В кризисном периоде развития исполняющее действие трансформируется в пробующее, исполнительская часть действия уступает место ориентировочной:
Возникшее в онтогенезе качество (по Э. Эриксону) потенциально двухполюсно, внутренне конфликтно:
К десяти годам у ребенка формируется внеситуативно-личностное общение со взрослыми:
К критическим периодам (по Л. С. Выготскому) относятся: кризис новорожденности, одного года, семи лет, тринадцати лет, кризис семнадцати лет:
Кризис - свидетельство совершившегося перелома:
Кризисы возрастные - особые, продолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями:
Направленность означает, что развитие всегда идет в направлении меньшей сложности:
Обесценивание - потеря значения эмоциональных отношений с близкими:
Предкритическая фаза состоит в том, что ребенку открывается полнота той реальной формы, в которой он живет:
Прежде чем критическая фаза завершится, должна произойти рефлексия собственных способностей:
При адекватном педагогическом отношении к "чувству взрослости" подростков возникает симптом трудновоспитуемости:
Психические новообразования - структуры психики (личности, сознания), появление которых определяет магистральные линии возрастного развития и перехода к новой социальной ситуации развития:
Своеобразие психической жизни новорожденного - преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, отсутствие собственных переживаний от восприятия объективных вещей:
Суть перехода состоит в единстве созидания и разрушения, непрерывности и прерывности:
Упорядоченность - изменения происходят в определенной логической последовательности, при которой каждый следующий этап определяется предшествующим и закладывает основы последующего:
Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на чем-то лишь потому, что он этого потребовал: