В зависимости от коллектива, типа и уровня сложности все педагогические задачи могут быть задачами социального управления или управленческими задачами:
В научной литературе отмечается, что процесс решения состоит из двух актов: анализа и оценки управляемой системы, среды и собственно принятие решения как результат сопоставления сложившегося представления с целью деятельности:
Конструктивная и гностическая деятельность могут быть осуществлены при наличии у педагога аналитических, диагностических, организаторских и проективных умений:
Критерий - правило, позволяющее сопоставить альтернативы между собой с точки зрения их эффективности для достижения цели и осуществить выбор альтернатив:
Педагог может решать или только стратегические, или оперативные задачи:
Педагогическая деятельность должна согласовываться с индивидуальными характерологическими особенностями, с акцентуациями характеров:
Педагогический анализ при подготовке решения - обязательно единоличный акт специалиста, педагога, преподавателя, руководителя:
Педагогическое мышление педагога проявляется в анализе информации, относящейся к решению задачи, т. е. ее условий, средств и способов решения:
Педагогическое решение - поиск и выбор путей для достижения нужного педагогического результата:
Первым этапом в деятельности педагога выступает целеполагание:
Планы обучения и воспитания как проекты деятельности педагога могут быть перспективными и оперативными:
После постановки конкретных целей (целеполагание) определяются исходные условия и содержания проблемы педагогической задачи:
Прием содержательно-функционального анализа реализуется независимо от системно-структурного анализа:
Принятие решения может быть актом волевым, интеллектуальным или эмоциональным в зависимости от того, какой именно психологический процесс играет ведущую роль, доминирует в актах принятия решений:
Различают частные и всеобщие педагогические задачи:
Решение задачи - творческая мыслительная (речемыслительная) и соответствующая взаимосвязанная практическая деятельность учителя и ученика:
Синтез - разложение целого на части:
Ситуация успеха гораздо эффективнее подстегивает ученика, чем ситуация неудачи:
Стратегическая цель истинно профессиональной деятельности учителей - создание благоприятных условий для возможного позитивного развития личности каждого ребенка с учетом его индивидуально-психологических возрастных особенностей: