В настоящее время системно разработаны два основных направления развивающего обучения: В. В. Давыдова и Л. В. Занкова:
В подростковом возрасте доминирует учебная деятельность:
Обучаемость субъекта учебной деятельности проявляется в ее особенностях и характере, влияя на стиль этой деятельности:
Обучаемость человека - один из основных показателей его готовности к учению, к усвоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы:
По словам Л. С. Выготского и Дж. Брунера, развитие идет впереди обучения, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования:
При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний:
Принцип преемственности трансформируется в принцип качественного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с разными этапами психического развития:
Продуктивность - качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатом труда:
Процесс развития личности (по А. Адлеру и Э. Берну) рассматривается как процесс преодоления чувства неполноценности ребенка, который может проходить разными путями, обусловливая разные типы личности и разные стили жизненного сценария и реальной жизни человека:
Развивающее обучение - продуктивная реализация принципа опережающего развитие обучения, по Л. С. Выготскому:
Развитие - объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека:
Согласно концепции Ж. Пиаже (1966 г.), развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды:
Социальное развитие человека состоит в его постепенном отдалении от общества:
Способность к развитию - важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека:
Стадия конкретных операций включает стадию формальных операций:
Структура интеллекта постоянно меняется:
Учение в процессе обучения решает задачу развития: