Академические способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника:
Академические способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета:
Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей:
Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта:
Концепция педагогических способностей, развиваемая Н. В. Кузьминой и ее школой, представляет собой наиболее полную системную трактовку:
Наряду со "специальными" учительскими свойствами, которые были отнесены к "умственным", П. Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные "нравственно-волевые свойства" учителя:
Организаторские способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета:
Педагогическая психология традиционно включает специальный раздел "Психология учителя":
По А. К. Марковой, к субъективным характеристикам относятся профессиональные, психологические, педагогические знания:
По К. К. Платонову, личность рассматривается как простейшая структура:
При рассмотрении педагога как субъекта деятельности исследователи выделяют профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные:
Приоритет учителя дошкольников и младших школьников обусловлен его ответственностью перед возрастными особенностями обучаемых:
Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики:
Существующие представления о структуре субъектных свойств (качеств, характеристик, факторов) дают основание выделить четыре группы:
Учитель - товарищ, понимающий, уважающий ребенка, вызывающий его доверие:
Хотя психофизиологический компонент недостаточно исследован и определен, он должен быть зафиксирован как реально существующий и в перспективе интересный для дальнейшего изучения: