Верны ли утверждения?
А) Первобытное общество - орду называют «обществом без стариков» и «обществом сильных людей», имея в виду, что люди слабые погибали довольно быстро, не получая помощи и поддержки со стороны своих соплеменников
В) Происходил действующий в животном мире и распространявшийся в этот период истории на дикого человека естественный отбор, в результате которого выживали наиболее молодые, ловкие и сильные
Верны ли утверждения?
А) «Отцом» античной этики считают Сократа
В) «Отцом» античной этики считают Платона
Верны ли утверждения?
А) Аристотель был первым философом, заявившим об абсолютной объективности, независимости от человека моральных ценностей
В) Платон был первым философом, заявившим об абсолютной объективности, независимости от человека моральных ценностей
Верны ли утверждения?
А) Аристотель впервые в истории этической мысли исследовал структуру человеческого поведения, выявляя в ней цель, средства и действия
В) Важной стороной его представлений о свободе воли человека (в выборе цели, средств и самого действия) является обоснование в этом процессе роли характера человека
Верны ли утверждения?
А) Большинство известных российских философов, сами будучи верующими людьми, связывали свои этические понятия, в том числе и понятия, относящиеся к помощи неимущим, с православием как основой мировоззрения большинства своих сограждан
В) Этические традиции благотворительности русского народа уходят корнями в воззрения древних славян, труды православных богословов и светских философов, причем в своей сущностной основе подходы и тех, и других не противоречат друг другу
Верны ли утверждения?
А) В Древней Руси этика помощи человеку не оформлялась в отдельную отрасль знаний и не фиксировалась произведениями, посвященными этому вопросу
В) Этические взгляды на проблемы помощи и взаимопомощи существовали только в самом общем виде, в контексте норм человеческого общежития, что доказывает обыденность самого факта оказания помощи
Верны ли утверждения?
А) В период языческой Руси славяне оказывали помощь нуждающимся для того, чтобы сохранить целостность и жизнеспособность рода
В) Православие требует оказывать помощь страждущим потому, что для дающего милостыню или оказывающего другую помощь это наиболее надежный способ обрести Царствие Небесное
Верны ли утверждения?
А) В советский период считалось, что в государстве с самым гуманным общественным строем, в условиях плановой экономики все граждане социально защищены, дополнительных мер, таких, например, как система благотворительности, не требовалось
В) В советский период необходимо было решать вопрос обеспечения отдельных категорий граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя содержать; государство считало своим долгом заботу о таких гражданах взять на себя полностью
Верны ли утверждения?
А) Моральные нормы содержат предписания должного поведения
В) Моральные нормы фиксируют нравственные аспекты личности, которые необходимы для нормативно одобряемого поведения, поскольку с точки зрения морали могут оцениваться действия, поступки и мотивы деятельности
Верны ли утверждения?
А) Первые, наиболее общие и объективные с точки зрения потребностей совместного проживания и деятельности людей, моральные принципы, отмечаемые историками и этнографами, получили закрепление в религиозных нормах и заповедях
В) Введение на Руси православия в качестве официальной государственной религии и идеологии сделало его догматы основой этических воззрений верующего населения
Верны ли утверждения?
А) Преподобный Иосиф Волоцкий не только сам помогает нуждающимся, во время голода отворив житницы и выдавая питание в день семистам страждущим, но и призывает к милосердию князей и бояр
В) Старец Серафим Саровский призывал делать добро, считая это важнейшим средством достижения цели истинного христианина — обретения Царствия Небесного
Верны ли утверждения?
А) Сами понятия «благо», «добро» и «зло» в первобытный период для человека ничем, практически, не отличались от ощущений животного: тепло, сытно, безопасно — добро, благо; опасность, голод, холод — зло
В) Первобытный человек является коллективистом, но не в силу своей высокой нравственности, а в силу необходимости бороться за существование
Верны ли утверждения?
А) Сущность этики утилитаризма состоит в том, что она делает акцент на результатах действия
В) Если действие приносит больше пользы, чем вреда, то оно является правильным; последствия действия, а не мотивы определяют его правильность
Верны ли утверждения?
А) Христианизация славянского мира наполнила всю систему жизнедеятельности новой философией, основанной на деятельной любви к ближнему
В) Общественная система взаимопомощи, в основе которой с архаического периода закрепился принцип «ты — мне, я — тебе», дополняется христианским мировоззрением, базирующимся на подходе к реципиенту с позиции «я — тебе»
Верны ли утверждения?
А) Христианская идеология и философия привносит новое осмысление деятельности ее субъектами, трансформирующее нормативно-регулятивную функцию социальной помощи
В) Табу традиционных норм поведения, стереотипные обычаи дополняются нравственным осознанием и свободным выбором субъектами своих действий и поступков, мотивированным желанием помочь ближнему
Верны ли утверждения?
А) Эвдемонистическая этика Аристотеля являлась реалистической доктриной «золотой середины»
В) Рационализм этики Аристотеля имеет отличительные особенности: он утверждал, что знания добра, блага не всегда приводят к добродетельным поступкам; чтобы эти знания стали нормами поведения, человеку необходимы воля, самодисциплина
________ как характеристика «человека помогающего» - жизнерадостность, оптимизм, стремление к активности
________ – неформальное влияние какого-либо лица или социальной группы, основанное на знаниях, умениях, опыте или нравственных достоинствах
________ - качество, которое предполагает умение социального работника предвидеть все объективные нравственные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие клиентом, коллегами и другими людьми
________ - моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей
________ - наука о разных аспектах нравственной деятельности субъектов социальной работы, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного процесса профессиональной деятельности социального работника
________ - одна из высших форм способности человека оценивать и контролировать свои поступки (в том числе и поступки в профессиональной деятельности) с точки зрения моральных требований
________ - постижение эмоционального состояния, проникновение — «вчувствование» в переживания другого человека
________ - специфически социальные определения объектов и явлений окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека, группы, общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное)
________ - характерный для первобытного мышления комплекс представлений, выражающий категорический запрет агрессивных или сексуальных побуждений, направленных на «неприкасаемые» объекты
________ - этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений
________ - наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, которые складываются в процессе их труда и вытекают из содержания их профессиональной деятельности
________ - нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами
________ - образование для всех членов общества условий для реализации своих возможностей и удовлетворения жизненных потребностей
________ - правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений
________ - превращение требований нравственности, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную задачу конкретного специалиста, сформулированную применительно к частным ситуациям, но базирующихся на общенормативных требованиях профессиональной деятельности в области социальной работы
________ - социальный организм, замкнутое сообщество, противостоящее всему остальному миру в жестокой борьбе за существование; первобытный человек является коллективистом в силу необходимости бороться за существование
________ - строгое, неуклонное проведение какого-либо принципа в действии, поведении и мысли, исключающее какие-либо компромиссы, особенно в моральном отношении
________ - субъект, принимающий адресованную ему социальную помощь
________ - умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению
________ - учение о должном поведении, поступках, образе действий
________ - учение о ценностях
________ - философская точка зрения, согласно которой все знания рассматривают лишь как относительно правильные, ибо они обусловливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий субъект
________ - этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждение как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения
________ социальной работы - социально-значимые ценности, которые представляют собой совокупность идей, представлений, правил, традиций, регламентируют деятельность социального работника, направленную на гармонизацию отношений в системе «общество — личность»
________ как характеристика «человека помогающего» – высокая честность, порядочность, совестливость — осознаваемая мораль
________ как характеристика «человека помогающего» – прозорливость, высокое развитие познавательных способностей
________ как характеристика «человека помогающего» – способность здраво оценить ситуацию, контролировать свое поведение и эмоции
________ подход к профессиональной этике – подход, который предлагает оценивать с морально-этических позиций не столько результаты профессиональной деятельности, сколько саму деятельность
________ поход к профессиональной этике – подход, который рассматривает вопросы этики в профессиональной деятельности, как нечто внешнее по отношению к содержанию самой деятельности
________ социально-помогающей деятельности - функция, отражающая поведение общинников, которое было направлено на сохранение родового пространства, позволявшего существовать индивиду и быть защищенным сильным обществом
________ социально-помогающей деятельности – функция, отражающая социальное поведение общинников при котором традиционные нормы архаических форм поддержки и защиты родового пространства передавались из поколения в поколение как социокультурный опыт
________ социальной работы – комплекс норм и предписаний о долге и профессиональных обязанностях социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой
________ социальной работы – основные понятия этики, отражающие существенные стороны профессиональной морали и составляющие теоретический аппарат этики социальной работы
________ специалиста по социальной работе — это определенная система принципов и норм, оценок и убеждений, оказывающих влияние на исполнение профессионального долга, на взаимоотношения с клиентом, коллегами, обществом
________ функция социально-помогающей деятельности – функция, характеризующаяся тем, что внутри рода существовала взаимная обязанность в материальной помощи, защите, отмщении обид; каждый знал, что на защиту потерпевшего встанет весь род
________ этики социальной работы включает в себя нравственное сознание, нравственное отношение, нравственную деятельность
________ – (букв. повивальное искусство) — предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов
________ – «отеческое» отношение государства к реципиентам социальной помощи и поддержки, исключение благотворительности как форм поддержки, а ее субъектов как активных участников социально-помогающей деятельности
________ – исторически сложившаяся и распространенная в обществе или группе форма действий, повторяющихся в определенных обстоятельствах
________ – наивысшая степень нравственного сознания социального работника, которая характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики
________ – необходимость выбора между двумя исключающими друг друга положениями; как правило, выбор одной из двух противоположных возможностей одинаково затруднителен
________ – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы, общества
________ – основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали
________ – понятие морального сознания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в социальной работе
________ – понятие морального сознания, сходное с категорией «достоинство», включает осознание специалистом себя как профессионала
________ – правила, определяющие то, как человек с нравственной точки зрения должен поступать в той или иной конкретной ситуации
________ – противоречивая ситуация морального выбора: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы
________ – свод правил, которые обеспечивают нравственный характер взаимоотношений между субъектами и объектами профессионального взаимодействия
________ – система моральных норм и требований, обязательных для работников определенной профессии, отражающаяся в моральном сознании общества в качестве его составной части
________ – сторона других видов человеческой деятельности: производственной, политической, научной; она составляет нравственный мотив деятельности — желание совершить добро, исполнить долг, отстоять личную честь и достоинство
________ – этическая теория, сторонники которой видят источник нравственности в природе человека как такового, в его естественном стремлении испытывать наслаждение и избегать страдания, а не в законах общественной жизни
________ – этический принцип, в соответствие с которым социальный работник или другой представитель этой профессии не имеет права раскрыть информацию о клиенте без согласия последнего
________ — совокупность поступков, совершенных не по соображениям выгоды, а по велению совести, по критерию справедливости и добра
Категорический императив по ________ – обозначенное нравственное прдписание, в противоположность личному принципу (максиме): правило, выражающее должествование
Неустранимость из социальной работы человеческого фактора обязывает социального работника проецировать его личностные качества в ________ измерение
Объектом изучения этики социальной работы является ________ специалистов
Осознание социальным работником своего профессионального долга включает в себя
Осознание социальным работником своего профессионального долга включает в себя
Осознание социальным работником своего профессионального долга включает в себя
Поиск ________ в отношениях между обществом, государством и человеком становится одним из ведущих направлений изменения современного общественного миропонимания
Профессиональная этика конкретизирует общие ________ требования применительно к своеобразию соответствующей профессии
Современные социальные государства в своем развитии ориентируются на принцип ________, определяющий развитие «общества всеобщего благосостояния»
Социальная ________ - вид профессиональной деятельности, где забота о благе всех и каждого является предметом повседневной практической деятельности, вследствие чего она может и должна влиять на процессы гуманизации общественных отношений
Специфика профессиональной этики социальной работы обусловливается, прежде всего, особенностями ________ социальных учреждений
Этический аспект целеполагания противопоставляется ________, относящемуся к способу достижения поставленных целей, решения конкретных практических задач с точки зрения эффективности социальной работы