
Соотношение реального и идеального в количественном отношении выражают категории
Соотношение эстетической и художественной деятельности можно определить так
Составной частью оценки не является
Социальное явление, в котором воплощаются эстетические идеалы общества, называется
Социальное явление, в котором объединяются деятельность по необходимости со свободной деятельностью, вдохновение и творческое самовыражение с рационализмом и самоограничением, называется
Социальное явление, которое дает нам восприятие мира в его целостности и выступает хранителем целостности человеческой личности, целостности культуры, называется
Специфика искусства как формы общественного сознания определяется его предметом, выполняемыми им функциями и
Специфику бытия художественного образа определяет единство
Специфическая знаковость присуща
Специфическая идейно-эмоциональная, идейно-художественная область значения и смысла в художественном произведении называется
Специфическая форма пространственных отношений, свойственных «художественной реальности», называется
Специфически эстетический вид деятельности, в котором чувственно-образное отображение действительности находит адекватный способ продуктивной реализации, называется
Специфическое отражение человеком произведений искусства, а также объектов природы, социальной жизни, культуры, имеющих эстетическую ценность, называется
Спиритуализм, обусловленный важнейшей регулятивной идеей монотеистического Бога, - специфическая особенность эстетики
Способ выражения и преобразования упорядоченности содержания в упорядоченность формы называется
Способ духовного освоения мира, выражающий не истину, а установление связей между субъектом и объектом, причем объект имеет значение не сам по себе, а непременно для субъекта, принято называть
Способ материально-предметного воплощения содержания по законам данного вида и жанра искусства называется
Способ построения художественного произведения называется
Способ создания художественного образа, характеризующийся обобщением и индивидуализацией, называется
Способ типизации, при котором выдвигается принцип тождества и абстрактно-логическая манера создания типа, характерен для искусства
Способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок, называется эстетическим
Способность предметов быть носителями социальных и культурных значений составляет основу их
Способность сознания перерабатывать, преобразовывать материал восприятия, создавать на его основе новые образы называется
Способность человека, проявляющаяся в художественном творчестве, неповторимое единство эмоциональных и интеллектуальных особенностей художника называется
Способом существования художественного образа не является
Средневековой культуре присущ
Структура эстетики, предложенная Александром Баумгартеном
Ступенью стилевой системы не является
Субъективная чувственность человека, эстетические потребности и стремление человека к эстетическим идеалам могут получить объективированную форму
Субъектно-объектная система, в которой объект выступает в качестве сигнала и переводит систему из равновесия в динамическое состояние, называется эстетическим
Субъектом в искусстве называется
Суждения о значимости чего-либо для человека, о соответствии предметов или явлений представлениям о пользе, совершенстве, красоте, то есть о соответствии их определенным нормам, идеалам принято называть
Сущность эстетического вкуса заключается в
Сущность эстетического понятия прекрасного, по Демокриту
Сущность этого явления «сверхприродна» и имеет общественно-исторический, социокультурный характер, который реализуется через личность, оно называется
Сферой трагического, помимо трагедии, могут стать художественные произведения многих жанров, но не
Сферой эпического не может стать
Теоретик классицизма, автор трактата «Поэтическое искусство»
Теорию интерпретации, учение о понимании смысла мы определяем понятием
Теория гениальности, созданная Гельвецием, состоит в том, что
Теория и практика эстетического образуют диалектическое единство противоположностей, в котором решающая роль принадлежит
Теория или модель постановки проблемы, принятая в качестве образца решения научной задачи, - это
Термин «эстетика» введен
Термин «эстетика» произошел от греческого слова «aistetikos», которое в переводе означает
Термин, обозначающий душевное очищение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний, один из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека - это
Типичными формами отражения возвышенного в искусстве являются
Типология способов обобщения в классическом искусстве XIX в. не предполагает формы
То, в чем желаемое, должное предстает в адекватной чувственно воспринимаемой форме, выявляя свою сущность, называется эстетическим
Только человек способен относиться к миру как к чему-то
Точка зрения, которая не утвердилась в истории эстетики
Трагическое и комическое зарождается в
Традиционный способ отбора средств, при котором осуществляется композиционное распределение пластов произведений, называется ________ стилем
Традиция, возникшая в изобразительном искусстве Древнего мира и сохранявшаяся устойчиво и долго в иконописи, которая роднит живопись с литературой, определяется в эстетике как
У древнегреческих натурфилософов одно и то же слово означает одновременно: мироздание, украшение, наряд, красоту, порядок, гармонию - это
У древних народов любое отношение к миру было эстетическим, поскольку их отношения с миром были
Уровень художественного образа, благодаря которому происходит переживание образов искусства в процессе эстетического восприятия, уровень чувств и эмоций называется
Уровень, на котором формирование художественного образа является чисто интеллектуальной операцией, называется
Условием существования совершенного художественного произведения является
Утверждение, что эстетические свойства являются результатом одухотворения мира божественным началом или идеей, характеризует позицию
Утилитарно-практический подход к жизненному материалу
Ф. Шиллер утверждал, что возвышенное вызывает
Фактором, не влияющим на суть отношений между произведением искусства и эстетическим субъектом, можно назвать
Философ, который видел в возвышенном этап движения абсолютного духа, которому соответствует романтическая стадия развития искусства
Философ, который определял возвышенное как прекрасное, идущее навстречу потребности человека в великом, превосходном, - это
Философ, не представлявший направление экзистенциализма
Философское учение, которое превратило смерть в центральную проблему философии и искусства, называется
Фома Аквинский стремился использовать для теоретического осмысления христианства и теологического искусства теорию
Форма синтеза искусств, возникшая в средние века и характеризующаяся взаимодействием отдельных элементов разных видов искусств, называется
Форма синтеза искусств, при которой виды искусства равноправно взаимодействуют, сливаясь в нечто новое, называется
Форма синтеза искусств, при которой один вид искусства доминирует над другим, называется
Форма синтеза искусств, при которой одно искусство вбирает в себя другие, оставаясь самим собой и сохраняя свою художественную природу, называется
Форма синтеза, при которой один вид искусства становится основой другого, не участвуя напрямую в художественном результате основными своими элементами, называется
Форма синтеза, при которой один вид искусства становится средством передачи другого, называется
Формами синтеза, особенно характерными для современности, можно назвать
Формой выражения постоянно действующих фактов духовной, культурной жизни общества, нации является _______ стиль
Формой отображения в сфере искусства является
Форму и результат общественной деятельности, где происходит постоянное соотнесение чувственных явлений повседневной жизни с существенными отношениями, с эстетическими идеалами, с тем эстетически общим, непреходящим, что лежит в основе чувственного многообразия бытия, принято определять как
Французский просветитель Шарль Луи Монтескье утверждал, что в мире господствует всеобщая закономерность, которой подчиняется все
Французский просветитель, стоявший во главе сентиментализма как литературного направления
Функционирование знака создает знаковую ситуацию, в которой
Характеристику истоков содержания, лежащих в сфере объективной действительности, принято относить к теме
Характерный для данного художника строй чувств, персонажей и проблем относится к теме
Хатчесон считает, что в мире
Художественная идея, выраженная в понятийной форме, не используется в
Художественная идея, играющая синтезирующую роль по отношению ко всей системе художественного произведения, его частям и деталям, воплощаясь в конфликтах, сюжете, композиции, ритме, называется
Художественная культура строится на основе
Художественно-выразительный образ, с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент деятельности, называется
Художественное произведение, являясь минимальной единицей, элементом художественной культуры, выступает в качестве
Художественный метод как совокупность принципов отбора и художественного обобщения не определяется
Художественный образ
Художественный образ
Художественный образ в сфере искусства является
Художественный образ и художественное произведение являются понятиями
Художественный образ как форма мышления не предполагает наличия
Художественный образ не является
Художественный образ обычно не анализируется с точки зрения выявления в нем диалектики
Художественный образ получает конкретно-чувственную предметность и становится доступным нашему восприятию благодаря
Художественный образ представляет собой
Художественный образ существует
Художественный текст в процессе социального бытия, культурной коммуникации обретает статус художественного произведения и поэтому
Художник, который может выразить что-то только через себя, только через свое тело, свой голос, свою интонацию, - это
Целенаправленная система действенного формирования человека, способного воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, эстетически осваивать мир, называется
Целостность эстетического сознания, органическое объединение в нем понятий, чувственных образов, эмоций, волевых стремлений делают его незаменимым способом
Целостный образ человека, воплощенный в произведении искусства, называется
Целостный образный строй не содержится в системе
Целью создания художественного произведения не является
Ценностная ориентация складывается в
Ценность и оценка образуют саморегулирующуюся систему прямой и обратной связи, благодаря чему в истории культуры происходит
Человек не может воспринимать
Человек переживает знание о мире как свое собственное ощущение
Человек, который творчески работает в какой-нибудь области искусства, называется
Чернышевский считал, что трагическое - это
Чтобы использоваться в произведениях искусства, художественные знаки
Чувственно воспринимаемый предмет, обозначающий другой предмет и замещающий его в целях коммуникации, называется
Шеллинг считает, что природа развивается по законам, параллельным мыслительному процессу. Чтобы соединить эти области, идеальное с реальным, философ вводит понятие
Шеллинг утверждал, что специфика искусства состоит в
Шиллер рассматривал образы сознания, «духов лики» как зеркала, в каждом из которых отражается
Шиллер считал аморальным и антиэстетичным, нарушающим гармонию природы человека такое явление, как
Шиллер утверждал, что красота вовсе не жизнь, а общий объект побуждения к
Шиллер, считавший несвоевременным заботу о своде законов для эстетического мира, предлагал заняться в первую очередь
Школа, которой принадлежит теория, основанная на атомистической концепции о вечной и нерушимой материи, называется
Э. Бёрк считал, что категории «прекрасное» и «возвышенное»
Элемент художественной системы, который основывается на выявлении сходства явлений действительности, присущий мышлению художника, называется
Элемент эстетического сознания, который часто называют вторичным суждением вкуса, - это эстетическое
Элементом культуры как системы, как сложного целого, не является
Эстетизация количества воплощается в категории
Эстетик эпохи Просвещения, автор теоретического исследования «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии»
Эстетик, который не считал, что возвышенное есть высшая степень прекрасного
Эстетик, определявший возвышенное как гордость человека, возникающую благодаря преодолению страха в процессе веры, - это
Эстетика классицизма основана на принципе
Эстетика устанавливает для всей системы искусства и искусствоведческих наук
Эстетическая деятельность формируется на основе
Эстетическая категория, в которой количественная сторона выступает на первый план и развивается так активно, что разрывает границы меры, - это
Эстетическая категория, воплощающая враждебные нашему идеалу качества, - это
Эстетическая категория, которая имеет у Н. Г. Чернышевского не качественный, а количественный характер, называется
Эстетическая категория, которая не может привести душу воспринимающего к очищению - это
Эстетическая категория, которая первоначально была осмыслена как стилистическая фигура риторики, - это
Эстетическая концепция, утверждающая абсолютную самостоятельность и автономность художественного творчества, отрицающая связь искусства с общественной жизнью, называется
Эстетическая оценка действительности, мнение об эстетическом предмете или явлении называется эстетическим
Эстетическая оценка, обусловленная процессом продуктивного творческого мышления, называется
Эстетическая специфика содержания художественного произведения существует независимо от
Эстетическая теория прежде всего характеризуется
Эстетические вкусы, суждения, идеалы и теории вырабатываются благодаря
Эстетические идеалы закономерно возникают в процессе
Эстетические категории «трагическое» и «комическое» определяют ценностные свойства
Эстетические категории, выражающие соотношение реального и идеального в качественном отношении, - это
Эстетические отношения не бывают
Эстетические потребности и идеалы в их совокупности составляют в практической деятельности человека
Эстетические свойства природных явлений и явлений общественной жизни
Эстетические теории Просвещения, особенно на раннем этапе, были тесно связаны с традициями
Эстетический вкус выражает
Эстетический вкус подразумевает _________________ освоение действительности
Эстетический идеал всегда имеет позитивный личностный характер для
Эстетический идеал всегда имеет характер
Эстетический идеал является высочайшей степенью синтеза и обобщения, но обобщения эстетического, не превращающегося в научную абстракцию и сохраняющего
Эстетический смысл трагического определяется причастностью
Эстетическим мы не считаем понятие
Эстетическим объектом непременно должно быть нечто
Эстетическими целями является осознанное
Эстетическо-гедонистические отношения - это
Эстетическое возникает при взаимодействии
Эстетическое воспитание при помощи эстетических средств осуществляется через
Эстетическое восприятие не может включать в себя этап
Эстетическое как объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью общества, это мнение
Эстетическое как результат наложения внутреннего богатства индивида на эстетически нейтральную действительность понимают представители
Эстетическое освоение среды, окружающей человека, вид искусства, вторгающийся в повседневную жизнь человека, называется
Эстетическое отношение - это такой феномен, который рождается из взаимодействия
Эстетическое отношение первоначально имеет характер
Эстетическое свойство, которое, по Канту, то притягивает, то отталкивает, не доставляя положительного удовольствия, а давая отрицательное наслаждение, - это
Эстетическое сознание определяется
Эстетическое сознание является формой
Эстетическое является таким же свойством природы, как ее физические и химические свойства - так считают
Эстетической не является категория
Эстетическому восприятию гармоничного явления природы и общества человеком не мешает
Явление, лежащее в основе эстетического восприятия, напрямую связанное с психофизиологическим процессом переживания и сопереживания, называется эстетическим
Явление, оказывающее воздействие на чувства и несущее ту или иную информацию, в семиотике определяется как
Явления, позволяющие нам выражать мысль через чувственный образ и наоборот, принято называть
Ядром эстетической деятельности является